Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование технологии дидактических задач на занятиях по декоративно-прикладному искусству - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Использование технологии дидактических задач на занятиях по декоративно-прикладному искусству


Автор(ы): Забродина Ольга Борисовна, педагог ДО


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Технология дидактических задач
Ядром обучения в технологии дидактических задач становится понимание поставленного задания, добывание информации и планирование работы, выполнение деятельности, ее контроля и оценки. Важным является не только самостоятельное планирование учащимися собственной деятельности, проведение, контроль выполнения, но и организация ими собственного учебного процесса. Целью задания не является выполнение работы как токовой. В центре обучения стоит усвоение базы знаний, необходимых для компетентного выполнения деятельности.
Интересными в технологии дидактических задач являются два аспекта: “полное рабочее действие” и “генезис” продуктов. Изделий, которые используются как шаги поиска для вариантов содержания дидактических задач. Под генезисом продукта понимается процесс его существования от замысла до вывода из эксплуатации.
В данной технологии элементы “полного действия” структурируют ход обучения. Действие считается полным тогда, когда тот, кто действует, пройдет все фазы , включая достижения цели сам. Действия начинаются с информационной фазы, во время которой обучаемые получают задание. Затем планируется ход действий и выбирается одна из возможных альтернатив действия. Наконец, выполняется запланированное действие. Результат действия проверяется и весь цикл действия рефлексируется Таким образом, фазы занятия выстраиваются следующим образом.
1.1. Фазы занятия
Информация. Занятие начинается с постановки практического задания: нужно выполнить заказ клиента, изготовить деталь, приготовить холодные закуски, вычислить сумму, которую требуется уплатить и т.д. Что будет выбрано исходным пунктом заданий, зависит от знаний, которые нужно сообщить. Обучаемые видят, с какими трудностями они столкнутся в жизни, возникает ситуация запроса необходимых знаний и умений. Для выполнения заданий (дидактические задачи) необходима определенная информация. Которую представляет педагог в виде учебников, конспектов, методических рекомендаций, информационных листов и т.д. На начальном этапе использования методики педагог может сразу предложить информацию. В дальнейшем информация педагогом не предлагается. Так как задание является для учащихся новым и выбрано так, что с помощью раннее полученных знаний и умений его нельзя решить, они чувствуют информационный дефицит. Учащиеся запрашивают недостаточную информацию. Педагог держит ее наготове в форме информационных листов, инструкций по эксплуатации, договоров, и т.д. Обучающиеся знакомятся с данной информацией и направляют ее на решение задачи.
Планирование. Обучаемые на основе изученной информации индивидуально определяют возможные пути решения задачи, выстраивая этапы деятельности.
Принятия решения. На третьем этапе занятия определяется оптимальный путь решения задачи. К этой фазе относится также оценка последствий принятия мер, чтобы соответствовать принципу минимум-максимум: с наименьшими затратами добиться наибольшей пользы. Работа над этой фазе занятия может быть как индивидуальной, так и групповой, когда обучаемые сравнивают свой план действий с планами товарищей, обосновывая свою точку зрения.
Выполнение. За планированием решения задачи следует воплощение запланированного в конкретные действия.
Контроль. После выполнения задания наступает этап контроля сделанной работы. На этом этапе устанавливается, достигнута ли цель действия.
Оценка. Занятие заканчивается оценкой выполнения задания. Обучаемые оценивают не только целесообразность стратегии работы, но и кооперацию в группе, бережное использование инструментов и т.д. Оценке подлежит успешность деятельности: что ей содействовало, что мешало. Речь идет о том, чтобы исследовать возможность обобщения полученных знаний и навыков, умения вносить коррективы в планирование на основе анализа выполненных действий.
“Генезис” продукта позволяет разнообразить формулировку дидактических задач, включая технологию при изучении стадии создания продукта.
