Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа Обучение жизненно важным навыкам - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Программа Обучение жизненно важным навыкам


Автор(ы): Трифонова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Обучение жизненно важным навыкам как специальная дидактическая задача – тема достаточно новая. Жизненно важные навыки – комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями в повседневной жизни.
Обучение жизненно важным навыкам не включено непосредственно в содержание образования, тем не менее интерес к данной тематике достаточно велик. Потребность учителя в освоении современных воспитательных технологий связана прежде всего с тем, что в условиях невероятно быстро меняющейся социальной действительности меняется и сам ученик, его возможности, потребности, интересы, склонности. Следовательно, должны меняться и стиль взаимодействия “ учитель – ученик”, способы, формы и цели воспитательных воздействий.
Существенный интерес это направление работы вызывает и у родителей. Современные родители прекрасно понимают, что даже самое высококачественное научно – предметное образование не может быть в наше время достаточным без хорошо развитых у ребенка коммуникативных навыков, навыков работы с информацией, принятия решений и др.
Помимо этого существуют и другие причины, по которым обучение жизненно важным навыкам необходимо в школе.
Во-первых, это причины, связанные с серьезно усугубившейся социальной ситуацией: разрушением семейных устоев, снижением жизненного уровня подавляющего числа семей, ростом преступности, возросшим риском попадания подростков в наркотическую зависимость и др. Обучение подростков жизненно важным навыкам может помочь им справиться с подобными проблемами.
Во-вторых, обучение жизненно важным навыкам способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, умению нести ответственность за свои действия.
В-третьих, комплекс жизненно важных навыков является серьезной базой, необходимой для освоения многих современных профессий, где требуются умение общаться, решать проблемы, творческое мышление, умение справляться со стрессом.
Проблемы со здоровьем могут возникнуть на фоне неадекватного поведения, причиной которого часто служит отсутствие знаний о нормах и правилах, а так же навыков социального поведения. В подобной ситуации человек не может успешно преодолевать жизненные трудности и связанные с ними стрессы. Эту задачу можно решить путем обучения жизненно важным навыкам.
Данная программа может успешно реализоваться в структуре внеклассной работы с младшими школьниками.
Занятия рекомендуется проводить один раз в 2 недели.
Цель программы: развитие у подростков социально значимого комплекса жизненно важных навыков.
Задачи:

1.Дать ученикам знания о комплексе жизненно важных навыков, возможность систематической и последовательной тренировки этих навыков, что обеспечивает их формирование и развитие.
2.Ознакомление родителей с целями, методами и приемами развития жизненно важных навыков у детей.
Принципы программы “Обучение жизненно важным навыкам”
1. Принцип освоения навыков в условиях специально организованной социальной деятельности. Все участники занятий вовлекаются в специально разработанные действия: выполнение упражнений, наблюдение за поведением других, анализ собственных ощущений. Именно социальный опыт ребенка, преобразуемый им в процессе осмысления собственной деятельности в достоверные знания, становится базой для формирования жизненно важных навыков.
2. Принцип максимальной активности в процессе обучения. Этот принцип обеспечивается тем, что все занятия предусматривают максимальный уровень включенности в деятельность каждого участника. Упражнения и задания, включенные в занятия, сконструированы таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем участникам одновременно.
3. Принцип максимальной достоверности информации. Этот принцип обеспечивается тем, что средством “извлечения” знаний является собственная деятельность участников группы. Предметом изучения, анализа, осмысления становятся чувства, эмоции, состояния, спровоцированные теми или иными специально организованными действиями участников, “здесь и сейчас”.
4. Принцип активной исследовательской позиции каждого участника. Здесь педагог должен занять позицию равенства собственного мнения и мнений участников, предоставляя каждому возможность высказываться, рассуждать, анализировать. Предлагаемые занятия предполагают активное участие каждого в “создании заново” правил, норм, истин.
5. Принцип партнерского общения. Этот принцип тесно связан с принципом активной исследовательской позиции участников. Партнерское общение – это общение, при котором каждый участник группы учитывает интересы, эмоции, чувства, переживания тех, с кем общается. Реализация принципа партнерского общения создает атмосферу открытости, доверия, которая позволяет не стесняясь экспериментировать, открыто высказать свое мнение.
6. Принцип взаимодействия семьи и школы в процессе формирования жизненно важных навыков. Формирование жизненно важных навыков невозможно без участия семьи каждого ребенка. Ряд базисных навыков изначально формируется в семье и поддерживается ею на протяжении всего детства и юности. В процессе занятий педагог и родители имеют возможность сблизить свои воспитательные позиции, выявить и обсудить волнующие их проблемы.
Программа состоит из двух частей.
Первая часть
включает шесть разделов, каждый из которых содержит занятия, развивающие определенные группы навыков у детей.
Вторая часть позволяет родителям познакомиться с целями, методами и приемами развития жизненно важных навыков у детей.
Часть 1
Раздел 1. Развитие навыков общения и взаимодействия (занятия 1 - 6)

