Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок русского языка в 3-м классе на тему: Сложные слова - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Урок русского языка в 3-м классе на тему: Сложные слова


Автор(ы): Вебер Ольга Андреевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Русский язык. 3 класс. Тема: “Сложные слова”
Цели урока:
1. Повторить значимые части слова.
2. Ввести понятие “сложные слова”
3. Развивать творческое мышление, устную и письменную речь, внимание, память.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о птицах
Оборудование: оформление урока в виде слайдов, учебник русского языка А.В. Поляковой, блокноты “Фантазия” для обратной связи, 4 конверта с частями слов, 4 конверта с о схемами слов и со словами.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Учитель
:- Ребята, вы готовы сделать новые открытия?
Тогда прочитайте на доске:
Зима. Мелькают в воздухе пушистые снежинки.
Теплым одеялом укрывает снег землю. Метели заметают лесные тропы. А детям радость. Они играют в снежки, строят снежные крепости.

Учитель
: - Какие задания можете предложить?
Уч-ся:- Прочитать выразительно.
-Разобрать предложения по частям речи и по членам предложения.
-Найти и выписать родственные слова.
-Списать текст и разобрать по составу родственные слова.

Учитель
:- Молодцы!
-Кто помнит, над какой темой мы работали на предыдущем уроке?
Уч-ся:- Однокоренные слова. - Разбор слова по составу
Учитель
:- Тогда какое задание точнее подходит к этой теме?
Уч-ся - Выписать однокоренные слова и разобрать их по составу.
(Работа выполняется одновременно в тетрадях и на доске)
(Для обратной связи используются блокноты “Фантазия”)
Снежинки, снег, снежки, снежные
.
Учитель:- Докажите, что эти слова однокоренные.
-Как образовались эти слова?
Уч-ся:- С помощью суффиксов
Учитель
:- А еще как могут образовываться новые слова?
Уч - ся:- С помощью приставки.
-С помощью приставки и суффикса.
Учитель:- А вы умеете?
Уч-ся:- Да!
Учитель
:- Тогда образуйте с корнем снег -, снеж - с помощью приставок и суффиксов новые слова
Работа в группах (конверт- помощник с частями слов)
Проверка
:
Назовите слова, образованные при помощи суффикса (снегурка, снегурочка, снеговой, снеговик, снежок, снегирь).
-при помощи приставки и суффикса (подснежник, заснеженный, подснежный, бесснежная).
2. Целеполагание. Изучение нового материала.
Учитель
:- Как вы думаете, а есть другие способы образования слов?
-А хотите узнать?
-А зачем вам это надо знать?
-Тогда предлагаю вам выполнить задание в группах.
-Кто напомнит правила работы в группе?
(Дети напоминают правила работы в группе).
На столах лежат листы со схемами слов, в конверте на карточках написаны слова:
1 2 3 4
погрузка дедушка мамочка поездка
моряки птицелов свинопас пчеловод
дорога грибы сосна береза
рыболов наклейка заварка школьники
Учитель:- Догадались, что надо сделать?
-Верно. Надо к схемам подобрать слова. Еще вопросы есть? Тогда приступайте.
Проверка.
Работы групп вывешиваются на доске, ученики доказывают, почему слова подходят к схемам.
УченикиА у нас одно слово никуда не попало. И у нас тоже.
Учитель
:- Как вы думаете, как образовалось слово Рыболов?
Дети (ответы детей)
Показ слайда “ Рыболов”
- Чем занимаются птицелов, свинопас, пчеловод?

Учитель
:- Как называются такие слова?
Уч-ся:- Сложные, сложнейшие, двукоренные, составные
Учитель
: А как нам проверить, верны ли наши догадки?
Уч-ся:- В книге посмотреть
Учитель
:- Откройте учебник на странице 92.
-Как называются такие слова? Как они образовались?
(Сложили 2 основы.)
И все?..... Между ними есть гласная.
-А как ее можно назвать, раз она соединяет 2 основы? (соединительная)
-Кто может сформулировать тему нашего урока?
Показ слайда Тема урока: “Сложные слова
Вывод:

Слова образуются не только с помощью приставок и суффиксов, но и сложением основ при помощи соединительных гласных

Физминутка
(Показ 4 слайда “ Лес”, фонограмма “ Голоса птиц”)
Мы немножко отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем
Погуляем,
За природой понаблюдаем.
Есть в лесу 3 полочки (Хлопаем в ладоши)
Ели, елки, елочки. (Руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса. (Руки вверх)
На елках птичьи голоса. (Руки в стороны)
А внизу грибы растут. (Руки вниз, присели)
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся. ( Наклоны, приседания)
Первичное закрепление
Учитель
:- Из приготовленных вами загадок я составила кроссворд о птицах, который поможет нам лучше понять, как образуются новые слова
Показ слайда “ Кроссворд”
(Учащиеся загадывают загадки и отгадывают их.)

Загадки для кроссворда

1 уч.- Эта птица получила свое название за поведение. Она всегда ловит мух.
(Мухоловка)
2 уч.- Очень изящные, стройные, дружные птички. Вместе строят гнезда, вместе выкармливают птенцов. Оперенье на головке - черное. (Черноголовка)
3 уч. - Эта птичка вся зеленая с серым оттенком на спине и желтым по бокам. У нее очень красивый голос, поэтому ее еще называют лесной канарейкой. (Зеленушка)
4 уч. - Серенькая птичка,
Птичка- невеличка,
Шеей вертишь ты всегда,
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)
5 уч. - Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел)
6 уч. - Эта птичка так названа за свой интересный хвост
Красного цвета, он все время подрагивает.
Поэтому и кажется, что хвост, вспыхивает огоньком,
Как будто горит. (Горихвостка)
7 уч. - Эта птица - настоящий акробат:
Только она может бегать по стволу и вверх, и вниз головой. (Поползень)
8 уч. - На головке этой птички - корона.
Короны, как известно, бывают у королей.
Но птичка очень маленькая.
Ростом меньше стрекозы, поэтому и назвали ее….(Королек)
9 уч. - Пусть я птичка невеличка,
У меня друзья привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера - сюда. (Снегирь)
Учитель:- Какое клю...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2193

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340