Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование информационных технологий в естественнонаучном направлении исследовательской работы школьников - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Использование информационных технологий в естественнонаучном направлении исследовательской работы школьников


Автор(ы): Соколова Галина Алексеевна, педагог-организатор


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Актуальность.
Современные школьники много времени проводят в Интернете, так как предметы школьного цикла требуют для своего освоения больше информации, чем ее имеется в учебнике. В системе открытого образования школьники психологически себя чувствуют более уверенно и значимо, так как выполняют задания самостоятельно, без присмотра взрослых. Этот аргумент позволяет им осваивать различные информационные технологии очень быстро, а особенно это важно при исследовательской работе, где от уровня самостоятельности действий зависит успех выполняемого исследования.
Информационная безопасность при выполнении исследовательских работ.
  • В современном мире система образования должна формировать новые качества – инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. В свете современных требований профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить них. Все эти качества личности вырабатываются у школьников при работе с компьютером, где происходит обработка данных своих исследований, а также при работе с Интернет сообществами, которые не только предлагают методики исследования, но и вселяют в детей веру в успешное преодоление трудностей. Очень важно, что бы ученик в исследовательской работе чувствовал себя на ровне с учителем, понимая , что они оба выполняют общее и очень нужное дело. Вырабатывается стимул самостоятельности, когда сам ученик принимает решение, выйти на дискуссию с ученым , имея определенный запас знаний и вопросов, на которые рассчитывает получить ответ. В Интернет сообществе, которое курирует определенный круг научных вопросов , можно получить квалифицированную помощь от ученых, которые работают в этой области, пообщаться с со сверстниками, выполняющих подобную работу, найти подходящую методику проведения исследования.. Появившаяся значимость проблемы, дает возможность учащимся уже не поверхностно, а основательно заняться проблемой. Возможность общения в форуме позволит избежать ошибок, которые допускают все новички в исследовательской работе. Так как при общении выясняется, что многие вопросы можно решить совершенно по -другому, и об этом учащийся может узнать при общении со своими сверстниками. Известно , что школьники очень быстро умеют передавать информацию, которую тут же могут применить. Так сообщество “Экосистема” Московский полевой учебный центр www.ecosystema.ru помогает не только разработать систему или план исследования, но и познакомиться с подобными исследованиями и исследователями. В дистанционном общении можно получить рецензию на свою работу и подсказку, как действовать дальше. Рецензируют работу ,как правило, ученые или учителя –практики, которые хорошо разбираются в методике проведения исследовательских работ. Для того, чтобы войти в данную среду , необходимо не только знание теории, но и необходимо умение представить свою исследуемую проблему в понятийно - значимой форме. Значит, повышается мотивационная часть вхождения в исследование. Все руководители таких проектов знают, что детей надо подвести к такому моменту, когда они захотят сами исследовать явление или проблему, а это зависит от мастерства руководителя. Предложенные для посещения сайты, их просмотр или скачивание материала, займут не так много времени, но обратная реакция будет намного выше, предполагаемого результата. Так вырабатывается способность к поисковой работе, которая просто необходима каждому , кто работает в Интернете и выполняет исследовательскую работу. Научиться этому не просто, но при постоянном общении с наукой, которая основана на теоретических знаниях и требует их обновления, а также сравнения своей работы с уже известными изысканиями , эти знания можно найти в Интернете больше и более современные. Продвижение идет в обучении очень быстро. Степень развитости субъективных качеств учащегося, следовательно, можно определить следующими характеристиками
  • Способность целенаправленно искать и отбирать необходимую информацию;
  • Способность самостоятельно осуществлять полный цикл деятельности в соответствии с нормами исследования;
  • Способность рефлексировать цели, смысл осуществляемой деятельности в соответствии с собственными ценностными основаниями;
  • Способность объективировать недостающие для достижения цели ресурсы, имеющиеся в распоряжении ресурсы, перспективные для продуктивной кооперации и на основе этих знаний вступать в продуктивные содержательные коммуникации;
  • Все перечисленные способности можно определить как общие способности, необходимые для становления субъектной позиции личности- способности быть субъектом собственной деятельности(Леонтович А.В, Савичев А.С. М-2007);
  • Для подростков исследовательская работа это реализация своего ”Я”, она является эффективной пробой своих будущих профессиональных, социальных и субкультурных возможностей.
Главная цель учебного исследования –это приобретение учащимися навыков исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности.
Исследовательские работы выполняются по определенным научным методикам. Результат исследования неизвестен заранее, хотя в первую очередь выдвигается гипотеза , которую в ходе исследования следует доказать. Критерием качества исследовательской работы служит : постановка цели, выбор методик, проведение опытов и наличие контроля опыта, анализ результатов и обоснование выводов.
