Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Образовательные интернет-проекты в формировании индивидуального опыта творческой деятельности учащихся (на примере изучения географии родного города)
Автор(ы): Митрофанова Юлия Владимировна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Почему никто не открыл меня? … Я был другим, я всегда был другим. Почему никто не замечал меня? Дж. Леннон Опыт творческой деятельности – один из компонентов содержания образования, и необходимость его формирования, в первую очередь, связана с необходимостью удовлетворения личностных запросов учащихся. Каждый ученик стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы, а чтобы самореализоваться в современном обществе, нужно уметь эффективно решать проблемы, совершенствовать и применять приобретенные знания и умения, грамотно работать с информацией, уметь сотрудничать, то есть иметь определенный опыт творческой деятельности. Если учитывать исследования доктора педагогических наук В.П. Беспалько [1] , который считает, что творческого уровня человек достигает лишь в тех видах деятельности, которые соответствуют его врожденным способностям, можно сделать вывод, о том, что сформированность индивидуального опыта творческой деятельности определяется не только уровнем развития вышеперечисленных умений, но и уровнем развития индивидуальных врожденных способностей к определенному виду деятельности. Таким образом, чтобы воспитывать творцов, необходимо учить учащихся способам решения творческих задач и проблем, а также предоставлять им благоприятные условия для раскрытия и развития их индивидуальных врожденных способностей к тому виду деятельности, к которому, по словам Маслоу, они “чувствуют себя потенциально способными” [1]. Главным условием формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся является профессионально направленное персонализированное образование, которое предполагает построение учащимися своей индивидуальной образовательной траектории. Теоретические основы построения такого образования отражены в работах В.А. Андреева, В.П. Беспалько, А.В. Хуторского. В настоящий период информатизации и “интернетизации” общества одним из условий организации эффективного персонализированного обучения, работающего на формирование индивидуального опыта творческой деятельности, является использование в обучении развивающих возможностей образовательных интернет-ресурсов. Среди разнообразных существующих сегодня образовательных интернет-ресурсов важное место в учебном процессе должны занимать учебные интернет-проекты (телекоммуникационные проекты). Учебный телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности [2] . Методика проведения и значение интернет-проектов в обучении раскрыты в работах Е.С. Полат [2], А.В. Хуторского [3]. В методике обучения географии образовательное значение телекоммуникационных проектов доказал в своем диссертационном исследовании А.И. Шейнис. Но, несмотря на существующие теоретические наработки по вопросу организации работы учащихся в интернет-проектах, достаточное оснащение школ компьютерами с выходом в Интернет, наличие в сети действующих учебных телекоммуникационных проектов, связанных с географией, анализ информации в сети Интернет показал, что только единицы учителей географии организуют деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. В ходе бесед с учителями географии из различных районов Новосибирской области было установлено, что основными причинами этого являются слабая осведомленность учителей о действующих интернет-проектах, связанных с географией, а также отсутствие методических рекомендаций по эффективному использованию их образовательного потенциала. Целью данной статьи является представление первого положительного опыта в формировании индивидуального опыта творческой деятельности учащихся путем профессионально направленного персонализированного обучения, выстроенного на основе участия учащихся в интернет-проектах, связанных с изучением географии родного города. Положительные результаты в этом направлении были достигнуты учителями географии средней общеобразовательной школы № 8 г. Искитима Новосибирской области. С 2002 г. в учебный план школы для учащихся 7-х классов был введен предмет “Искитимоведение”. Одна из основных целей новой учебной дисциплины: формирование у учащихся индивидуального опыта творческой деятельности в ходе изучения географии родного города. Методическая система формирования индивидуального опыта творческой деятельности, которая применялась на Искитимоведении, состояла из двух блоков. Первый блок осуществлялся на уроках и был направлен на формирование умений, необходимых для решения творческих задач (умений комбинировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать). Цель второго блока: выявление и развитие интересов и специальных способностей учащихся к определенному виду деятельности на основе профессионально направленного персонализированного обучения. Реализация цели этого блока методической системы осуществлялась во внеурочное время в кружке “Краевед в Интернет”, где учащиеся работали над заданиями образовательных интернет-проектов, связанных с изучением своей местности. Методика работы во втором блоке методической системы состояла из нескольких этапов. - Выявление интересов учащихся к учебным предметам и соотнесение их с наиболее вероятностной областью профессиональной ориентации личности.
На этом этапе, анализируя результаты психологического тестирования и наблюдения за учащимися учителей-предметников, работал психолог школы. - Анализ ресурсов сети Интернет, подбор образовательных межпредметных интернет-проектов, связанных с тематикой курса Искитимоведения.
Для работы были отобраны телекоммуникационные интернет-проекты с сервера Новосибирской областной образовательной сети и с сервера www.narod.ru. - Определение характера межпредметных связей заданий и профессиональной направленности телекоммуникационных проектов.
- Привлечение учителей-предметников к совместной работе с учащимися над интернет-проектами.
- Знакомство учащихся с интернет-проектами.
Учащимся предлагается список отобранных интернет-проектов с кратким описанием их заданий, а также предметной и профессиональной направленности. Интернет-проекты, в которых участвовали ученики искитимской школы № 8 в 2002 – 2003 учебном году, представлены в табл. 1. Таблица 1. Интернет-проекты 2002 – 2003 Интернет-проект, его адрес в сети | Краткое описание заданий проекта | Связь интернет-проекта | со школьными предметами | с профессиями | 1 | 2 | 3 | 4 | “Сибирскими тропинками” www.tropki.websib.ru | Разработать туристический маршрут по родному городу, подготовить рекламу маршрута, досуговые мероприятия на маршруте для туристов. Апробировать маршрут, провести экскурсию на маршруте. Отчет о работе представить в Интернет. | География, Искитимоведение, экономика, история, информатика, физкультура | Ученый – географ, ученый-историк, рекламный агент, экскурсовод, фотограф, веб-мастер, турист, спортсмен. | Международный проект “Local History - Местная история” http://local.websib.ru | Написать сочинение о родном городе на английском языке | География, Искитимоведение, история, английский язык, литература | Писатель, учитель английского языка, переводчик | “Мое имя” http://www.websib.ru/~ic/my_name | Написать историю возникновения своего имени. Провести исследовательскую работу, выяснив, кто из Великих людей, в том числе и земляков, носил ваше имя. Назвать литературные произведения, памятники архитектуры, географические объекты, растения и т.п., существующие в мире и родном городе, так или иначе связанные с вашем именем. Работу можно оформить в виде документа Word, веб-сайта, мультимедийной презентации. | География, Искитимоведение, история, русский язык, литература, мировая художественная культура, биология, информатика. | Ученый – историк, ученый-географ, филолог, писатель, ис...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1621
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|