Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проблемы социально-психологической адаптации кадет-пятиклассников Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Проблемы социально-психологической адаптации кадет-пятиклассников Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова


Автор(ы): Галеева Нина Ивановна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современная Россия кардинально и стремительно меняется политически и экономически. Меняются также духовные и материальные ценности. Все эти изменения затронули систему обучения и воспитания молодежи. Система образования России начала искать эффективные формы и методы обучения и воспитания. В России стали возрождаться такие виды учебных заведений, как гимназии, лицеи, школы разных профилей и направлений: казачьи, купеческие, морские, кадетские корпуса и др. Впервые за последнее десятилетие у обучающихся появилось право выбора образовательных учреждений.
“Корпуса кадет шляхетских” были учреждены императрицей Анной Иоанновной в 1731 году. Кадетский корпус имел двойное значение: готовить как будущих офицеров, так и гражданских специалистов - чиновников, дипломатов, судей и т.п.
Французское слово “cadet” принято переводить как “младший”, а более точный его смысл, вложенный самими французами, - это “маленький будущий возглавитель”.
Позаимственная у Франции в начале XVIII века форма обучения и воспитания, принятая в кадетских корпусах, дала России адмирала Павла Нахимова, генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова, героя Великой Отечественной войны Дмитрия Карбышева, композиторов Александра Скрябина и Н.А.Римского-Корсакова, писателей Н.М.Карамзина, Н.С.Лескова, В.Даля, президента Российской академии художеств Алексея Оленина и многих других выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.
В настоящее время кадетские корпуса /кадетские школы-интернаты/ действуют в соответствии с распоряжением Президента РФ от 9 сентября 1997 года.
Сегодня кадетские корпуса ставят своей главной задачей:
  • обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития кадет;
  • получение кадетами первичных знаний и навыков военного дела;
  • воспитание у кадет чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;
  • формирование и развитие у кадет чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе;
  • развитие у кадет высоких морально-психологических, деловых и организационных качеств, физической выносливости и стойкости.
Московский казачий кадетский корпус им. М.А.Шолохова /кадетская школа-интернат №7/ открылся в сентябре 2002 года на территории Юго-Восточного административного округа Москвы в районе Кузьминки.
В корпусе 260 кадет. Ребята изучают те же предметы, что и их сверстники в школах, а также изучают историю казачества, осваивают строевую подготовку, занимаются в конноспортивной секции, обучаются стрельбе, самбо, рукопашному бою, плаванию. Постигают искусство танца, игры на духовых и народных инструментах, учатся петь казачьи песни. В Московской казачьем кадетском корпусе созданы все условия для формирования личности гражданина и патриота.
При поступлении в пятый класс, т.е. на первый курс, ребята должны пройти собеседование по русскому языку, математике и медико-психологический отбор, быть годным по состоянию здоровья для занятий усиленной физической подготовкой.
Следует отметить, что дети, попадая в такое учебное заведение, живущее по воинским уставам, попадают в условия повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, сталкиваются с рядом разнообразных проблем в период адаптации.
Учеба в кадетском корпусе - это новый этап в жизни 10-летних мальчиков. Ребята оказываются в новых, непривычных социальных условиях: обучение в закрытом образовательном учреждении-интернате, перемена места жительства, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь в новом коллективе, жизнь по воинскому уставу.
Новые условия требуют изменения динамического стереотипа мышления и поведения подростков. И чем быстрее подросток включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. Быстро включиться в учебно-воспитательный процесс ребятам мешает ряд психологических проблем, которые образовались у ребенка еще до поступления в кадетский корпус. В кадетском корпусе учатся дети, родители которых погибли на войне, умерли, один из родителей оставил семью или оба бросили ребенка на попечение своих родственников.
К тому же, адаптационный процесс приходится на пубертатный период. На фоне незавершенного роста и развития наступает период полового созревания, резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы, преобладание процессов возбуждения над торможением, изменение всех физиологических функций.
Все ли подростки готовы к обучению и воспитанию в кадетском корпусе? С одной стороны, кадетский корпус должен давать образование повышенного уровня, воспитывать будущую элиту российского общества, с другой - протягивать руку помощи детям, которые нуждаются в ней. Практически в каждом кадетском корпусе встречаются социально-педагогически запущенные дети, с нарушениями в здоровье, немотивированные. Как совместить решение этих задач?
