Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Песни огненных лет. Урок внеклассного чтения в 7-м классе - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Песни огненных лет. Урок внеклассного чтения в 7-м классе


Автор(ы): Калинина Маргарита Валериевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: патриотическое воспитание и повышение уровня культуры подрастающего поколения.
Задачи:
  • пропаганда знаний о Великой Отечественной войне;
  • эстетическое развитие учащихся, знакомство с творчеством поэтов-фронтовиков: В.Харитонова, А.Суркова, В. Лебедева-Кумача, М.Лисянского, М. Матусовского.
Оборудование к уроку: файлы мр3 песен военных лет, презентация в “Microsoft Office PowerPoint”, выставка книг военной тематики, файл фильма о праздновании Дня Победы в Пятигорске, интерактивная доска.
Опережающее домашнее задание: сообщения об истории создания песен.
ХОД УРОКА
1. Организация внимания. Вступительное слово учителя
(включение презентации в режиме Office интерактивной доски).
2. Сообщения учащихся
.
“Священная война”
22 июня 1941 года в четыре часа утра первые бомбовые удары нарушили мирный сон российских городов. Началась Великая Отечественная война. А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Написали ее композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач, и называлась эта песня “Священная война”. Песню исполнил Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии, который сейчас носит имя автора “Священной войны”. Борис Александрович, сын композитора, вспоминал:
“Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газетах на третий день войны. Песня появилась очень быстро, на одном вздохе... В Москве тогда оставалась лишь одна группа ансамбля, три другие уже выступали на фронте.
В эту группу Александр Васильевич и принес новую песню. Понравилась она сразу, разучили ее быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале... Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого своя дума... Сначала нас никто не заметил. Но вот – первые такты песни... Знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встает один, другой, третий... Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины – и шквал. Требовали: “Еще!” Исполнили еще раз, потом третий, четвертый...”
Настанет время – и критики назовут эту песню музыкальной эмблемой Великой Отечественной. А для первых слушателей это была просто песня. Может быть, самая последняя в их жизни. И мурашки бегали по коже от сурового пафоса, вобравшего в себя и горечь, и боль, и гнев людей, переплавленные в неукротимую силу отпора, в то, что поэт так точно назвал “яростью благородной”.
(Прослушивание песни с одновременной демонстрацией слайдов)
Вопросы на восприятие
:
- Как вы думаете, какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт?
- Как вы понимаете значение словосочетаний: “священная война” и “благородная ярость”?
3. Сообщения учащихся.
“В землянке”
Эта песня сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдата, и сердцами тех, кто ждал его дома. А стихотворение, из которого она родилась, появилось, в общем-то, случайно. Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта шестнадцать “домашних” строк. Написал в сорок первом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.
Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить “чего-нибудь, на что можно написать песню”. “Чего-нибудь” не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав, отдал Листову.
Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и запел. Все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание...
И песня “пошла”. По всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда и Полярного. Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: “До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага” – упаднические, “разоружающие”. Просили и даже требовали про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее от окопа подальше. Но портить песню было уже поздно. О том, что с песней “мудрят”, дознались на фронте, и однажды Сурков получил письмо от шести танкистов-гвардейцев. Танкисты писали: “Мы слышали, что кому-то не нравится строчка “до смерти четыре шага”. Напишите для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть: мы-то знаем, сколько до нее, до смерти”.
Конечно же, сугубо личные строки Суркова совсем не случайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач всей фронтовой поэзии. Уже с первых дней Великой Отечественной поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушивала на него жестокая действительность.
Люди воспринимали не только смысл стихотворения, но и весь вложенный в него жар сердца, пульсацию крови, волнение, надежду, любовь...
Вот почему если бывшие фронтовики поют про землянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не стыдятся слез.
(Прослушивание песни с одновременной демонстрацией слайдов)
Вопросы на восприятие:

