Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Программа элективного курса Бизнес и производство (9-й класс)
Автор(ы): Сулейманова Зульфия Явдатовна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается возможность ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства. Предпринимательство стало естественной составной частью Российской экономики. Изучая основы предпринимательства, учащиеся знакомятся, как устроен его мир и учатся успешно действовать в нем. В процессе обучения курса учащиеся познакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики. Данная рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы А.В. Леонтьева "Основы предпринимательства" (9 класс). Цели курса: - способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
- развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики.
Задачи курса: - познакомить с профессиями, связанными с экономикой;
- познакомить учеников с проблемами в области экономики;
- научить правильному решению задач;
- научить анализировать нужную информацию;
- научить учеников применять теоретические знания в жизни
- способствовать развитию самостоятельной работы;
- развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
- способствовать развитию коллективной работы.
Методические особенности изучения предмета В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. На формирование этих качеств уделяется особое внимание. Для развития предприимчивости учащимся предлагается больше самостоятельности при выполнении практических работ. Экономность, как качество практического ума, проявляется в умении учащимися самостоятельно производить расчеты материальных затрат, себестоимости, смет доходов и расходов. Расчетливость проявляется в умении заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, что он может стоить. Выработка умения оперативно решать поставленные задачи зависит от темперамента учащегося. Одинаково быстро думать и действовать всех учащихся научить невозможно, но каждому предлагается руководствоваться в практических делах общим правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же приступать к ее решению. Поэтому методика изучения курса опирается на деятельностный подход в обучении школьников основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что учащиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя. Логика и структура курса построена таким образом, что позволяет учащимся самостоятельно и последовательно пройти через основные этапы предпринимательской деятельности: - выработка идеи и ее первоначальная оценка;
- разработка бизнес-плана;
- опытно-констукторские разработки;
- пробный выход на рынок;
- коммерческое освоение продукции.
Для этого учащимся предлагается поработать над проектом создания собственной фирмы. Рабочая программа предполагает некоторые изменения. В связи с тем, что базовый курс по экономике вводится только в одиннадцатом классе, поэтому на занятиях больше внимания уделяется вопросам экономической теории: "Механизм рыночной экономики", "Денежное обращение", "Налоги и налоговая политика", "Этика и культура бизнеса". Увеличено количество часов на изучение тем "Маркетинг" и "Менеджмент". В программу внесен перечень деловых игр: "Совет директоров или как избежать банкротства", "Конкуренция фирм", "Деловые переговоры", "Прибыльное производство", "Бизнес в кафе", которые несут в себе возможности для развития личности. Содержание курса дополнено уроками-семинарами по решению экономических задач по темам: "Издержки производства", "Прибыль", "Рентабельность", что позволяет развивать экономическое мышление. В качестве основных форм организации учебных занятий выступают семинары, лекции, круглые столы, а также предусмотрены практические занятия и деловые игры. Наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами я использую метод самостоятельной работы учащихся – проблемно-поисковый, что позволяет учащимся овладеть опытом творческой деятельности. Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 19 часов. В процессе прохождения курса учащиеся разработают собственный бизнес-проект. Требования к результатам усвоения учебного материала Учащиеся должны знать: - Особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений;
- Определение рынка, его сущности, виды;
- Основные сферы предпринимательской деятельности и основные понятия, связанные с
рыночным механизмом: а) что такое рынок, виды рынка; б) что такое спрос и предложение; в) что такое деньги, функции денег; г) что такое бизнес-план, его ценность и назначение; д) что такое конкуренция, фирмы; е) что такое маркетинг и его основные разделы; ж) что такое менеджмент; з) основные риски и способы защиты от них; и) что такое налоги и их основные виды. Учащиеся должны уметь: - Оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; понимать процессы экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать собственную точку зрения, иметь собственную позицию; определить собственное место в изучении экономических процессов;
- Анализировать и оценивать возможности объединения различных экономических ресурсов для производства товаров и услуг;
- Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план;
- Составлять производственный план;
- Рассчитывать себестоимость продукции, цену товара, основные налоги;
- Составлять финансовый план, план доходов и расходов, расчет точки самоокупаемости;
- Оформлять выставку собственной продукции и показывать товар лицом; аргументировано отстаивать собственные позиции.
Оценка качества знаний, умений, навыков - Проверка домашних заданий в теоретическом и практическом плане.
- Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление оперативного контроля за ходом их выполнения.
- По мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной форме и отчитываются о составлении бизнес-проектов.
- Презентация законченных бизнес-проектов.
Тематический план
| Тема
| Всего часов
| Лекция
| Практика
| Форма обучения
| 1
| Предприниматель в рыночной экономике
| 1
| 1
|
| - лекция
| 2
| Презентация идей
| 2
| 1
| 1
| -лекция - практ. занятие
| 3
| Бизнес-план
| 2
| 1
| 1
| - лекция - семинар
| 4
| Производственный план
| 2
| 1
| 1
| - лекция - практ. занятие
| 5
| Себестоимость продукции
| 1
| 1
|
| - лекция
| 6
| Маркетинг
| 2
| 1
| 1
| - лекция - семинар - практ. занятие - деловая игра
|
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2016
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|