Многие общественные и политические деятели связывают с развитием кадетского образования перспективы возрождения государственности, воспитания истинных патриотов России. Предназначение кадетских корпусов по своей сути нацелено на будущее. Это, прежде всего, подготовка к служению Отечества, воспитание и обучение образованных и квалифицированных работников - нового поколения России, способных взять на себя ответственность за судьбу России.
Одной из важных задач психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А.Шолохова является деятельность по успешной адаптации пятиклассников к жизни и учебе в корпусе. Работа психолога нацелена на изучение личности кадета, особенностей приспособления к психологическому климату, традициям и нормам коллектива, к системе социальных ролей, вытекающих из структуры взаимоотношений. Эффективность процесса адаптации определяет успешность освоения кадетом новой деятельности.
В общеобразовательной школе также существует проблема адаптации бывших четвероклассников к средней школе. Но, проблема проблеме - рознь. Кадетский корпус отличается от средней общеобразовательной школы.
На первом году обучения в кадетском корпусе у кадет и их родителей возникает ряд трудностей, обусловленных личностными особенностями, несоответствием представлений о реальных условиях и воспитания, высокими учебными и дисциплинарными требованиями. Специфичными для кадетского корпуса являются следующие особенности жизнедеятельности кадет:
  • жесткая регламентация распорядка дня;
  • преобладание групповых видов деятельности;
  • подчинение и субординация;
  • совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования, служебных.
Перед 10-летними мальчиками в кадетском корпусе стоят взрослые задачи:
1. Принять нормы, правила и традиции кадетского корпуса.
2. Быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям.
3. Иметь и развивать способности к самостоятельному и качественному усвоению учебного материала.
4. Занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с кадетами, воспитателями и учителями.
5. Выработать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте.
Адаптация кадет - это сложный процесс. Адаптация бывает психофизиологической, социальной, психологической и социально-психологической.
Социально-психологическая адаптация подразумевает процесс взаимодействия кадета и окружения. Кадет считается адаптированным в том случае, когда он, находясь среди других кадет, не конфликтует с ними, доволен своей деятельностью и собой, идет навстречу ожиданиям группы, самоутверждается и свободно выражает свои творческие способности. В свою очередь социальное окружение способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию индивидуальности кадета.
Деятельность психолога с пятиклассниками направлена на выявление и коррекцию личностных качеств подростка, затрудняющие адаптацию. Снижению уровня социально-психологической адаптации приводят такие личностные особенности, как низкий уровень принятия других и себя, неумение строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами, стремление к уходу от проблем, внутренняя напряженность, замкнутость, подозрительность, недовольство ситуацией. Поэтому при поступлении в кадетский корпус психолог, прежде всего, обращает внимание на интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные и мотивационные особенности и способности подростка.
С первых дней обучения в Московском казачьем кадетском корпусе пятиклассники и их родители попадают под пристальное внимание психолога. Ведь при изменении привычных условий жизни, ломка сложившихся стереотипов и поведения могут привести некоторых подростков к дезадаптации. Дезадаптация выражается в нервно-психической неустойчивости, преобладании тревожных эмоций, истощении психических возможностей. Некоторые мальчики начинают волноваться, теряться, впадать в панику, теряют контроль над ситуацией и своим поведением.
Последствиями такого реагирования психики ребенка в начале процесса адаптации проявляются в двух формах: агрессии и бегстве от ситуации. Агрессивность может выражаться в грубости по отношению к одноклассникам, резких вспышках гнева по ничтожным поводам, в недовольстве всем, что происходит, особенно требованиям, предъявляемых подростку.
Бегство от ситуации характеризуется самокопанием или самообвинением. У ребенка развиваются тревожно-депрессивные симптомы: чувство полной безысходности, замкнутость, отрешенность, погруженность в мир тягостных раздумий. Мальчик думает, что родители от него отказались, бросили, отдали в интернат, потому что он раньше плохо вел себя или что-то делал не так. Нередко такой ребенок начинает думать об уходе из жизни, считая такой путь единственным выходом из сложившейся ситуации и разрешением всех проблем.
Если у ребенка низкие адаптационные способности, ослабленная психика из-за жизненных трудностей и неудач, то возможна угроза глубоких психических изменений: нервно-психические расстройства или психические заболевания.
В свою очередь, у родителей может возникнуть чувство...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2444

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340