Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Обобщение опыта работы учителя по теме Формирование основ правовых знаний у учащихся школы 1-й ступени и их влияние на межличностные отношения
Автор(ы): Миневсвкая Татьяна Витальевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Условия возникновения В Законе РФ “Об образовании” подчёркнуто, что одним из основных принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека. Уже с ранних школьных лет у учащихся следует формировать правовое сознание, развивать правовую культуру и гражданские качества, поскольку в жизни им встретится немало ситуаций, когда личное правосознание станет показателем и гражданской позиции и нравственной зрелости. Но часто после окончания школы обнаруживается полная правовая безграмотность подростков. В микрорайоне, в котором находится школа № 9, много неблагополучных семей, семей с низким уровнем развития и достатка. Детям из этих семей, во-первых, не оказывается достаточного внимания; во-вторых, родители не способны осуществлять полноценный воспитательный процесс. Кроме того, по отношению к этим детям часто происходит нарушение правовых норм. В дальнейшем, именно эти дети склонны к правонарушения. Поэтому в школе, в которой работает автор, ведётся работа по формированию основ правовых знаний, которые предполагают умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона. Участниками данного процесса являются педагоги, дети и их родители. Актуальность и перспективность. Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений. Формирование демократического государства и гражданского общества в России, изменения, происходящие во всех сферах жизни российского общества, требуют адекватных изменений и в сфере образования. В настоящее время гражданско-правовое образование становится не только стратегическим направлением гуманитарного образования, но и всей системы в целом. В школе ребёнок попадает в новый мир, развивающийся в соответствии со своими правилами и порядками. Именно в школе ребёнок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями других детей, осознаёт свою ответственность перед другими людьми. В начальной школе правовое образование имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников. Приобретение новой социальной роли “ученик школы” приводит к расширению круга людей, с которыми ребёнок общается. Данная социальная роль предполагает овладение рядом конкретных правил для её выполнения. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что “можно”, а что “нельзя”, каким образом надо поступить в той или иной жизненной ситуации. Ведь школа-модель жизни. И если в школе дети не научатся делать правильный выбор, принимать конструктивные решения, достигать взаимопонимания с одноклассниками и не конфликтовать с учителями и родителями, то они не смогут реализовать себя наиболее полно во взрослой жизни. Поэтому необходимо изучать права человека с самого раннего школьного возраста. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда. Отсюда возникает актуальность и практическая значимость опыта работы автора в этой области. Педагогическая идея В российскую школу приходят дети разных национальностей, из семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями. Нужно учить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто находится рядом с ними. Необходимо показать им, что главное - это личность, права человека, его самоуважение. В процессе проведения соответствующей работы учителем дети должны овладеть основами правовых знаний. Но правовые знания нужны не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл: - чтобы знание прав помогло ребёнку защитить себя в той или иной ситуации; - сформировать привычку моральной оценки поступков, как своих, так и сверстников, с позиций норм и требований Декларации прав человека т.е. с позиций доброжелательности и уважения; - накопление опыта предотвращения конфликтных ситуаций и решения уже возникших; - формировать задатки самоконтроля в поведении; - обучение учащихся умению общаться друг с другом; - знание учащимися не только своих прав, но и обязанностей, т. к. не бывает прав без обязанностей. В младших классах формирование основ правовых знаний, воспитание толерантности, только начинается. Данный процесс будет продолжаться весь период обучения в школе. Знания, умения и навыки, полученные в начальной школе, будут являться основой для изучения такого предмета, как “Обществознание”. Теоретическая база опыта. Учение - не единственная сфера духовной жизни младших школьников. В.А.Сухомлинский отмечал: “ В воспитании всё главное – и урок, и развитие разнообразных интересов вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе”. Внеучебная деятельность создаёт условия для включения детей в различные виды деятельности, помогает в развитии многообразных интересов. Дети получают большую и разнообразную информацию, учатся трудиться вместе с другими, овладевают навыками коллективизма, нравственного поведения, учатся объективной самооценке; познают себя через других людей, наблюдая и анализируя их отношение к себе. В школе, где работает автор, ведётся работа по формированию основ правовых знаний, правовой культуры, направленная на: - ознакомление с правами и обязанностями ребёнка; - формирование толерантного отношения к окружающим; - формирование навыков сознательного регулирования своего поведения, умения находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Материалы программы факультативного курса “Ваши права” Е.Шабельника и Е.Каширцевой подготовлены на основе пособия “Ваши права” и адаптированы к условиям адаптивной школы. (Приложение 1) В основе данной программы лежит изучение статей Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится, что “ образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам”. В статье 14 основных положений Закона РФ “Об образовании” подчёркнуто, что содержание образования должно быть ориентировано на “ обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства”. Новизна опыта. Руководствуясь нормативным документом: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 15.01. 2003 г. “О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации”, для решения правовых задач в учебный план внедрён факультативный курс “Ваши прав...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1942
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|