Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Проблемы социально-психологической адаптации кадет-пятиклассников Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова
Автор(ы): Галеева Нина Ивановна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современная Россия кардинально и стремительно меняется политически и экономически. Меняются также духовные и материальные ценности. Все эти изменения затронули систему обучения и воспитания молодежи. Система образования России начала искать эффективные формы и методы обучения и воспитания. В России стали возрождаться такие виды учебных заведений, как гимназии, лицеи, школы разных профилей и направлений: казачьи, купеческие, морские, кадетские корпуса и др. Впервые за последнее десятилетие у обучающихся появилось право выбора образовательных учреждений. “Корпуса кадет шляхетских” были учреждены императрицей Анной Иоанновной в 1731 году. Кадетский корпус имел двойное значение: готовить как будущих офицеров, так и гражданских специалистов - чиновников, дипломатов, судей и т.п. Французское слово “cadet” принято переводить как “младший”, а более точный его смысл, вложенный самими французами, - это “маленький будущий возглавитель”. Позаимственная у Франции в начале XVIII века форма обучения и воспитания, принятая в кадетских корпусах, дала России адмирала Павла Нахимова, генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова, героя Великой Отечественной войны Дмитрия Карбышева, композиторов Александра Скрябина и Н.А.Римского-Корсакова, писателей Н.М.Карамзина, Н.С.Лескова, В.Даля, президента Российской академии художеств Алексея Оленина и многих других выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры. В настоящее время кадетские корпуса /кадетские школы-интернаты/ действуют в соответствии с распоряжением Президента РФ от 9 сентября 1997 года. Сегодня кадетские корпуса ставят своей главной задачей: - обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития кадет;
- получение кадетами первичных знаний и навыков военного дела;
- воспитание у кадет чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;
- формирование и развитие у кадет чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе;
- развитие у кадет высоких морально-психологических, деловых и организационных качеств, физической выносливости и стойкости.
Московский казачий кадетский корпус им. М.А.Шолохова /кадетская школа-интернат №7/ открылся в сентябре 2002 года на территории Юго-Восточного административного округа Москвы в районе Кузьминки. В корпусе 260 кадет. Ребята изучают те же предметы, что и их сверстники в школах, а также изучают историю казачества, осваивают строевую подготовку, занимаются в конноспортивной секции, обучаются стрельбе, самбо, рукопашному бою, плаванию. Постигают искусство танца, игры на духовых и народных инструментах, учатся петь казачьи песни. В Московской казачьем кадетском корпусе созданы все условия для формирования личности гражданина и патриота. При поступлении в пятый класс, т.е. на первый курс, ребята должны пройти собеседование по русскому языку, математике и медико-психологический отбор, быть годным по состоянию здоровья для занятий усиленной физической подготовкой. Следует отметить, что дети, попадая в такое учебное заведение, живущее по воинским уставам, попадают в условия повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, сталкиваются с рядом разнообразных проблем в период адаптации. Учеба в кадетском корпусе - это новый этап в жизни 10-летних мальчиков. Ребята оказываются в новых, непривычных социальных условиях: обучение в закрытом образовательном учреждении-интернате, перемена места жительства, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь в новом коллективе, жизнь по воинскому уставу. Новые условия требуют изменения динамического стереотипа мышления и поведения подростков. И чем быстрее подросток включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. Быстро включиться в учебно-воспитательный процесс ребятам мешает ряд психологических проблем, которые образовались у ребенка еще до поступления в кадетский корпус. В кадетском корпусе учатся дети, родители которых погибли на войне, умерли, один из родителей оставил семью или оба бросили ребенка на попечение своих родственников. К тому же, адаптационный процесс приходится на пубертатный период. На фоне незавершенного роста и развития наступает период полового созревания, резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы, преобладание процессов возбуждения над торможением, изменение всех физиологических функций. Все ли подростки готовы к обучению и воспитанию в кадетском корпусе? С одной стороны, кадетский корпус должен давать образование повышенного уровня, воспитывать будущую элиту российского общества, с другой - протягивать руку помощи детям, которые нуждаются в ней. Практически в каждом кадетском корпусе встречаются социально-педагогически запущенные дети, с нарушениями в здоровье, немотивированные. Как совместить решение этих задач? Многие общественные и политические деятели связывают с развитием кадетского образования перспективы возрождения государственности, воспитания истинных патриотов России. Предназначение кадетских корпусов по своей сути нацелено на будущее. Это, прежде всего, подготовка к служению Отечества, воспитание и обучение образованных и квалифицированных работников - нового поколения России, способных взять на себя ответственность за судьбу России. Одной из важных задач психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А.