Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Предупреждения правонарушений как особый вид социальной работы с несовершеннолетними - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Предупреждения правонарушений как особый вид социальной работы с несовершеннолетними


Автор(ы): Коновалов Виктор Борисович, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Система мер и средств, направленных на предупреждение правонарушений несовершеннолетних, базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить повышение материального благосостояния, культурного уровня и сознательности трудящихся. приложение 1, приложение 2.
Как часть общей системы предупреждения правонарушений она обладает весьма существенными особенностями. Наличие этих особенностей определяется спецификой правового и фактического положения несовершеннолетних как социально-возрастной группы общества, находящейся на стадии интенсивного развития и формирования. Спецификой рассмотренных выше причин правонарушений, а также личных качеств несовершеннолетних правонарушителей.
Сложность данной системы предупреждения правонарушений, ее многоуровневый и разнонаправленный характер вызывают необходимость рассматривать профилактические меры по разным основаниям: масштабу применения, содержанию самих мер, их правовой характеристики, моменту начала профилактической деятельности. Наиболее перспективной, применительно к предупреждению правонарушений несовершеннолетних и практически значимой представляется классификация по моменту начала профилактической деятельности и связанным с этим задачам. Такая классификация позволяет выделять совокупность частных задач, решаемых во взаимодействии с общими задачами, определять последовательность их реализации, характеризовать всю систему предупреждения через взаимосвязанные и взаимоподчиненные звенья. Она делает возможным более правильно определять иерархию органов и применяемых ими профилактических средств.

С этой точки зрения в системе предупреждения правонарушений несовершеннолетних можно выделить.

1) раннюю профилактику, направленную на установление обстоятельств, отрицательно влияющих на формирование личность несовершеннолетних и предотвращение их перехода на преступный путь;
2) установление обстоятельств, уже повлекших совершение конкретных правонарушений несовершеннолетних;
3) предупреждение рецидива.
На всех этих уровнях предупреждения правонарушений осуществляется применительно к основным сферам воспитания несовершеннолетних с помощью специфических, характерных для органов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным образом о целенаправленной работе по установлению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также по повышению эффективности органов, ведущих борьбу с правонарушениями подростков. Приложение 3
В деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Ее значение определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профилактической деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых антиобщественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более строгих мер, в том числе и уголовно-правового характера. “В профилактической деятельности с конкретным человеком, - как правильно отмечает Г. А. Аванесов, - важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех”. Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени.
Раннюю профилактику, на наш взгляд, можно определить как совокупность мер, осуществляемых государственными органами и существенными организациями, с тем чтобы:
1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;
2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;
3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.

Основными направлениями ранней профилактики являются.

