Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование практико-ориентированных технологий в экологическом образовании детей - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Использование практико-ориентированных технологий в экологическом образовании детей


Автор(ы): Чудова Светлана Витальевна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Сформулированы две взаимосвязанные глобальные функции образования: гуманистическая и экологическая.
Новое содержание образования должно быть ориентировано на “погружение” ребёнка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, активный личностный поиск способов жизнедеятельности в мире, отвечающих достижению гармонии с природой.
К сожалению, в нашей школе нет учебного предмета экология, поэтому восполнить недостаток экологических знаний и приобрести умения их конкретного применения в реальных жизненных ситуациях учащимся помогает творческое объединение школьников “Экологическое краеведение”, которое существует в школе более трёх лет. За время существования объединения изменился возрастной состав участников, возросло их количество, но неизменными остаются основные принципы и методы работы объединения.
Это применение технологий творческого характера, связанных с развитием опыта изучения и решения реальных экологических проблем. Цель которых – дать почувствовать детям радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность.
Организация образовательного процесса в объединении характеризуется следующими особенностями:
  • учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учёбы время;
  • обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагог)
  • психологическая атмосфера носит неформальный характер;
  • учащимся предоставляются возможности сочетать различные направления и формы занятий;
  • допускается переход учащихся из одной творческой группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития) .
Объединение является официально зарегистрированной детской организацией, имеет свой паспорт, устав и свои традиции.
ПАСПОРТ
1. Название:
Творческое объединение школьников:“Экологическое краеведение”.
2. Колличество членов: 30 человек.
3. Система приёма в объединение: Личное желание учащихся, личное заявление. 4. Цель объединения: Экологическое образование учащихся, воспитание ответственного отношения к природе, изучение природы родного края. 5. Направлени работы:
  • заседания объединения;
  • исследовательская работа;
  • участие в школьных и городских олимпиадах;
  • работа с научно-популярной литературой;
  • лекторская работа.
6. формы и методы, используемые в работе объединения: Исследовательская работа на природе, экскурсии и встречи, практические работы, экологические акции, сюжетно-ролевые игры.
7. Руководитель: Чудова Светлана Витальевна учитель биологии МСОШ . №10 г. Тейково.
8. Адрес объединения: г. Тейково. М. СОШ. №10.

УСТАВ ОБЪЕДИНЕНИЯ
1. Юным экологом может быть
любой учащийся школы, любящий природу , желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы. 2. Юные экологи обязаны:
  • принимать участие в охране окружающей среды;
  • знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;
  • изучать природные богатства родного края;
  • постоянно повышать уровень своих знаний о природе.
3. Юные экологи объединения имеют право:
  • принимать участие в городских и областных экологических акциях и мероприятия;
  • вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;
  • излагать своё мнение на заседаниях объединения и в прессе.
4. Юный эколог всегда должен помнить:
  • природа – это живая, чувствительная, очень сложная система;
  • от каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.
Одной из важных форм работы учащихся в объединении является проектная деятельность, которая носит творческий, исследовательский и социально направленный характер. При организации работы над проектами используются различные виды экологически ориентированной деятельности школьников.
В основе метода проектов – развитие познавательных интересов учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую ребята выполняют в течении определённого промежутка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе проекта, различают исследовательские, творческие, информационные и практико-ориентированные проекты
Примеры исследовательских проектов:
“Красота вокруг нас” - (проект состоит из двух частей:
1) определение плодородия почвы различными методами;
2) творческие работы по проектированию пришкольной клумбы) .
“Какую воду мы пьём?”;
“Экологическое состояние скверов нашего города”;
“Сударыня-речка”;
  • информационные – “Экология сада”; “Экология нашего дома”; “Заповедные места моего города”;
  • творческие – “Проект создания экологической тропы Рубское озеро – памятник природы Ивановской области”; “Красота и индивидуальность нашего города”;
  • практико-ориентированные – “Экологические проблемы города Тейково и возможные пути их решения”; “Школа – наш дом” и др.
Проект: “Экологические проблемы г. Тейково”
Целью проекта стало исследование противоречий “общество – природа” на уровне города, в котором мы живём.

В ходе исследования ребята провели:
  • социологический опрос населения.
  • изучили и проанализировали материалы СМИ Ивановской области за прошедшие три года.
  • организовали встречи:
  1. С председателем комитета по экологии города и района.
  2. Посетили Центр Госэпиднадзора г. Тейково и побеседовали с главным санитарным врачом города.
  3. Совершили экскурсию в лабораторию СЭС.
  4. Побывали на очистных сооружениях АО “Тейково – Текстиль”.
По результатам исследования были выявлены основные экологические проблемы города Тейково и предложены меры по их устранению.
Проект был представлен на региональной исследовательской конференции “Молодёжь изучает окружающий мир” в г. Иваново.
Проект “Заповедные места моего города”
Интерес к своему прошлому, к истории своей малой родины возникает и сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. От прошлого остаются памятники духовной и материальной культуры. Они достаточно удачно вписаны в окружающие природные ландшафты, и вместе с ними составляют единое целое и неразрывное наследие, являющееся своеобразной “визитной карточкой” местности.
Целью проекта было выявление таких мест и природных объектов в нашем городе.
Проект: “Исследование экологии парков”
6 сентября 2005 года знаменательное событие для нашего города – это день его рождения. 78-летний путь, пройденный им, отмечен многими событиями. Тысячи людей были их участниками, писали своими судьбами страницы городской биографии. Учащиеся попытались заглянуть в прошлое с помощью архивов и воспоминаний свидетелей тех событий, чтобы поразмыслить о настоящем и будущем нашего города.
Парки города были исследованы по плану:
  • История создания сквера (парка) ;
  • Экологическое состояние сквера (парка) на сегодняшний день;
  • Меры по улучшению состояния зелёных насаждений.
Проект Создания экологической тропы: “Рубское озеро – памятник природы Ивановской области”
Рубское озеро - жемчужина нашей области. Мы любим там отдыхать и купаться. Прекрасное место отдыха. Но это ещё и памятник природы, нуждающийся в нашем бережном отношении.
Цель проекта: исследовать экологические проблемы этого памятника природы и попытаться найти пути их решения.
В ходе исследования была выявлена главная проблема охраняемых территорий несущих рекреационную нагрузку – это недостаток экологической культуры населения.
Одним из решений этой проблемы на наш взгляд это создание экологической тропы.
Главной задачей, к...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1975

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340