Занимаясь в Центре дополнительного образования туризмом, мне пришлось увидеть этот процесс в действии. Члены секции “Туристы – экологи” , которых я вела по трудному туристическому пути однажды проявили желание определить на сколько чиста вода в ерике , в котором они купаются. Так возникла тема “Экологические проблемы ерика Солянка”.С темой определились не сразу. Проводя ориентирование на местности и проходя разные по наличию растений участки , ребята стали задавать вопросы, а что это за растения? Мое предложение поискать их в определителях дало свой результат. Во многом помогли и диски CD-RW “Экологические исследования школьников в природе” Боголюбов А.С. 2006год . Это учебные видеофильмы и методические пособия по методам организации экологических исследований школьников в природе наглядно показывают , как надо проводить исследования, как взять пробы и как их обработать. Такая помощь в проведении исследовательских работ облегчает процесс вхождения в исследование, так как ученик сам дома может в спокойной обстановке изучить материал , выбрать подходящие методики и составить на основе этого свой план исследования. Ассоциация “Экосистема” на своем сайте имеет и эко-гида: Путеводитель по экосистемам. Это компьютерные иллюстрированные определители объектов природы средней полосы России дают представление о том, как должен быть систематизирован растительный материал своей области. На основе предложенного определителя уже более смело дети берутся создать подобный определитель , но на основе своего собранного материала. Для учителя помощь содержат два диска : “Методическое пособие по полевой практике” и “”Как организовать полевой экологический практикум”. Здесь можно найти все, что нужно для ведения полевого этапа исследования. Самое трудное в начале исследования это определиться с темой. Однако, на практике стало понятно, что чем больше предлагают учащиеся тем, тем продуктивнее будет работа, так как процесс пошел, ученики неотступно думают ,как назвать свою будущую работу . Действительно, на первом этапе начинают работать 20-30 тем. Но по мере вхождения в нее и изучения материала, темы или исчезают, как не подходящие или преобразуются в реально действующие. В начале каждый участник исследовательской работы выбирает сам себе тему и строит план исследования, выдвигает актуальность выбранной темы , прогнозирует результаты исследования. Не все темы выживут, но большенство школьников убеждаются в том, что исследование требует много внимания к научному материалу, который надо не только найти , но и отобрать нужный и требует ответственности за предлагаемое исследование. Выйдя на сайт www.Astrakhan.ru На нем мы обнаружили не только фото местных растений , но и подробное описание проведения исследовательской работы по изучению данной местности. По рекомендованным методикам взяли пробы просто в стаканчики, посмотрели. Оказалось, что то, что они знают не достаточно, чтобы определить содержимое стаканчика. Решено, идем в библиотеку, в Интернет. В первую очередь посетили сайт http://www.ecocoop.ru Здесь собранный материал о почвах и ссылки на Интернет ресурсы помогли не только найти нужную информацию, но и научиться пользоваться поисковыми машинами. Тут наступил шок, всего так много, а что же выбрать, что же мне конкретно надо? Так мы пришли к планированию своей работы. Договорились о консультации с местными учеными, провели практикум. Собрали обширный материал по растительному покрову и множество проб почвы и воды. Все данные обработать в ручную, не под силу даже взрослым.. Обратились в Интернет в “Экосообщество”, там нашли методики, примеры обработки данных с помощью ПК.. Настроение улучшилось, так ребята смогли увидеть такие же работы сверстников на сайте “Экосодружество”. Этот практикум был не забываем, все было впервые, все было открытием. Хотя на уроках биологии вроде бы это уже изучали даже кое - что знали, но растений оказалось так много, что никто не предполагал, что в районе полупустыни встретиться такое количество самых разнообразных растений. Тогда каждый для себя выбрал одно направление. Вы не представляете , как трудно молодому человеку остановиться на чем либо конкретно. Полевые пробы взять одному не возможно, значит, начали формироваться тематические группы, но данные от сбора материала оказались нужны всем участникам экспедиции. Получалось, что каждый делает определенную тему, но в ее разработке участвует весь коллектив. Многие школьники просто интересовались, что мы делаем и во много помогали в сборе растений, измерениях параметров ерика и во многом другом, хотя к написанию работы так и не подошли. Эти ребята выбрали путь оформления исследовательской работы фотографиями. Но это тоже колоссальный труд, когда надо сделать фото растения в такой позиции и так, что бы видны были особенности данного растения- это совсем не просто. .Снова обратились в Интернет , где есть множество сайтов с фото растений, сгруппированных по классификации или по районам произрастания. Вновь помог в этом деле сайт “Экосодружество”.
Значит, знание исследуемого материала есть у каждого. Теперь наступил момент обработки данных. Нужно было думать и как думать. Необходимо было критически посмотреть на весь материал, что-то оставить, а от чего- то отказаться. Но как, когда кажется , что все это нужно, а материала очень много. Многие вспомнят, как мы обрабатывали большой учебный материал на уроках и начнут применять это уже на практике. Значит надо пообщаться с коллегами и попытаться объяснить свой найденный результат, довести до слушателя доходчиво и обстоятельно. Все получилось потому ,что каждый отнесся с пониманием и по возможности критически ко всему предложенному, а тот кто защищал свой проект, вдруг наглядно увидел свои недочеты и даже открыл много неясного и неисследованного в исследуемом материале. Надо было научиться отстаивать свои идеи, спокойно, уверенно ,отстаивая свое мнение за 3-4 минуты , доказать необходимость своих исследований и предоставить результат работы.
Работа продолжается уже более двух лет. Никто из секции не ушел, а кто и уходит ,то вернулся, и продолжает начатое дело.
Мне кажется ,что вот такого рода работа и позволит формировать компетентностный подход в образовании, но он не реализуется в полной мере только в рамках одного предмета. Видимо, нужно создавать программы, где ученик самостоятельно мог бы приобретать знания, которые ему ближе, а так же интегрировать ключевые компетенции в программу предмета, что позволит ученику овладеть и предметными и ключевыми компетенциями за один период.
Момент обработки данных.. Это работа с офисными программами , где обрабатываются большие объемы данных исследования. Создание диаграмм и графиков, презентации своей работы, в этих вопросах дети иногда быстрее ориентируются, чем взрослые., так как чаще работают на компьютере выполняя подобные работы на уроках информатики.
Огромную помощь оказывает Центр дистанционного образования “Эйдос”, где мы нашли и консультантов, и ученых, а также прошли курсы п...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1290

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340