Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Элективный курс по психологии Рядом с подростком
Автор(ы): Осипова Светлана Васильевна, психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка. Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требуют от педагогов и психологов новых подходов к решению задач профессионального самоопределения подростков. Им впервые в жизни предстоит совершить серьёзный выбор, от которого будет зависеть дальнейшая судьба и путь к успеху. У подростков на первое место выходит проблема планирования как ближайшего будущего, связанного с обучением, так и перспективного профессионального. В рамках предпрофильного обучения предполагается, что к возрасту 14-15 лет учащийся готов самостоятельно либо при помощи ближайшего окружения оценить свои способности и интересы, осуществить некоторый профессиональный предварительный выбор, спрогнозировать последствия своих решений и затем заняться планомерной деятельностью в соответствии с поставленными образовательными целями. При этом психолог рассматривается как ближайшее окружение подростка и зная психологию этого возраста, психолог должен стать социальным партнёром. От которого учащийся ждёт не готовых решений и советов, а откровенного разговора о волнующих проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение. Данный курс даёт возможность учащимся старших классов актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения, повышать самооценку, совершенствовать навыки самопрезентации, спланировать профессиональный путь. Цель курса: формирование и развитие личностных и социальных навыков, навыков самопознания и саморазвития. Задачи курса: - Построение адекватной Я-концепции;
- Развитие навыков саморегуляции;
- Развитие критического мышления;
- Развитие навыков принятия обоснованных решений;
- Приобретение опыта выхода из различных ситуаций;
- Формирование навыков преодоления стресса;
- Развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия.
Методы: мозговой штурм, ролевое моделирование, дискуссия, беседа, психогимнастика, элементы арттерапии, рефлексия, диагностика, тренинг по практическим навыкам принятия решения и бесконфликтного общения. Психологу следует учитывать трудности, возникающие у подростка в процессе самоопределения: - Недостаточное знание самого себя, заниженная или завышенная самооценка и уровень притязаний,
- Социальная незрелость, отсутствие высших жизненных ценностей,
- Несформированность навыков принятия решения,
- Неуверенность в своих силах, тревожность,
- Несформированность волевой, коммуникативной и мотивационной сферы.
Программа позволит подросткам изучить личностные особенности, повысить психологическую компетентность, овладеть навыками эффективного общения. Программа рассчитана на 12 занятий по 2 часа в неделю. Учебно-тематический план. № | Тема | Содержание | 1 | Знакомство. Правила. | Создание комфортной,доверительной, безопасной обстановки. Принятие правил. | 2 | Я-концепция | Формирование адекватной Я –концепции, осознание своей уникальности и неповторимости. | 3 | Чувства | Осознание необходимостианализа собственных чувств и способов их регуляции. | 4 | Стресс | Стресс,его природа. Способы и возможности преодоления стресса. | 5 | Межличностноевзаимопонимание. | Формирование и развитиенавыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопонимания. | 6 | Общение | Формирование и развитиенавыков эффективного и конструктивного общения со взрослыми и сверстниками. | 7 | Конфликты | Конфликты и их природа,нахождение в конфликте, выход из него, конструктивное разрешение конфликтов. | 8 | Принятие решений | Формирование и развитиенавыков принятия решений, ответственность за себя и свои поступки. Алгоритмпринятия решений. | 9 | Уверенность | Уверенное и неуверенноеповедение, приобретение опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях. | 10 | Темперамент | Понятиео темпераменте, как об основе психики человека. Характеристика типовтемперамента. | 11 | Характер | Психология характера.Интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты. | 12 | Заключительный урок | Подведение итогов. Обратнаясвязь. | Литература - Андриянова Г. «Маленькое путешествие для больших детей» Саратов, 2005.
- Анн Л. «Психологический тренинг с подростками» Питер, 2007.
- Грецов А. «Тренинг креативности для старшеклассников» Питер, 2007.
- Дереклеева Н. «Модульный курс учебной и комм...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1292
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|