Шолохова является деятельность по успешной адаптации пятиклассников к жизни и учебе в корпусе. Работа психолога нацелена на изучение личности кадета, особенностей приспособления к психологическому климату, традициям и нормам коллектива, к системе социальных ролей, вытекающих из структуры взаимоотношений. Эффективность процесса адаптации определяет успешность освоения кадетом новой деятельности. В общеобразовательной школе также существует проблема адаптации бывших четвероклассников к средней школе. Но, проблема проблеме - рознь. Кадетский корпус отличается от средней общеобразовательной школы. На первом году обучения в кадетском корпусе у кадет и их родителей возникает ряд трудностей, обусловленных личностными особенностями, несоответствием представлений о реальных условиях и воспитания, высокими учебными и дисциплинарными требованиями. Специфичными для кадетского корпуса являются следующие особенности жизнедеятельности кадет: - жесткая регламентация распорядка дня;
- преобладание групповых видов деятельности;
- подчинение и субординация;
- совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования, служебных.
Перед 10-летними мальчиками в кадетском корпусе стоят взрослые задачи: 1. Принять нормы, правила и традиции кадетского корпуса. 2. Быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям. 3. Иметь и развивать способности к самостоятельному и качественному усвоению учебного материала. 4. Занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с кадетами, воспитателями и учителями. 5. Выработать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте. Адаптация кадет - это сложный процесс. Адаптация бывает психофизиологической, социальной, психологической и социально-психологической. Социально-психологическая адаптация подразумевает процесс взаимодействия кадета и окружения. Кадет считается адаптированным в том случае, когда он, находясь среди других кадет, не конфликтует с ними, доволен своей деятельностью и собой, идет навстречу ожиданиям группы, самоутверждается и свободно выражает свои творческие способности. В свою очередь социальное окружение способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию индивидуальности кадета. Деятельность психолога с пятиклассниками направлена на выявление и коррекцию личностных качеств подростка, затрудняющие адаптацию. Снижению уровня социально-психологической адаптации приводят такие личностные особенности, как низкий уровень принятия других и себя, неумение строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами, стремление к уходу от проблем, внутренняя напряженность, замкнутость, подозрительность, недовольство ситуацией. Поэтому при поступлении в кадетский корпус психолог, прежде всего, обращает внимание на интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные и мотивационные особенности и способности подростка. С первых дней обучения в Московском казачьем кадетском корпусе пятиклассники и их родители попадают под пристальное внимание психолога. Ведь при изменении привычных условий жизни, ломка сложившихся стереотипов и поведения могут привести некоторых подростков к дезадаптации. Дезадаптация выражается в нервно-психической неустойчивости, преобладании тревожных эмоций, истощении психических возможностей. Некоторые мальчики начинают волноваться, теряться, впадать в панику, теряют контроль над ситуацией и своим поведением. Последствиями такого реагирования психики ребенка в начале процесса адаптации проявляются в двух формах: агрессии и бегстве от ситуации. Агрессивность может выражаться в грубости по отношению к одноклассникам, резких вспышках гнева по ничтожным поводам, в недовольстве всем, что происходит, особенно требованиям, предъявляемых подростку. Бегство от ситуации характеризуется самокопанием или самообвинением. У ребенка развиваются тревожно-депрессивные симптомы: чувство полной безысходности, замкнутость, отрешенность, погруженность в мир тягостных раздумий. Мальчик думает, что родители от него отказались, бросили, отдали в интернат, потому что он раньше плохо вел себя или что-то делал не так. Нередко такой ребенок начинает думать об уходе из жизни, считая такой путь единственным выходом из сложившейся ситуации и разрешением всех проблем. Если у ребенка низкие адаптационные способности, ослабленная психика из-за жизненных трудностей и неудач, то возможна угроза глубоких психических изменений: нервно-психические расстройства или психические заболевания. В свою очередь, у родителей может возникнуть чувство...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2444
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|