Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Парус - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Парус


Автор(ы): Степанова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Перед нами изумительное по своей образности и
выразительности стихотворение, могущее быть
эпиграфом ко всей лермонтовской лирике.
Н.М.Шанский.
Парус
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бури есть покой!
Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Эти двенадцать строк хорошо знакомы каждому культурному человеку. Их учат наизусть в детстве, любят всю жизнь и не забывают до глубокой старости. Стихотворение давно вошло в сокровищницу великого искусства слова в качестве одного из самых блистательных лирических произведений.
«Парус» - поэтическое отражение действительных чувств и мыслей восемнадцатилетнего Лермонтова, в нем ничего не придумано, все родилось по необходимости высказать свое душевное состояние в момент крутого поворота его такой недолгой и такой яркой жизни.
Вспомним, когда и как было написано стихотворение. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, чтобы продолжить учебу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая, что же делать, он бродит в смятении по Петербургу и его окрестностям. Во время этих прогулок поэт нередко оказывается у Финского залива. Здесь поэт и написал «Парус». Об этом он сообщил в письме М.А.Лопухиной .
Стихотворение состоит из трех четверостиший, а по своему смысловому существу состоит из шести перемежающихся двустиший: каждые две первые строчки строфы содержат описание объективной действительности (моря и паруса), каждые две последние – размышления по этому поводу поэта. Поэтической канвой «Паруса» является образ «море – жизнь».
Лермонтов пользуется для обозначения жизни традиционным поэтическим образом моря, которое символизирует различные перипетии жизни (ее бедствия, перемены, волнения), а парус – символ брошенного в житейском море человека.
Образующие «Парус» строфы складываются из антитезных по своему пейзажному и психологическому назначению двустиший. Противопоставлены друг другу основные герои произведения (парус, поэт, с одной стороны, и реальное, житейское море – с другой).
Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет всякого типа повторы, анафору, синонимику.
Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение которой есть выражение динамики, изменчивости.
1-е четверостишье: парус – белеет, ищет, кинул
2-е четверостишье: парус –«мачта гнется и скрипит»
3-е четверостишье: парус – «просит бури»
В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой. Что же парус? Он – в противоположность –пронизан стремлением к не покою, движению.
2-я строфа. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики. Напряжения. Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит».
Авторское Я в стихотворении спрятано.Оно лишь угадывается в первой половине стихотворения. Местоимения Я в тексте вовсе нет. Зато местоимение Он употребляется шесть раз.
Художественное новаторство Лермонтова в организации словесно – образного материала приводит к созданию лирического шедевра, в котором поэт точно и просто высказал свои чувства в один из решающих моментов его жизни. Мятежный Лермонтов не ждет бури жизненных трудностей, а просит их, так как, по его мнению, именно в них з...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2014.07.17 | Просмотров: 1440

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340