Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Интеллектуальная экологическая игра Лес – природное сообщество
Автор(ы): Шведова Валерия Викторовна, педагог дополнительного образования
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Подготовка к игре: - Создаются команды из учащихся 6 классов. Каждая команда готовит название и девиз;
- Для оформления помещения: выпуск стенгазет; выставка рисунков, литературы и рефератов на соответствующую тематику;
- Протоколы для жюри, где указаны ответы, критерии оценки каждого конкурса и количество баллов за конкурс;
- Музыкальное оформление во время подготовки команд к ответу.
Ход игры 1. “Разминка”. Каждой команде даётся по 5 экологических знаков. Нужно объяснить, что они означают. Даётся 5 минут. 1 балл за верный ответ. 2. “Перекрёсток”. Каждая команда выбирает по очереди цветную карточку – “листочек”, который обозначает номер вопроса. Ведущий зачитывает вопрос. Противоположная команда тоже обсуждает вопрос и в случае отсутствия ответа у отвечающей команды, даёт свой вариант ответа. Время 1 мин. 2 балла за верный ответ. 1) В питомнике при посадке саженцев деревьев в ямки подсыпают лесную почву. С какой целью это делают? Ответ: Лесная почва содержит набор микроорганизмов, грибов, которые живут в симбиозе с деревьями, что помогает саженцам легче приняться. 2) Ель очень чувствительна к низовым пожарам, а сосна нет. Как это можно объяснить? Ответ: Это связано с особенностью строения кроны деревьев: у сосны крона находится высоко над землёй, а у ели близко. 3) Ранней весной муравьи удаляют из муравейника все проростки травы. Зачем они это делают? Ответ: Чтобы молодая трава не разрушила структуру муравейника, не создавала затенения, что может быть причиной высокой влажности муравейника. 4) В самый разгар зимы у медведицы появляется потомство – 1-2 медвежонка величиной со щенка. Какое значение имеют размеры и медленный рост медвежат? Ответ: В берлоге мало места, а у медведицы молока. 5) Во время тёплой осени нередко наступают заморозки, многие деревья погибают. А при постепенном похолодании деревья выживают. Чем это можно объяснить? Ответ: при резких заморозках вода, которая передвигается по сосудам дерева замерзает, в результате чего сосуды лопаются, а при постепенном вода успевает оттечь из верхушки к корням. 6) Экологи считают, что в целях охраны природы рубить лес нужно по глубокому снегу. Почему? Ответ: не нарушается почвенный покров во время транспортировки срубленных деревьев. - Известно, что учёные изучают растительные организмы не только по плодам и листьям, но и по зимующим побегам. Следующий конкурс… 3. “Портреты растений”. Командам даются одинаковые наборы из плодов и побегов деревьев и таблица со списком растений. Нужно определить растения по побегу, подобрать соответствующий плод и дать характеристику по плану в таблице: - жизненная форма;
- тип соответствующего плода;
- способы распространения этих растений.
Набор растений: клён, кедр, рябина, шиповник, сосна, черёмуха, калина, боярышник, сирень, берёза. Даётся 5 минут. За верный ответ 5 баллов. 4. “Юный инспектор”. Командам на выбор предлагаются пронумерованные карточки с ситуационными задачами. Команды одновременно обсуждают проблему. На обсуждение 1 минута. 1 балл за верный ответ. 1) Середина лета является периодом размножения многих птиц. Какие правила нужно соблюдать в лесу в период выведения потомства? Ответ: нельзя разорять гнёзда, брать яйца и птенцов в руки, шуметь в лесу. 2) Назовите известные вам ориентиры в лесу? Ответ: - лишайники растут на северной стороне дерева;
- у отдельно стоящего дерева с северной стороны ветви короче и их меньше;
- годовые кольца шире с южной стороны;
- муравейник более пологий с южной стороны.
3). Подорожник по-другому называют “следом белого человека”. Чем можно объяснить такое название? Назовите приспособления, позволяющие обитать ему в таких условиях? Ответ: человек после себя оставляет тропинку, в результате чего не каждое растение имеет возможность произрастать на такой почве. Подорожник же имеет определённые особенности строения: - отличается приземистостью;
- все листья собраны в розетку;
- жилки листьев из-за упругости препятствуют раздавливанию;
- листья затеняют почву под листьями, что позволяет сохраняться влаге и препятствует прорастанию других растений, которые стеснили бы их.
4) Долгое время существовало мнение, что волки значительно уничтожают поголовье лосей. Было решено произвести отстрел волков. Вопреки ожиданиям численность лосей сначала увеличилась, а потом резко уменьшилась. С чем это связано? Ответ: быстрый подъём численности лосей связан с малым количеством хищников. Но в результате этого, возросла конкуренция за пищевые ресурсы. Кроме этого, волки являются санитарами леса, т.е. уничтожают больных и слабых животных. А так как их стало меньше, то количество больных лосей стало увеличиваться. 5) В лесу вырубили все дуплистые деревья. Через некоторое время лес был съеден вредителями. В чём дело? Ответ: в дуплах жили насекомоядные птицы, а так как жить им стало негде, то они покинули этот лес, в результате чего резко возросло количество насекомых – вредителей. 6) Белки большую часть жизни проводят на деревьях, питаясь орехами. Какие особенности строения позволяют им вести такой образ жизни? Ответ: острые коготки на лапках и хвост, который направляет движения. 5. “Лесные виражи”. За 1 минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов на вопросы, которые зачитываются ведущим. За каждый верный ответ 1 балл. - Какие леса называют “лёгкими планеты”? (тропические)
- Лесная птица, выводящая птенцов зимой? (клёст)
- Наука, занимающаяся изучением и наблюдением природных явлений? (фенология)
- Что образуют опавшие листья в лесу? (подстилку)
- Часть растения, способная к фотосинтезу? (лист)
- Звезда, являющаяся источником энергии для Земли? (Солнце)
- Наука о насекомых? (энтомология)
- Внешний облик растений? (жизненная форма)
- Растительный мир планеты? (флора)
- Вещества растительного происхождения, способные убивать микробов? (фитонциды)
- Слой клеток, обеспечивающих рост стебля в толщину? (камбий)
- Птица леса, уничтожающая волосатых гусениц? (кукушка)
- Наука о муравьях? (мирмикология)
- Пластиды, придающие зелёную окраску растениям? (хлоропласты)
- Листья у хвойных пород деревьев? (хвоя)
...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1258
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|