- В чём секрет любви многих поколений, в том числе и невоенных, к песне на стихи А.Суркова?
- Какое, по вашему мнению, прямое или символическое значение имеет слово “вьюга” в последнем четверостишии?
4. Сообщения учащихся.
“Моя Москва”
Немало хороших песен сложено о нашей столице – и про то, как “утро красит нежным светом стены древнего Кремля”, и про то, что “друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве”. Писали их, как правило, москвичи. А слова другой песни, одной из самых проникновенных, сочинил не москвич. Сочинил человек, который Москву защищал.
Родился Марк Лисянский у Черного моря, детство и юность провел в Николаеве, потом жил в Ярославле, откуда и ушел на фронт, воевал в Ярославской дивизии. В очень трудное время осенью сорок первого, в блокнот легли строчки стихотворения “Моя Москва”. Младший лейтенант Лисянский ехал тогда через столицу на фронт, грузовик остановился на площади Пушкина, у вывески: “Редакция журнала “Новый мир”. Попросив шофера минутку подождать, младший лейтенант взбежал по лестнице, отдал секретарше стихотворение, начинавшееся строкой: “Я по свету немало хаживал”, и поспешил вниз. Стихи были опубликованы в 10–11 номере журнала, вышедшем в декабре сорок первого. Увидев стихи, композитор Дунаевский тут же, прямо на полях журнала написал ноты. Вскоре молодой поэт услышал по радио песню “Песню о Москве”. Она звучит и сегодня, песня о сыновней любви к сердцу нашей Родины, песня о том, что никогда никакой враг не вступит на московские улицы. А ведь когда поэт писал об этом, фашисты могли рассматривать московские улицы в бинокль... Тем дороже нам песня, полная такого пронзительного лиризма, такой силы. И именно там, где враг был остановлен, именно там, где ему дали смертный бой, поднялся теперь памятник, на котором отчеканены слова из этой светлой и мужественной песни. Песни, ставшей Гимном Москвы.
(Прослушивание песни с одновременной демонстрацией слайдов)
Вопросы на восприятие:

- Какие страницы истории прочно сжились с обликом Москвы?
- Почему лирический герой противопоставляет гордость за Москву своей личной истории?
6. Сообщения учащихся.
“На безымянной высоте”
Это было в начале шестидесятых годов. На “Мосфильме” снимался фильм “Тишина” по роману Юрия Бондарева. Главная песня фильма о тех, кто не вернулся с полей сражений, была заказана композитору Вениамину Баснеру и поэту Михаилу Матусовскому. Оба знали войну не понаслышке: Баснер служил в артиллерии, потерял близких; Матусовский работал в редакции фронтовой газеты, был ранен.
Лишь картина вышла на экран, как тревожный, суровый мотив подхватили тысячи, миллионы голосов.
Неудержимой рекой хлынули письма от бывших фронтовиков, и каждый уверял авторов, что это – именно из его биографии, именно о его высоте, только бойцов там, мол, было не восемнадцать, а другое количество. Между тем Матусовский отлично помнил, как коллега из фронтовой газеты рассказывал ему именно о восемнадцати сибиряках. И вот однажды – весточка от полковника Плотникова: он нашел имена тех героев-сибиряков, всех восемнадцати, только в живых из них осталось, оказывается, не трое, а двое, и с ними даже можно встретиться – Герасим Ильич Лапин живет в Донецке, а Константин Николаевич Власов в Новосибирске.
Вскоре встреча состоялась – в Москве, на “Голубом огоньке”. Обнялись солдаты, поэт, композитор... И узнали люди, что бой тот был под поселком Бетлицы, на Калужской земле.
(Прослушивание песни с одновременной демонстрацией слайдов)

7. Сообщения учащихся.

“День Победы”
Песня “День Победы” появилась на свет спустя три десятилетия после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной. Поэт Владимир Гаврилович Харитонов рассказывал:
– Давно мечтал об этой песне. Но все не находилось главной строчки, которая бы определила весь ее настрой. И вдруг однажды вырвалось: “Это радость со слезами на глазах...” Да, конечно же, именно это самое главное! И тут же, сразу, буквально на одном дыхании написал весь припев.
А потом надо было найти начало песни. Я ходил по комнате и вспоминал, вспоминал... Как в двадцать лет стал курсантом пехот...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1554

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340