Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Исследовательская деятельность учащихся в средней школе (из опыта работы) - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Исследовательская деятельность учащихся в средней школе (из опыта работы)


Автор(ы): Радченко Татьяна Ивановна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
И сследовательская деятельность учащихся в средней школе (из опыта работы)
В настоящее время достаточно широкое распространение получила организация работы со школьниками, же­ лающими заниматься учебно-исследовательской и научно-исследовательс кой деятельностью. Для этого суще­ ствуют специально созданные центры, хотя подобную работу можно достаточно успешно осуществлять и в школе, тем самым успешнее реализуя ее большой потенциал и огромный скрытый резерв получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков, при этом параллельно закрепляя уже усвоенное . Важность и необходимость ведения исследовательской деятельности на первичном уровне, то есть на школьном, обусловлена поистине огромными возможностями этой работы, ведь, в отличие от олимпиад, такой вид учебной работы доступен более широкому кругу учащихся. В данном случае ученик просто выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес и с увлечением тратит на неё своё свободное время.
Исследовательская деятельность обучающихся может быть организована на трех уровнях: школьном , учебно-исследовательском и научно-исследовательском.
Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме и написанию рефератов. То есть, первый уровень можно назвать реферативным .
Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое (для работ гуманитарной направленности). Для астрономии – работа с картами звездного неба (может быть, даже разных исторических периодов) и фотографиями, как звездного неба, так и, получаемых с помощью искусственных спутников Земли, снимков земной поверхности и атмосферных образований. Кроме того, современный уровень развития исследования космических объектов, а также количество накопленной информации и способов ее распространения позволяют выбрать к рассмотрению относительно широкий круг тел Солнечной системы. По физике и химии эксперименты проводятся на базе оборудования, имеющегося в школьных кабинетах физики и химии. Если есть возможность, то необходимые приборы и материалы приобретаются дополнительно. Достаточно эффективным элементом деятельности на этом уровне может стать изготовление самодельных приборов, макетов, действующих моделей и т.п. Исследовательская деятельность по биологии, также предполагает конкретную работу с реальными объектами: опытническая деятельность на участке (пришкольном или дома), влияние термических и химических воздействий, магнитных полей, включая магнитное поле Земли, электрических полей и токов, как на растения, так и на их семена. Опыты могут проводиться не только в условиях лаборатории, но, при возможности, и дома. Для изучения тех или иных влияний и закономерностей могут использоваться комнатные растения. Необходимым элементом проведения долгосрочных работ является ведение «Дневника наблюдений». Можно попытаться провести эксперименты с использованием микроскопов. Элементом, повышающим уровень сложности в работе по математике, становятся новые подходы к теме, то есть, не только воспроизведение чужого материала, пусть даже, достаточно сложного для ученика данного года обучения, но и введение исследовательского момента. Например, рассмотреть разные способы решения тех или иных задач, включая и самые рациональные, и усложненные. И как ни парадоксально, но такая казалось бы, в чистом виде математическая задача может иметь большое значение для формирования мировоззрения молодого человека. Несколько решений, приводящих к одному и тому же результату, символизируют возможность многовариантности в окружающей действительности и в жизни каждого человека.
Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов. Для математиков тут лучше подходит «Прикладная математика». Для физиков – собственные конструкторские решения тех или иных экспериментальных установок или приборов (то же относится к работам, участвующим в конкурсах на секции « Техносфера »).
В отличие от олимпиад, фактически деятельности для избранных, ценность организации исследовательской работы на базе школы повышена множеством положительных моментов:
1. Большее количество охватываемых школьников.
2. Возможность выбора темы и руководителя.
3. «Погружение» в тему, так как работа должна выполняться в течение месяцев или лет.
4. Наличие домашних заданий, получаемых не в авторитарной форме, а в виде распределения обязанностей, включая самого научного руководителя.
5. Необходимость развития навыков устной речи, использующей научную терминологию и имеющей свою особенную структуру. Дети учатся грамотно излагать прочитанное , чётко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности.
6. Постепенное приобретение навыков публичных выступлений в присутствии жюри, оппонентов и незнакомых людей.
7. Тренировка навыков отстаивать свою точку зрения, уметь слушать мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить вариант ответа на возникшие вопросы.

