Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Исследовательская деятельность учащихся как механизм повышения качества образования - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Исследовательская деятельность учащихся как механизм повышения качества образования


Автор(ы): Беленкова Ольга Валентиновна, учитель обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. К числу таких видов способов следует отнести исследовательскую, проектную и проектно-исследовательскую деятельность обучающихся.
Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Организационной целью такой деятельности является создание условий для понимания и применения учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). Для ученика это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Важным моментом можно считать форматирование позитивного отношения к работе - при создании своей собственной творческой работы молодой человек будет стремиться проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
В процессе создания проекта с учащимся работает несколько педагогов. Наиболее важную роль играет непосредственный научный руководитель.
На него возлагаются следующие функциональные обязанности: выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка сценария проекта; детализация отобранного содержания, структуризация материала проекта, обеспечение исследовательской роли каждого участника проекта; координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ; выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков; несение персональной ответственности за грамотное изложение содержательной части; оказание помощи в подготовке документации к защите проекта.
Выполненные работы рецензируются учителями, научными консультантами и представляются на различных уровнях. Любое учебное заведение должно предоставить возможность ученикам выступить с результатами своей работы. Это помогает формированию навыка публичного выступления, повышению самооценки в случае успешности. Часть проектов заслушивается на кафедрах или методических объединениях, где ученик может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, конференциях, также участвуют в различных конкурсах школьных исследовательских работ, добиваясь на них успехов.
Формы проведения конкурсов самые разные: заочные, очные, очно-заочные. На одних конкурсах авторы работ выступают с докладами и отвечают на вопросы оппонентов; на других (например, исторических) авторам приходится защищать работу в необычной форме: объяснить противоречия или историческую ошибку, допущенную в работе. Иногда защита идет в форме диалога эксперта и автора работы. Большое распространение получили стендовые доклады, являясь принятой в международной практике формой представления результатов научных исследований. Написание, графическое изображение и монтаж являются необходимым профессиональным навыком специалиста, ведущего исследовательскую работу в любом направлении.
Одним из показателей качества образования является успешность в разных видах деятельности, в том числе, и в презентации своих проектов на конкурсах.
На этом этапе неоценима роль педагога-руководителя проектной деятельности. В этом качестве может выступать компетентный педагог, который формирует и готовит городскую команду или команду учебного заведения к презентации проектов на конкурсах.
К его функциям следует отнести: Создание плана-сетки конкурсных мероприятий, ведение мониторинга качества обучение участников проектной деятельности, проведение необходимых консультаций с научными руководителями проектных групп ( экспертами); координация усилий всех членов проектной бригады; обеспечение организационно-педагогических условий для творческого роста лицеистов в сфере избранной ими темы, подготовка лицеистов к участию в научно-практических конференциях.
В организованное обучение в общеобразовательном учреждении рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования. При этом исследовательская деятельность может быть включена: в курсы, входящие в базисный учебный план (инвариантный компонент - технология, элементы проектного исследования в рамках государственных программ по основным предметам); в часы школьного компонента (курсы по методологии и истории научного исследования, теоретические специализированные предметы); в блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований), систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции). На основе технологии исследовательской деятельности может быть реализована модель профильной школы, как на базе общеобразовательного учреждения, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования.
Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя. Чтобы реализовать это на практике, необходимо найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей образовательного учреждения. В Бийском лицее в 2000 году было создано и до сих пор успешно работает Научное лицейское общество. На данный момент НЛО - это клуб единомышленников, которые готовы заглянуть за горизонты школьной программы, узнать что-то новое, обсудить результаты собственных исследований с друзьями-лицеистами, преподавателями, специалистами в данном виде деятельности, учеными. Важными задачами НЛО являются развитие творческих способностей, знакомство с актуальными проблемами и новостями в науке и технике, формирование творческого мышления и умения вести конструктивную полемику. Не менее важен и воспитательный аспект деятельности общества - занятие наукой помогает формировать активную гражданскую позицию, формировать и отстаивать собственную точку зрения, учит толерантности.
Мы умышленно отказались от жесткой формальной структуры в работе этого общества - оно открыто для всех желающих. В то же время нельзя человека принудить к творчеству, любой разочаровавшийся в этой деятельности, выросший из тех, рамок, которые мы можем предложить, может общество покинуть. Часто на наши мероприятия приходят те, кто уже стал студентами. Их мнения и оценки очень важны для ребят. На лицейские конференции мы их приглашаем в качестве экспертов, и никогда не получаем отказа. Они очень часто помогают нам в работе над новыми проектами. Это позволяет сохранять преемственность в работе этого развивающегося коллектива.
К работе НЛО лицеисты могут присоединиться с восьмого класса, а иногда и раньше. Деятельность общества осуществляется по основным профильным направлениям: физико-математическому; естественнонаучному; гуманитарному.
В каждом из профилей создаются свои секции, которые функционируют в течение учебного года. Впоследствии состав участников и секций может меняться: одни исчезают, на их место появляются новые. Работой секции руководит педагог, с которым ученик решает большинство проблем. Основными формами организации научной деятельности лицеистов является работа на спецкурсах, факультативах, творческие семинары, предметные олимпиады, ученические научные конференции (лицейские, городские). Физико-математическое отделение добивается значительных успехов в олимпиадном движении, естественно-научное - в экспериментальной и опытной работе по химии, создании практических проектов по экологии. Наиболее успешно исследовательская деятельность учащихся развивается на гуманитарном отделении.
Каждому из лицеистов- первокурсников (8 класс) предлагается написать реферат или провести мини-исследование по любой интересующей их проблеме. Это позволяет познакомиться с основными методами сбора, обработки и анализа полученного материала. Лицеисты учатся формулировать свои мысли и делать выводы, приобретается первый опыт публичного выступления.
Иногда целесообразно провести формирование творческих групп, которые будут работать по одному направлению. Педагоги помогают в организации работы такой группы, распределяя конкретные задания для каждого учащегося, определяя время и сроки консультаций, форму отчетности по проделанной работе. После презентации своих результатов в классе, ученик определяется - продолжать работу, или отказаться от такого вида деятельности. Иногда обсуждение результатов собственного исследования с одноклассниками вызывает желание...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2227

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340