Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Урок русского языка в 3-м классе на тему: Сложные слова
Автор(ы): Вебер Ольга Андреевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Русский язык. 3 класс. Тема: “Сложные слова” Цели урока: 1. Повторить значимые части слова. 2. Ввести понятие “сложные слова” 3. Развивать творческое мышление, устную и письменную речь, внимание, память. 4. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о птицах Оборудование: оформление урока в виде слайдов, учебник русского языка А.В. Поляковой, блокноты “Фантазия” для обратной связи, 4 конверта с частями слов, 4 конверта с о схемами слов и со словами. Ход урока 1. Актуализация знаний. Учитель:- Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда прочитайте на доске: Зима. Мелькают в воздухе пушистые снежинки. Теплым одеялом укрывает снег землю. Метели заметают лесные тропы. А детям радость. Они играют в снежки, строят снежные крепости. Учитель: - Какие задания можете предложить? Уч-ся:- Прочитать выразительно. -Разобрать предложения по частям речи и по членам предложения. -Найти и выписать родственные слова. -Списать текст и разобрать по составу родственные слова. Учитель:- Молодцы! -Кто помнит, над какой темой мы работали на предыдущем уроке? Уч-ся:- Однокоренные слова. - Разбор слова по составу Учитель:- Тогда какое задание точнее подходит к этой теме? Уч-ся - Выписать однокоренные слова и разобрать их по составу. (Работа выполняется одновременно в тетрадях и на доске) (Для обратной связи используются блокноты “Фантазия”) Снежинки, снег, снежки, снежные. Учитель:- Докажите, что эти слова однокоренные. -Как образовались эти слова? Уч-ся:- С помощью суффиксов Учитель:- А еще как могут образовываться новые слова? Уч - ся:- С помощью приставки. -С помощью приставки и суффикса. Учитель:- А вы умеете? Уч-ся:- Да! Учитель:- Тогда образуйте с корнем снег -, снеж - с помощью приставок и суффиксов новые слова Работа в группах (конверт- помощник с частями слов) Проверка: Назовите слова, образованные при помощи суффикса (снегурка, снегурочка, снеговой, снеговик, снежок, снегирь). -при помощи приставки и суффикса (подснежник, заснеженный, подснежный, бесснежная). 2. Целеполагание. Изучение нового материала. Учитель:- Как вы думаете, а есть другие способы образования слов? -А хотите узнать? -А зачем вам это надо знать? -Тогда предлагаю вам выполнить задание в группах. -Кто напомнит правила работы в группе? (Дети напоминают правила работы в группе). На столах лежат листы со схемами слов, в конверте на карточках написаны слова: 1 2 3 4 погрузка дедушка мамочка поездка моряки птицелов свинопас пчеловод дорога грибы сосна береза рыболов наклейка заварка школьники Учитель:- Догадались, что надо сделать? -Верно. Надо к схемам подобрать слова. Еще вопросы есть? Тогда приступайте. Проверка. Работы групп вывешиваются на доске, ученики доказывают, почему слова подходят к схемам. Ученики – А у нас одно слово никуда не попало. И у нас тоже. Учитель:- Как вы думаете, как образовалось слово Рыболов? Дети (ответы детей) Показ слайда “ Рыболов” - Чем занимаются птицелов, свинопас, пчеловод? Учитель:- Как называются такие слова? Уч-ся:- Сложные, сложнейшие, двукоренные, составные Учитель: А как нам проверить, верны ли наши догадки? Уч-ся:- В книге посмотреть Учитель:- Откройте учебник на странице 92. -Как называются такие слова? Как они образовались? (Сложили 2 основы.) И все?..... Между ними есть гласная. -А как ее можно назвать, раз она соединяет 2 основы? (соединительная) -Кто может сформулировать тему нашего урока? Показ слайда Тема урока: “Сложные слова” Вывод: Слова образуются не только с помощью приставок и суффиксов, но и сложением основ при помощи соединительных гласных Физминутка (Показ 4 слайда “ Лес”, фонограмма “ Голоса птиц”) Мы немножко отдохнем Встанем, глубоко вздохнем Погуляем, За природой понаблюдаем. Есть в лесу 3 полочки (Хлопаем в ладоши) Ели, елки, елочки. (Руки вверх, в стороны, вниз) Лежат на елях небеса. (Руки вверх) На елках птичьи голоса. (Руки в стороны) А внизу грибы растут. (Руки вниз, присели) Их так много нынче тут! Не ленись и не стесняйся, За грибами наклоняйся. ( Наклоны, приседания) Первичное закрепление Учитель:- Из приготовленных вами загадок я составила кроссворд о птицах, который поможет нам лучше понять, как образуются новые слова Показ слайда “ Кроссворд” (Учащиеся загадывают загадки и отгадывают их.) Загадки для кроссворда 1 уч.- Эта птица получила свое название за поведение. Она всегда ловит мух. (Мухоловка) 2 уч.- Очень изящные, стройные, дружные птички. Вместе строят гнезда, вместе выкармливают птенцов. Оперенье на головке - черное. (Черноголовка) 3 уч. - Эта птичка вся зеленая с серым оттенком на спине и желтым по бокам. У нее очень красивый голос, поэтому ее еще называют лесной канарейкой. (Зеленушка) 4 уч. - Серенькая птичка, Птичка- невеличка, Шеей вертишь ты всегда, Разве в этом есть нужда? (Вертишейка) 5 уч. - Плотник острым долотом Строит дом с одним окном. (Дятел) 6 уч. - Эта птичка так названа за свой интересный хвост Красного цвета, он все время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост, вспыхивает огоньком, Как будто горит. (Горихвостка) 7 уч. - Эта птица - настоящий акробат: Только она может бегать по стволу и вверх, и вниз головой. (Поползень) 8 уч. - На головке этой птички - корона. Короны, как известно, бывают у королей. Но птичка очень маленькая. Ростом меньше стрекозы, поэтому и назвали ее….(Королек) 9 уч. - Пусть я птичка невеличка, У меня друзья привычка: Как начнутся холода, Прямо с севера - сюда. (Снегирь) Учитель:- Какое клю...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2193
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|