Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Использование практико-ориентированных технологий в экологическом образовании детей
Автор(ы): Чудова Светлана Витальевна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Сформулированы две взаимосвязанные глобальные функции образования: гуманистическая и экологическая. Новое содержание образования должно быть ориентировано на “погружение” ребёнка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, активный личностный поиск способов жизнедеятельности в мире, отвечающих достижению гармонии с природой. К сожалению, в нашей школе нет учебного предмета экология, поэтому восполнить недостаток экологических знаний и приобрести умения их конкретного применения в реальных жизненных ситуациях учащимся помогает творческое объединение школьников “Экологическое краеведение”, которое существует в школе более трёх лет. За время существования объединения изменился возрастной состав участников, возросло их количество, но неизменными остаются основные принципы и методы работы объединения. Это применение технологий творческого характера, связанных с развитием опыта изучения и решения реальных экологических проблем. Цель которых – дать почувствовать детям радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность. Организация образовательного процесса в объединении характеризуется следующими особенностями: - учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учёбы время;
- обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагог)
- психологическая атмосфера носит неформальный характер;
- учащимся предоставляются возможности сочетать различные направления и формы занятий;
- допускается переход учащихся из одной творческой группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития) .
Объединение является официально зарегистрированной детской организацией, имеет свой паспорт, устав и свои традиции. ПАСПОРТ 1. Название: Творческое объединение школьников:“Экологическое краеведение”. 2. Колличество членов: 30 человек. 3. Система приёма в объединение: Личное желание учащихся, личное заявление. 4. Цель объединения: Экологическое образование учащихся, воспитание ответственного отношения к природе, изучение природы родного края. 5. Направлени работы: - заседания объединения;
- исследовательская работа;
- участие в школьных и городских олимпиадах;
- работа с научно-популярной литературой;
- лекторская работа.
6. формы и методы, используемые в работе объединения: Исследовательская работа на природе, экскурсии и встречи, практические работы, экологические акции, сюжетно-ролевые игры. 7. Руководитель: Чудова Светлана Витальевна учитель биологии МСОШ . №10 г. Тейково. 8. Адрес объединения: г. Тейково. М. СОШ. №10. УСТАВ ОБЪЕДИНЕНИЯ 1. Юным экологом может быть любой учащийся школы, любящий природу , желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы. 2. Юные экологи обязаны: принимать участие в охране окружающей среды; знать и соблюдать нормы экологической этики и морали; изучать природные богатства родного края; постоянно повышать уровень своих знаний о природе. 3. Юные экологи объединения имеют право: - принимать участие в городских и областных экологических акциях и мероприятия;
- вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;
- излагать своё мнение на заседаниях объединения и в прессе.
4. Юный эколог всегда должен помнить: - природа – это живая, чувствительная, очень сложная система;
- от каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.
Одной из важных форм работы учащихся в объединении является проектная деятельность, которая носит творческий, исследовательский и социально направленный характер. При организации работы над проектами используются различные виды экологически ориентированной деятельности школьников. В основе метода проектов – развитие познавательных интересов учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую ребята выполняют в течении определённого промежутка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе проекта, различают исследовательские, творческие, информационные и практико-ориентированные проекты Примеры исследовательских проектов: “Красота вокруг нас” - (проект состоит из двух частей: 1) определение плодородия почвы различными методами; 2) творческие работы по проектированию пришкольной клумбы) . “Какую воду мы пьём?”; “Экологическое состояние скверов нашего города”; “Сударыня-речка”; - информационные – “Экология сада”; “Экология нашего дома”; “Заповедные места моего города”;
- творческие – “Проект создания экологической тропы Рубское озеро – памятник природы Ивановской области”; “Красота и индивидуальность нашего города”;
- практико-ориентированные – “Экологические проблемы города Тейково и возможные пути их решения”; “Школа – наш дом” и др.
Проект: “Экологические проблемы г. Тейково” Целью проекта стало исследование противоречий “общество – природа” на уровне города, в котором мы живём. В ходе исследования ребята провели: - социологический опрос населения.
- изучили и проанализировали материалы СМИ Ивановской области за прошедшие три года.
- организовали встречи:
- С председателем комитета по экологии города и района.
- Посетили Центр Госэпиднадзора г. Тейково и побеседовали с главным санитарным врачом города.
- Совершили экскурсию в лабораторию СЭС.
- Побывали на очистных сооружениях АО “Тейково – Текстиль”.
По результатам исследования были выявлены основные экологические проблемы города Тейково и предложены меры по их устранению. Проект был представлен на региональной исследовательской конференции “Молодёжь изучает окружающий мир” в г. Иваново. Проект “Заповедные места моего города” Интерес к своему прошлому, к истории своей малой родины возникает и сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. От прошлого остаются памятники духовной и материальной культуры. Они достаточно удачно вписаны в окружающие природные ландшафты, и вместе с ними составляют единое целое и неразрывное наследие, являющееся своеобразной “визитной карточкой” местности. Целью проекта было выявление таких мест и природных объектов в нашем городе. Проект: “Исследование экологии парков” 6 сентября 2005 года знаменательное событие для нашего города – это день его рождения. 78-летний путь, пройденный им, отмечен многими событиями. Тысячи людей были их участниками, писали своими судьбами страницы городской биографии. Учащиеся попытались заглянуть в прошлое с помощью архивов и воспоминаний свидетелей тех событий, чтобы поразмыслить о настоящем и будущем нашего города. Парки города были исследованы по плану: - История создания сквера (парка) ;
- Экологическое состояние сквера (парка) на сегодняшний день;
- Меры по улучшению состояния зелёных насаждений.
Проект Создания экологической тропы: “Рубское озеро – памятник природы Ивановской области” Рубское озеро - жемчужина нашей области. Мы любим там отдыхать и купаться. Прекрасное место отдыха. Но это ещё и памятник природы, нуждающийся в нашем бережном отношении. Цель проекта: исследовать экологические проблемы этого памятника природы и попытаться найти пути их решения. В ходе исследования была выявлена главная проблема охраняемых территорий несущих рекреационную нагрузку – это недостаток экологической культуры населения. Одним из решений этой проблемы на наш взгляд это создание экологической тропы. Главной задачей, к...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1975
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|