Навыки позитивного общения и продуктивного взаимодействия – способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания, взаимодействовать с окружающими. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности, помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, цивилизованно выстраивать отношения с другими людьми.
Цель Результат
Установление и поддержание контакта Достижение состояния обоюдной готовности, взаимоориентированности
Обмен информацией Передача сведений, в том числе мнений, суждений, решений, в ответ на запрос
Поддерживание активности и заинтересованности партнера Побуждение к выполнению в процессе общения тех или иных действий
Координирование Согласование действий при совместной деятельности
Понимание Адекватное восприятие не только смысла сообщений партнера, но и его установок, переживаний, состояния, чувств, настроения
Эмоциональная стимуляция Побуждение к переживанию определенных эмоциональных состояний. Изменение эмоционального состояния партнера
Установление отношений Определение своего статуса в системе взаимоотношений с партнером
Влияние Изменение состояния, поведения, самочувствия, мнения, решений, представлений, установок партнера
Раздел 2. Развитие навыков самооценки и понимания партнера (занятия 7 – 14)
Способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота, например, с теми, кто зависит от поддержки и помощи других (инвалиды, больные СПИДом и т.д.)
Участники занятий в процессе работы учатся: - анализировать свои поступки, чувства, переживания;
  • наблюдать и анализировать поступки, чувства, переживания других;
  • ясно и конкретно выражать свои мысли;
  • слушать, воспринимать и обдумывать высказывания партнера о его чувствах, эмоциях.
В результате работы по данному разделу учащиеся закрепляют ранее полученные умения, учатся слушать себя и видеть других. Они усваивают, что продуктивное партнерское общение и взаимодействие возможно только тогда, когда мы умеем видеть в другом человеке партнера, личность, обладающую своими чертами, особенностями, жизненным опытом.
Приложение 1
Раздел 3.Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях (занятия 15 - 24)
Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями, адекватного поведения в стрессовых ситуациях – осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей, адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас.
Эмоциональное развитие детей происходит спонтанно. Воздействие социума на эмоциональную сферу сводится чаще всего к ознакомлению ребенка с нормами и правилами общественно одобряемого поведения. Такая система не дает ему возможности самостоятельного проживания, осознания и преодоления эмоционально экстремальных ситуаций, а значит, не наполняет копилку его собственного эмоционального опыта.
Неумение осознавать собственные эмоции и управлять ими делает ребенка беззащитным перед стрессами, страхами, чувством вины. Невозможность понимать и оценивать эмоции других людей создает серьезные сложности в общении и взаимопонимании как со сверстниками, так и с родителями. Такая эмоциональная некомпетентность часто является причиной стрессов.
Необходимо помочь ребенку освоить те практические умения, которые помогут ему спокойно и уверенно чувствовать себя в любой ситуации общения и взаимодействия:
  • осознавать и анализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния;
  • видеть и понимать эмоции и чувства других людей;
  • соотносить свои эмоции с эмоциями других, видеть сходство и различие эмоциональной реакции различных людей в одной и той же ситуации;
  • произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния.
Для того чтобы научить детей управлять собственными эмоциями и адекватно действовать в стрессовых ситуациях, необходимо создать специальные условия, в которых они смогут поупражняться в решении проблем, связанных с эмоциями. Для этого проводятся специальные игровые учебные задания в системе занятий данного раздела.
Раздел 4. Развитие навыков принятия и исполнения решений (занятия 25– 32)
Навык самостоятельного принятия решений – способность принимать конструктивные, взвешенные решения. Человек, обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.
Решение проблем, как и любая другая деятельность, требует организации и исполнения определенной цепочки действий. Условно говоря, человек, решающий проблему, последовательно отвечает себе на вопросы: “Чего я хочу?”, “Что я могу сделать для осуществления желаемого?”, “Что я не могу сам, но могут другие?”.
Таким образом, обучение решению проблем на первом этапе сводится к необходимости научить участников группы:
1.Вычленять и точно формулировать проблему;
2. Прогнозировать ресурсы, которые необходимо привлечь для решения проблемы;
3. Осознавать, анализировать и оценивать свои реальные возможности в связи с решаемой проблемой;
4. Видеть и планировать действия по привлечению недостающих компонентов ресурсов для решения проблемы;
5. Планировать и осуществлять действия, направленные на решение проблемы;
6. Анализировать промежуточный результат в процессе осуществления ре...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 5581

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340