1.2. Варианты технологии дидактических задач
Выделяют два варианта технологии - задание и анализ. Задание – это такие методические варианты, в которых учащиеся должны искать решение для открытой ситуации, планировать изготовление отдельной детали, конструктивно изменить деталь, смонтировать узлы и т.д. В случае анализа исследуется готовые детали. А у отдельных деталей последовательность шагов изготовления, у узлов и машин анализируют общее функционирование деталей и планируется демонтаж. Таким образом, внутри дидактики задач обнаруживается большое количество методических вариантов (таблица 1) .
Варианты технологии дидактики задач
Фазы появления Задания Анализ
Проектирование Проектировочное задание Проектировочный анализ
Определение функции Задание по функции Анализ функции
Конструкция Задание по конструкции Анализ конструкции
Изготовление Задание по изготовлению Анализ изготовления
Монтаж Задание по монтажу Анализ монтажа
Использование Задание по использованию Анализ использования
Ремонт Задание по ремонту Анализ ремонта
Вывод из эксплуатации Задание рециклингу Анализ рециклинга
1.3 Конструирование задачи
Формулирование задачи включает в себя две части: ситуацию и задание. Задача не может содержать в себе только задание: испечь пирог, пришить карман, наклеить обои и т.д. Это задание должно быть конкретизировано ситуацией: испечь полуоткрытый пирог весом 1 кг, пришить накладной карман, наклеить обои на ошпатлеванную бетонную поверхность.
Варианты формулировки дидактических задач
Задание 1. Как кондитер, вы получили заказ на приготовление полуоткрытого пирога из дрожжевого сдобного теста весом 1 кг.
Анализ 1. Кондитер изготовил полуоткрытый пирог из дрожжевого сдобного теста. Для этого она:
  • приготовила опару, брожение которого продолжалось 2.5 часа;
  • замесила тесто, которое бродило 2.5 часа;
  • в процессе брожения сделала четыре обминки;
  • разделала тесто;
  • поставила на расстойку на 10 минут при температуре 20 градусов;
  • выпекла при температуре 180 градусов.
Проанализируйте действие кондитера. При обнаружении ошибок предложите способы их исправления.
2.Занятие по бисероплетению “Стрекоза”
1.1 Технологическая карта занятия: “Стрекоза”
Эта пы занятия Цель этапов Время Содержание деятельности Средства Формы и методы Измерители
Педагога Уч-ся
1. Орг. момент Мотивация деятельности учащегося 5 мин Формирует тему, цели, мотивирует уч-ся Восприятие темы, принятие ее Фронтальная, беседа
2. Информация Понимание задания. Знать технологию плетения бисера на проволоке 4 мин Педагог предъявляет задание, организует деятельность уч-ся по изучению нового материала Восприятие задания. Изучение информации Технологические карты Парная, наглядные, словесные
3. Планирование Уметь рационально организовать работу по выполнению изделия, критически оценивать материалы 2 мин Организует работу по решению задачи, консультант Определяют возможные пути решения задачи, выстраивают этапы деятельности, обмен мнениями Технологическая карты Групповая, дискуссия
4. Принятие решения Уметь находить оптималь ный путь решения 4 мин Консультирует в случае затруднения Принимают решения, обосновывая свою точку зрения Технологическая карта, лист планирования, эталон Групповая, дискуссия Соблюдение тех-ой последовательности
5. Выполнение Умение поэтапно изготавливать изделие согласно тех. карте 25 мин Контроль правильного выполнения, организация физ. минут. Изготовление изделия, выполнение физ.минут. Бисер, проволока, ножницы, линейка Индивидуальная, самостоятельная, практическая работа
6. Контроль Уметь установить правильность изготовления изделия 2 мин Определяет достигнута ли цель Осуществляют взаимоконтроль Эталон Групповая, взаимоконтроль Сравнение с эталоном
7. Оценка Уметь оценивать полноту и правильность выполнения задания в сравнении с критериями 3 мин Анализ оценочных листов и подведение итогов Работа с оценочными листами Оценочный лист Групповая, фронтальная, взаимооценка, монолог Критерии оценки
1.2 Занятие по бисероплетению “Стрекоза”
Наглядные пособия:
  • Изделия из бисера: паучок, стрекоза, бабочка, муравей, я...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2256

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340