1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков. Предмет профилактики здесь - окружающая подростка семейно-бытовая и трудовая (учебная), и среда досуга, а содержание составляют меры, направленные: приложение 4
-на компенсацию недостатков воспитания подростков в семье, оказание государственной и общественной помощи нуждающимся в ней (установление опеки и попечительства, направление в детский дом, школу-интернат):
- на осуществление контроля за соблюдением запретительных и ограничительных мер, призванных обеспечить интересы правильного
развития подростков (ограничение пребывания их в вечернее время в общественных местах, запрет продажи табачных изделий и спиртных напитков несовершеннолетним и т. д.); на то, чтобы предотвратить формирование контингентов с ослабленными
позитивными социальными связями;
- на устранение недостатков и нарушений в деятельности органов, занимающихся обучением, воспитанием, охраной прав и интересов несовершеннолетних;
- на организацию правовой и педагогической пропаганды среди лиц, воспитывающих детей и подростков;
2) выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.
Это направление предполагает:
- применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;
- изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;
- применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность;
3) оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.
Причем могут быть выделены меры: воздействия на подростков, антиобщественные взгляды которых еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных проступков.
Цель их применения не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам; воздействия, применяемые к подросткам с достаточно выраженной антиобщественной позицией личности, совершающим правонарушения, не носящие преступного характера. Их цель - не дать возможности реализоваться в преступление антиобщественной позиции личности;
4) здесь наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, административных, гражданско-правовых, принудительных мер воспитательного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.
Меры ранней профилактики могут применяться как на индивидуальном (в отношении конкретных подростков, их родителей и т. д.), так и на общем уровне (в масштабе определенной территории, в отношении определенных контингентов несовершеннолетних и их родителей и т.д.).
При решении вопроса о необходимости применения мер ранней профилактики - используют метод прогнозирования, основанный на изменении особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей и обстоятельств, обуславливающих совершение правонарушений. приложение 5 Анализ статистических данных, многочисленные криминологические исследования позволили выделить ряд признаков, имеющих общий характер свидетельствующих о серьезных отклонениях в формировании личности, на основании которых можно определить возможность перехода подростка на преступный путь. Однако основанием для применения тех или иных мер в отношении конкретных подростков могут быть не предпочтения о возможном | совершении или в будущем преступления, а реальные антиобщественные поступки о правонарушения. Причем характер мер определяется фактически содеянным проступком несовершеннолетнего, а не прогнозом его возможного неведения.
В отличие от ранней профилактики второй уровень предупреждения заключается в установлении обстоятельств, уже повлекших совершение правонарушений несовершеннолетними, с тем, чтобы исключить возможность совершения преступлений, как этими подростками, так и другими несовершеннолетними, находящимися под воздействием тех же отрицательных влияний.
Сюда относятся:
- своевременное пресечение противоправной деятельности и недопущение возможности ее продолжения, выбор правильных мер пресечения;
- обеспечение воспитательно-профилактического воздействия при судебном разбирательстве дел о преступлениях несовершеннолетних; приложение 6.
- применение наказания, обеспечивающего исправление и перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей;
- принятие мер к лицам, вовлекающим несовершеннолетних в преступную деятельность, злостно не выполняющим обязанностей по воспитанию детей;
- устранение причин и условий, способствовавших совершению правонарушений путем внесения представлений, частных определений, правовой пропаганды и иных как процессуальных, так и не процессуальных средств.
Третий уровень предупреждения направлен на борьбу с повторными правонарушениями несовершеннолетних.
Он включает меры:
1) по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей;
2) по пресечению источников отрицательного влияния в семье и бытовом окружении подростков, совершавших ранее правонарушения;
На данном уровне важное место принадлежит организации и проведению правовой пропаганды.
В организационном отношении системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних является специализация органов ее осуществляющих.
Говоря о специализации, мы имеем в виду функционирование органов, служб, отдельных должностных лиц, на которые возложена организация борьбы с безнадзорностью, правонарушениями несовершеннолетних.
Они наделены определенными правомочиями, в своей деятельности используют специфические формы и методы, учитывающие особенности психологии, правового и фактического положения этой социально правовой группы, обладают достаточно широким комплексом мер воздействия не только на самих несовершеннолетних, но и лиц, обязанных заниматься воспитанием.
Специализация осуществляется применительно ко всем уровням предупреждения правонарушений несовершеннолетних, однако степень ее может быть различной.
Среди субъектов, осуществляющих предупреждение правонарушения несовершеннолетних, можно выделить:
1) органы, для которых борьба с правонарушениями несовершеннолетних является основной функцией их деятельности (комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, специальные учебно-воспитательные учреждения, приемники- распределители, воспитательно-трудовые колонии);
2) правоохранительные органы (прокуратура, министерства внутренних дел, суды), решающие профилактические задачи в ходе осуществления более широкой в целом деятельности по борьбе с преступность. Для них характерно выделение специализированных служб, отдельных должностных лиц, занимающихся проблемами борьбы с преступлениями несовершеннолетних;
3) органы, которые выполняют профилактические функции наряду с основной своей деятельностью по обучению, воспитанию и охране прав несовершеннолетних (школы, профтехучилища, предприятия, органы опеки и попечительства, общественные организации).
В зависимости от стоящих перед ними задач и объема полномочий названные субъекты в разной степени и применительно к различным уровням участвуют в предупреждении правонарушений несовершеннолетних. Органы прокуратуры, милиция, суды участвуют практически на всех уровнях борьбы с правонарушениями среди детей и подростков. Комиссии по делам несовершеннолетних, являясь основным звеном, осуществляющим раннюю профилактику, одновременно участвуют и в предупреждении повторных правонарушений, оказывая, например, необходимую помощь в устройстве и контролируя поведение несовершеннолетних, отбывающих наказание. Рассмотрение этими комиссиями в соответствии с действующими положениями дел о преступлениях несовершеннолетних, не представляющей большой общественной опасности, наряду с решением ряда задач ранней профилактики одновременно направлено на устранение обстоятельств, уже повлекших совершение преступлений подростками.
Деятельность инспекции по делам несовершеннолетних также носит многоуровневый характер: наряду с ранней профилактикой они контролируют поведение подростков, осужденных к мерам наказания, не связанных с лишением свободы (условно досрочно освобожденных и вернувшихся из воспитательно-трудовых колоний после отбытия наказаний и т. д.)
Среди субъектов, осуществляющих предупреждение правонарушений несовершеннолетних, особое место принадлежит органам, выполняющим профилактические функции наряду с основной деятельностью по обучению, воспитанию и охране прав несовершеннолетних. Круг этих органов широк: школы, профтехучилища, предприятия, органы опеки и попечительства, в этой связи необходимо как четкое разграничение функций каждой государственной или общественной организации, так и координация их деятельности, с тем, чтобы не допустить параллелизма и дублирования, смешивания функций и подм...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3052

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340