Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока литературы в 11-м классе.Поэты–футуристы.Иронизирующее дитя и Гений Игорь Северянин - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока литературы в 11-м классе.Поэты–футуристы.Иронизирующее дитя и Гений Игорь Северянин


Автор(ы): Шевченко Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: познакомить с личностью и поэзией И.Северянина, показать истоки и значение его творчества.
Оборудование урока: репродукции картин К.Малевича, В.Кандинского, В.Татлина; портрет поэта; портреты поэтов-футуристов; диски с музыкой Прокофьева, звучание скрипки; презентация.
Методические приёмы: лекция с элементами беседы; выразительное чтение стихов и их анализ; просмотр презентации; работа с репродукциями картин; творческая работа; реализация индивидуального домашнего задания.
Не пой толпе! Ни для кого не пой!
Для песни пой, не размышляя -
кстати ль?..
Пусть песнь твоя – мгновенья звук
пустой, -
Поверь, найдётся почитатель.
И. Северянин.

I. Проверка домашнего задания.

1. Футуризм. Группировки.

Футуризм – авнгардистское течение, открыто провозгласившее ломку живого поэтического языка, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Группировки:
Группировки “Гилея” Петербургские эгофутуристы “Мезонин поэзии” “Центрифуга”
Местонахождения Москва Петербург Москва Москва
Представители В.Маяковский
Д.Бурлюк
В.Хлебников
В.Каменский
А.Кручёных
И.Северянин
Г.В.Иванов
И.В.Игнатьев
К.Олимпов
В.Гнедов
П.Широков
В.Шершеневич
Хрисанф
К.Большаков
Р.Ивнев
Б.Лавренёв
С.Бобров
И.Аксёнов
Б.Пастернак
Н.Асеев
Божидар
Сборники “Дохлая луна”
“Молоко кобылиц”
“Вернисаж”
“Пир во время чумы”
“Крематорий здравомыслия”
“Руконг”
“Лирень”
“Второй сборник “Центрифуги”
2) Основные принципы футуризма.
- Отказ от традиционной культуры.
- Анархическое бунтарство.
- Абсолютная свобода творчества.
- Отказ от литературных и языковых норм.
- Устремлённость в будущее.
- Неприятие буржуазной морали.
- Эпатаж как средство воздействия на публику.

II. Эгофутуризм Игоря Северянина.

1. Чтение стихотворения учителем.
Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нём толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.
Фокстрот, кинематограф и лото –
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?
Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлёт в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя
Над нею первенствующей планетой…
Он в каждой песне, им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.
Этот сонет Игорь Северянин написал в 1926 году, в котором объяснил самого себя.
- Так кто же он, поэт – эгофутурист Игорь Северянин?

III. Презентация. Готовят ученики.

- После представления презентации ребята, готовившие её, делают выводы.
Имя Игоря Северянина
сейчас мало кому известно. Это не удивительно по многим
причинам. Советское время отпечатало на имени поэта слова “декадентщина”, “северянщина”, его стихи были запрещены, как идеологически вредные. Первое неполное собрание сочинений появилось в России лишь в 1996 году. Поэзия И.Северянина ещё ждёт своего читателя. И не случайно Андрей Вознесенский нашёл столь изысканные слова для оценки его творчества: Игорь Северянин – форель культуры. Эта ироничная, капризно-музыкальная рыба, будто закапанная нотами, привыкла к среде хрустальной и стремительной. Как музыкально поэт пишет о России: “На реке форелевой уток не расстреливай”.
“Лирический ироник” - так сам поэт определил свой стиль в поэзии. Знаменитая строчка “Я, гений – Игорь – Северянин”, которую многие считают программной, при внимании к контексту оказывается лишь озорной позой. Ведь в другом стихотворении он называет себя совсем по-другому:
…Я – соловей, я – сероптичка,
И песня радужна моя,
Есть у меня одна привычка:
Влечь всех в нездешние края…

IV.

Слово учителя: Знаменитым он стал после выхода сборников стихов “Громокипящий кубок”, “Златолира”, “Ананасы в шампанском” (1913-1915 г.г.). Поэзия Северянина имела мало общего с западным футуризмом. В ней причудливо переплелись образы “олуненных оленей” и “муаровых платьев”, шампанского “фарфорового гроба”, “ягуарового пледа” и “ландолета бензинового”. Поэт воспевал вычурные атрибуты полуаристократической жизни, наполненной ритмами музыки. В своих стихах он воссоздал мир “золотой молодёжи” в интерьере дымных ресторанов и будуаров, мир лёгкой любви и кафешантанных празднеств.

V. Чтение учениками стихотворений: “Я, гений Игорь Северянин…”, “В блёсткой тьме”, “Январь”, “Мороженое из сирени!”, “Ананасы в шампанском”.

Владислав Ходасевич:
“Футурист – слово это не идёт к Игорю Северянину. Если нужно прозвище, то для Игоря Северянина лучше всего его образовать от слова “презан” (настоящее). Его поэзия необычайно современна, и не только потому, что в ней говорится об аэропланах, кокотках и т.д., а потому, что чувства и мысли поэта суть чувства и мысли современного человека, душа – душа сегодняшнего дня”.

VI. Реализация домашнего задания.

Успеху Игоря Северянина во многом способствовала особая манера исполнения им своих стихотворений. Именно Северянину принадлежит открытие нового жанра эстрадного искусства – авторское чтение стихов. Это были поэзоконцерты, где Северянин нараспев читал свои поэзы, рассчитанные, скорее, на слушателя, чем на читателя: “Кто не слушал меня, тот меня не постиг”. Чтение им своих поэз сравнивали с пением Вертинского.
- Прослушивание одной из песен Вертинского.
Ученик:
Поэт появляется на сцене в длинном, узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел в зал слегка свысока, изредка встряхивая нависающими на лоб чёрными, подвитыми кудряшками. Лицо узкое, по выражению Маяковского, вытянутое “ликёрной рюмкой”. Заложив руки за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, всё более и более нараспев, в особой, только ему одному присущей каденции с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки разматывать клубок необычных, по-своему ярких, но очень часто и безвкусных словосочетаний. Через минуту он всецело овладевал настороженным вниманием публики. Из мерного полураспева выступал убаюкивающий в себя мотив, близкий к привычным интонациям псевдоцыганского, салонно-мещанского романса. Не хватало только аккордов гитары. Заунывно-пьянящая мелодия получтения-полураспева властно и гипнотизирующее захватывала слушателей. Она баюкала их внимание на ритмических волнах всё время модулирующего голоса, и они уже готовы были забыть, что перед ними самоуверенный, манерный чтец собственных экстравагантных поэз, что его сюртук, орхидея и даже поз...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2014.04.13 | Просмотров: 1568

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340