Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Информационные технологии на уроках. Основы экологии и природопользования
Автор(ы): Голикова Ольга Геннадьевна, заместитель директора по УВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: закрепить понятия “сукцессия”, “процессы сукцессии”, рассмотреть развитие и эстафету видов в экосистеме, выполнить лабораторную работу “Пожар в лесу” (решение жизненной задачи). Урок проходит в компьютерном классе и состоит из двух частей: работа с понятиями, закрепление материала с помощью компьютерной модели “Пожар в лесу”, которая моделирует процесс восстановления характерного для данной местности ландшафта (хвойного леса) после его разрушения (пожара). ХОД УРОКА Для актуализации знаний учащихся предлагаются вопросы и задания. 1. У вас на столах карточки. Расположите эти карточки так, чтобы был виден эволюционный процесс и процесс сукцессии, и объясните последовательность этих процессов. Процессы, связанные с изменением типов природных образований, называются эволюционными. Такие процессы протекают тысячи, десятки тысяч лет. однолетние травы | многолетние травы | кустарники | молодой лес | хвойный лес | Последовательность изменений в биоте, происходящая после резких изменений в абиотической среде, называется сукцессией. Сукцессия – одно из проявлений эволюции. 2. Какими изменениями сопровождаются процессы сукцессии? Процессы сукцессии сопровождаются: - сменой видов растений и животных;
- повышением видового разнообразия организмов;
- увеличением биомассы органического вещества.
3. “Флористическая эстафета”, “Фаунистическая эстафета”. Почему эстафета? Почему “флористическая” и “фаунистическая”? 4. Каков конечный итог сукцессии? Конечный итог сукцессии – стабильные (устойчивые) связи между живыми организмами и их окружением. 5. Вызывают ли последствия пожара процессы сукцессии? Сегодня в ходе выполнения лабораторной работы вы должны найти доказательства этому предположению или опровергнуть его. Выполняем лабораторную работу “Пожар в лесу” (I, II части). Анализ проделанной работы и выставление отметки. Лабораторная работа "Пожар в лесу" Цель работы: С помощью ЭВМ спрессовать время и в течение лабораторной работы "помочь" природе восстановить лес. Ход работы: I. Разминка. Расставить в нужном порядке все стадии сукцессии II. 1) Флористическая эстафета. Определить на каких стадиях сукцессии появляются данные растения и распределить их по стадиям. 2) Фаунистическая эстафета. Определить на каких стадиях сукцессии появляются данные виды фауны и распределить их по стадиям. III. Обитатели и их пища. Сравните начальную и конечные стадии сукцессии и выясните: - Увеличивается ли число видов животных и растений?
- Удлиняются ли пищевые цепи?
- Растет ли биологическое разнообразие?
- Возрастает ли устойчивость экосистемы и ее способность к саморегуляции?
IV. Компьютерная игра. Построение пищевых цепей из появляющихся на экране видов. Вывод: (ответы на вышестоящие вопросы из раздела III). Закрепление знаний: учащимся предлагаются карточки с вопросами. Какие из следующих суждений, характеризующих экологическую сукцессию, вы считаете правильными? Отметьте их номера. - В процессе сукцессии видовой состав сообщества непрерывно изменяется.
- Видовой состав сообщества остается постоянным.
- Основным фактором сукцессионных изменений видового состава является конкуренция.
- Видовое разнообразие снижается.
- Видовое разнообразие повышается.
- Биомасса органического вещества снижается.
- Биомасса органического вещества возрастает.
- Конечный итог сукцессии – стабильные связи между живыми организмами и их окружением.
- Конечный итог сукцессии – неустойчивые связи между живыми органи...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1508
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|