Некоторые рекомендации по организации исследовательской деятельности в школе
1. Выбор темы лучше осуществлять в рамках наи большего приближения к школьному курсу соответствующей учебной дисциплины. При этом учитывается, в каком классе учится данный школь­ ник и сфера его интересов. Хорошими могут получиться работы, включаю­ щие межпредметные связи. Например: физика и биология (медицина), исто рия и астрономия и т.п. В этих случаях легче найти так называемую новизну - обязательное требование к работам научно-исследовательского характера.
Иногда тему работы может пред­ ложить сам ученик. Тогда педагогу остаётся только решить для себя - со­ гласен ли он стать научным руководи­ телем данного исследования. Ведь, очень важная особенность выполнения любых высококачественных работ - это необходимость доучиваться вмес­те с учеником: обязательно зайти в об­ ласть, ранее неизвестную, разобрать­ся, провести эксперимент, прочитать дополнительную литературу и, нако­нец, высказать новые идеи. Хотя, ко­ нечно, помимо объективно существу­ ющих в науке незави­ симых исследований по одной и той же тематике, кто-то может пойти по пути банального плагиата (тогда перед жюри оказывается достаточно сложная и ответственная задача, откуда следу­ ет, что в качестве экспертов должны привлекаться очень компетентные люди).
Требование по приобретению но­ вых знаний и самим педагогом, и его учениками является обязательным ус­ ловием. Иначе откуда возьмётся новиз на работы, если всё давным-давно из­ вестно и сотни раз проверено? Даже если у педагога уже намного раньше были какие-то задумки, всё равно те­ перь необходимо будет обновить све­ дения по избранной теме.
2. В случае выполнения работ по физике, химии, биологии и технике обязательным условием успешного достижения результатов является наличие постоянного рабочего места, изолированного от посторонних. Тогда установки и приборы, используемые в эксперименте можно расположить стационарно, иначе постоянная необходимость разбирать и собирать электрические цепи, различные установки и т. п., в конечном счёте, приводит к утрате интереса к проведению исследований в таких условиях. Точнее, здесь, наоборот, надо говорить об отсутствии условий для выполнения исследований.
3. Работать учащимся лучше па­ рами, так как в этом случае у них всегда есть возможность обсудить воз­ никающие проблемы, принять те или иные решения, а также проконтроли­ ровать степень готовности товарища в процессе подготовки к выступлению на конкурсе. Кстати, бывают случаи, когда ребята поддерживают разволно­ вавшегося товарища, перехватывают инициативу, и для жюри внешне не за­ метен никакой сбой в выступлении участников.
Здесь же ещё можно порекомендо­ вать отбор учащихся, удачно дополня­ ющих друг друга, например: теоретик и практик, физик и химик, флегматик и сангвиник и т.п.
Наличие вакантного третьего мес­ та в группе (соавторами могут стать не более трёх человек) даёт возможность не только ввести в работу нового уча­ стника, полноценно заменяющего пре­жнего, если возникнет необходимость, но и не нарушать авторских прав вы­ бывшего школьника, указывая его в числе авторов работы.
4. В рабочей группе «учащиеся – педагог» обязательно должен присутствовать «генератор идей». Остальные ученики могут быть исполнителями, но, естественно не лишёнными самостоятельности мышления и творческого подхода к делу. То есть, в творческую группу можно привлекать не только каких-то особенных (одарённых) детей, но и обычных учеников, проявляющих повышенный интерес и уже обладающих определённой суммой знаний и навыков, соответственно рассматриваемой теме. Такие ребята увлечены своим выбором и готовы значительную часть свободного времени посвятить любимому занятию. Для ребят, ещё чётко не выявивших своих приоритетов, профориентация может произойти в процессе знакомства с выбранной темой.
Следует отметить, что в данном виде деятельности в полной мере проявляется педагогика сотрудничества, так как руководитель здесь не довлеет над учеником, как некий непререкаемый авторитет, что обычно имеет место на уроке, а является таким же участником процесса познания. На примере педагога учащиеся видят, что человек должен всю жизнь пополнять багаж своих знаний и находиться в творческом поиске. А приобретение учениками умения вести творческий поиск - залог успеха в любых начинаниях и решениях всевозможных проблем, которые ещё встретятся ребятам в жизни.
Примерный перечень документация при ведении исследовательской деятельности с учащимися
1. Журнал учёта посещаемости и проведенных занятий.
2. Перспективный план (по подготовке к ближайшей конференции молодых исследователей; на данный учебный год, на долгосрочную перспективу, то есть несколько лет и т.п.).
3. Краткосрочные планы:
а) на данное занятие;
б) на следующее занятие, на неделю, на месяц – аналог домашним заданиям. Эти планы могут быть или только для учащегося, или совместно с вопросами, которые должен решать и обеспечивать педагог.
4. ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ.
1). План, предназначенный для жюри. Он содержит следующие разделы: проблема или вопрос, подлежащий исследованию, подробное описание метода или плана проведения самого исследования, библиография – не менее 3-х работ по предмету исследования. Объем плана не более 4-х страниц. Печатается в следующем порядке: стандартный заголовок, затем по середине слова «План исследований», ниже текст.
2). Рабочие планы. Объем не регламентируется. Это план проведения самого исследования (исследова...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2723

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340