Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса Бизнес и производство (9-й класс) - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Программа элективного курса Бизнес и производство (9-й класс)


Автор(ы): Сулейманова Зульфия Явдатовна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка
В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается возможность ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства.
Предпринимательство стало естественной составной частью Российской экономики. Изучая основы предпринимательства, учащиеся знакомятся, как устроен его мир и учатся успешно действовать в нем.
В процессе обучения курса учащиеся познакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы А.В. Леонтьева "Основы предпринимательства" (9 класс).
Цели курса:
  • способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
  • развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики.
Задачи курса:
  • познакомить с профессиями, связанными с экономикой;
  • познакомить учеников с проблемами в области экономики;
  • научить правильному решению задач;
  • научить анализировать нужную информацию;
  • научить учеников применять теоретические знания в жизни
  • способствовать развитию самостоятельной работы;
  • развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
  • способствовать развитию коллективной работы.
Методические особенности изучения предмета
В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. На формирование этих качеств уделяется особое внимание.
Для развития предприимчивости учащимся предлагается больше самостоятельности при выполнении практических работ.
Экономность, как качество практического ума, проявляется в умении учащимися самостоятельно производить расчеты материальных затрат, себестоимости, смет доходов и расходов.
Расчетливость проявляется в умении заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, что он может стоить.
Выработка умения оперативно решать поставленные задачи зависит от темперамента учащегося. Одинаково быстро думать и действовать всех учащихся научить невозможно, но каждому предлагается руководствоваться в практических делах общим правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же приступать к ее решению.
Поэтому методика изучения курса опирается на деятельностный подход в обучении школьников основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что учащиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя.
Логика и структура курса построена таким образом, что позволяет учащимся самостоятельно и последовательно пройти через основные этапы предпринимательской деятельности:
  • выработка идеи и ее первоначальная оценка;
  • разработка бизнес-плана;
  • опытно-констукторские разработки;
  • пробный выход на рынок;
  • коммерческое освоение продукции.
Для этого учащимся предлагается поработать над проектом создания собственной фирмы.
Рабочая программа предполагает некоторые изменения. В связи с тем, что базовый курс по экономике вводится только в одиннадцатом классе, поэтому на занятиях больше внимания уделяется вопросам экономической теории: "Механизм рыночной экономики", "Денежное обращение", "Налоги и налоговая политика", "Этика и культура бизнеса". Увеличено количество часов на изучение тем "Маркетинг" и "Менеджмент".
В программу внесен перечень деловых игр: "Совет директоров или как избежать банкротства", "Конкуренция фирм", "Деловые переговоры", "Прибыльное производство", "Бизнес в кафе", которые несут в себе возможности для развития личности.
Содержание курса дополнено уроками-семинарами по решению экономических задач по темам: "Издержки производства", "Прибыль", "Рентабельность", что позволяет развивать экономическое мышление.
В качестве основных форм организации учебных занятий выступают семинары, лекции, круглые столы, а также предусмотрены практические занятия и деловые игры.
Наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами я использую метод самостоятельной работы учащихся – проблемно-поисковый, что позволяет учащимся овладеть опытом творческой деятельности.
Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 19 часов.
В процессе прохождения курса учащиеся разработают собственный бизнес-проект.
Требования к результатам усвоения учебного материала
Учащиеся должны знать:
  1. Особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений;
  2. Определение рынка, его сущности, виды;
  3. Основные сферы предпринимательской деятельности и основные понятия, связанные с
    рыночным механизмом:
    а) что такое рынок, виды рынка;
    б) что такое спрос и предложение;
    в) что такое деньги, функции денег;
    г) что такое бизнес-план, его ценность и назначение;
    д) что такое конкуренция, фирмы;
    е) что такое маркетинг и его основные разделы;
    ж) что такое менеджмент;
    з) основные риски и способы защиты от них;
    и) что такое налоги и их основные виды.
Учащиеся должны уметь:
  1. Оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; понимать процессы экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать собственную точку зрения, иметь собственную позицию; определить собственное место в изучении экономических процессов;
  2. Анализировать и оценивать возможности объединения различных экономических ресурсов для производства товаров и услуг;
  3. Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план;
  4. Составлять производственный план;
  5. Рассчитывать себестоимость продукции, цену товара, основные налоги;
  6. Составлять финансовый план, план доходов и расходов, расчет точки самоокупаемости;
  7. Оформлять выставку собственной продукции и показывать товар лицом; аргументировано отстаивать собственные позиции.
Оценка качества знаний, умений, навыков
  1. Проверка домашних заданий в теоретическом и практическом плане.
  2. Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление оперативного контроля за ходом их выполнения.
  3. По мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной форме и отчитываются о составлении бизнес-проектов.
  4. Презентация законченных бизнес-проектов.
Тематический план

Тема
Всего
часов
Лекция
Практика
Форма обучения
1
Предприниматель в рыночной экономике
1
1

- лекция
2
Презентация идей
2
1
1
-лекция
- практ. занятие
3
Бизнес-план
2
1
1
- лекция
- семинар
4
Производственный план
2
1
1
- лекция
- практ. занятие
5
Себестоимость продукции
1
1

- лекция
6
Маркетинг
2
1
1
- лекция
- семинар
- практ. занятие
- деловая игра


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2016

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340