Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок по химии и биологии Зеркало организма - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Интегрированный урок по химии и биологии Зеркало организма


Автор(ы): Сыскова Рина Фанировна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель. Формирование в сознании учащихся единой естественнонаучной картины мира.
Задачи.
Образовательные:
1. Закрепить знания по теме “Кровь”.
2. Повторить основные количественные характеристики из курса химии такие, как количество вещества, молярная масса, массовая доля, число структурных единиц.
Воспитательные:
1.Формирование чувства ответственности по отношению к своему здоровью.
2.Используя межпредметные связи, способствовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения.
Развивающие:
1. Развитие навыков мыследеятельности.
2. Совершенствовать умения в расчётах при решении задач по химии.
Тип урока: обобщающий.
Виды работы учащихся:
1. Ответы на теоретические вопросы.
2. Решение задачи.
3. Оформление работы.
4. Самостоятельная оценка результативности работы.
Сценарий урока:
Учитель биологии:

Мы начинаем наш необычный урок, он необычен тем, что ведут два преподавателя. Тема урока “Зеркало организма”. О чём сегодня пойдёт речь?
С незапамятных времён люди считали кровь магической жидкостью. Ею клялись, скрепляли договоры и союзы, ею окропляли землю, чтобы получить богатый урожай… Проникновение науки в жизнь крови, омывающей все клетки нашего организма, обогатило человечество ценнейшими сведениями, широко используемыми в самых разных областях человеческой деятельности: в медицине, криминалистике и даже в астрономии. “Осведомлённый свидетель” – кровь сделалась компасом врача, биолога, криминалиста.
Отличительной способностью крови является её способность почти мгновенно отражать в себе то, что происходит в таинственных глубинах организма. Недаром Клод Бернар назвал её “зеркалом организма”. Именно это делает её ценнейшим источником информации.
Ребята, сегодня мы с вами проводим интегрированный урок. Цель нашего урока – закрепить знания о составе крови в ходе решения химических задач.
Нашими помощниками на уроке будут сигналы светофора, красный – не справился с заданием, зелёный – готов. Кроме того, начнём наш урок с оценки своего настроения. На столе карточки с изображением мордашек: J-хорошее K-среднее L-плохое. Укажите, какое ваше настроение.
Давайте вспомним состав крови.
Кровь состоит из жидкой части (плазмы) и взвешенных в ней кровяных клеток (эритроцитов, лейкоцитов, и кровяных пластинок - тромбоцитов). Плазма крови бесцветная жидкость, состоящая из 90 - 92% воды, 8 - 10 % органических и минеральных веществ.
Учитель химии:
Перед вами условие 1 задачи. Требуется правильно оформить условие задачи и решить её.
Один учащийся из класса работает у доски, остальные ребята решают в тетради по химии. По окончании решения сверка ответов.
Задача 1. Клинический анализ крови показывает, что в 100 мл ее содержится 180 мг калия и 6,5 мг кальция. Сколько атомов калия и кальция содержится в крови взрослого человека, если усредненный ее объем составляет 5 л.
Калия 1,38• 1023 атомов
Кальция 4,87• 1021 атомов

Из неорганических веществ плазмы большое значение имеют ионы натрия, кальция, калия, магния, хлора и др. Например, ионы кальция необходимы для свёртывания крови, ионы магния – для углеводного обмена.
Задача 2. В плазме крови человека (и любого животного) соотношение числа молей ионов Na +, K+ и Ca2+ строго постоянно и составляет 25:1:0,5 (это важнейший индикатор здоровья, его изменение сигнализирует о заболевании). Сколько молей этих ионов содержится в крови здорового человека, если масса ионов натрия в ней равна 10 г?
Натрия 0,435 моль
Калия 0,0174 моль
Кальция 0,0087 моль

Ребята, а что ещё мы знаем о плазме крови?
Выступление ученика:
Состав плазмы поддерживается организмом на одном уровне (изменение вредно для организма).
Определённое отношение ионов в плазме широко применяют для приготовления физиологических растворов - это растворы, соответствующие по составу и содержанию солей плазмы крови.
0,9 % раствор NaCl – называют физиологическим, клетки в нём не изменяют своего объёма.
При введении в кровь лекарственного препарата необходимо учитывать, что солевой состав препаратов должен соответствовать плазме. Физиологический раствор вводят людям, потерявшим много воды.
Учитель химии:
Перед вами, ребята, условие 3 задачи. Используя знания по химии, определите массу соли в составе физиологического раствора.
Задача 3. При некоторых заболеваниях в кровь вводят 0,85 % раствор хлорида натрия, называемый физиологическим по причине близости его составу и свойствам сыворотки крови. Определите массу соли, которая вводится в организм человека при вливании 400 г физиологического раствора.
Эритроциты – красные кровяные клетки, их окраску определяет химическое вещество – гемоглобин, который состоит из белковой части – глобина – и небелковой – гема, содержащего двухвалентное железо.
Задача 4. Сколько атомов железа содержится в гемоглобине крови среднего человека, если масса этих атомов равна 3 г? Отв. 3,21•1022 атомов
Учитель биологии:
Гемоглобин легко связывает и отщепляет кислород. Присоединяя кислород, гемоглобин переходит в окисленную форму – оксигемоглобин; 1 г гемоглобина может связать 1,34 мл кислорода.
Гемоглобин, приведённый в соприкосновение с сильно действующими окислителями (перманганат калия, бертолетова соль, анилин и др.), образует соединение метгемоглобин, имеющее коричневый цвет. При этом происходит окисление железа и переход его в трёхвалентную форму.
Выступление ученика:
Это интересно: Многочисленные публикации в газетах призывают нас отказаться от использования нитратов в качестве удобрений. Поступая в организм человека вместе с пищей, нитраты превращаются в нитриты, а затем – в азотистую кислоту, которая может взаимодействовать с образованием канцерогенных (вызывающих рак) веществ, так ли это?
Сами по себе ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1853

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340