Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Исследовательская работа О некоторых подходах к образованию и развитию особенных детей - Работа с родителями - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с родителями

Исследовательская работа О некоторых подходах к образованию и развитию особенных детей


Автор(ы): Мишина Нина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Моя педагогическая деятельность началась в 1973 году в Очёрской спецшколе для трудновоспитуемых подростков. Моим наставником была Сологуб А.М., человек удивительной души, прекраснейший учитель русского языка. Именно она отправила меня в 1974 году поработать воспитателем , за что я ей очень благодарна. Этот год работы в роли воспитателя с трудными подростками дал мне очень многое и определил моё будущее. Работа с личными делами, доверительное общение с мальчишками обрисовали такую бездну горя, безысходности, «глухоты» со стороны взрослых….
С таким душевным грузом я ушла работать в общеобразовательную школу. Почти 20 лет я работала учителем русского языка, литературы, постоянно была классным руководителем и всегда, как могла, старалась помочь тем детям, у кого видела как учебные, так и другие проблемы.
С 1994 года работаю совместно с группой московских учёных, занимающихся вопросами образования детей, имеющих проблемы различного рода. В 1994 – 1995 годах – участник русско – американских семинаров, посвящённых этой же проблеме. На первом международном семинаре обсуждался проект «Интегрированный класс», цель проекта - доказать, что содружество учащихся, родителей и педагогов способно разрешить все проблемы: и учебные, и воспитательные. Данный проект реализовывался с 1995 по 2004 годы и был успешен. Реализация проекта освещалась в газете «Первое сентября» в материалах семинара «Как научить неуспевающего», в 2000 году о 5-летних итогах работы было доложено на 6 Всероссийской конференции, проводимой Московским ИПИ РАО «Реабилитация детей с особенностями развития средствами образования».
Московский институт педагогических инноваций данной проблемой занимается с начала 1990-х годов. С 1995 года стали проводиться Всероссийские конференции, участницей которых я была многократно. Практическая работа с проблемными детьми по русскому языку осуществлялась мною в Летней школе (экспериментальная площадка ИПИ РАО на базе о/л «Гагаринец» Нытвенского района), где учителя – практики совместно с учёными исследовали условия успешной работы по обучению детей с проблемами. Несколько лет была участницей творческой педагогической лаборатории, которой руководила кандидат педагогических наук, проректор по учебной работе ПГПУ Санникова А.И.
В 2004 году по собственной инициативе стала учителем русского языка и литературы, а также классным руководителем 8В класса, только что созданного в параллели 8-х классов.
В 2001 году сдала философию и английский язык (кандидатский минимум). Есть внутренняя потребность осмыслить и, может быть, как-то систематизировать тот практический опыт, который имею за 30 с лишним лет работы с проблемными детьми в общеобразовательной школе.
Обобщением опыта я занимаюсь постоянно на самых различных уровнях, имею печатные работы, но данная работа предполагает особый подход к затронутой теме, это синтез науки и практики.
Цель: проанализировать условия, при которых работа с детьми, имеющими проблемы (дезадаптация, девиантность, отклонения в физическом и психическом развитии) приобретает смысл как для учителя, так и для ученика, когда их отношения строятся на основе взаимоуважения, доверия.
Задачи:
  1. Дать теоретический анализ литературы по проблеме.
  2. Изучить практическое состояние проблемы.
  3. На основе анализа литературы, изучения практического состояния проблемы разработать некоторые подходы к образованию и развитию особенных детей.
  4. На основе диагностических данных в перспективе подобрать методики, которые помогут в разрешении выше обозначенной проблемы
Новизна работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка не в публицистической, а в обобщённо-рефлексивной форме обобщить работу с позиций сотрудничества, который родился в результате моей педагогической деятельности, а особенно, в деятельности последних 10 лет, так как это были годы очень большой напряженной работы, которая носила характер коллективного творчества целого содружества педагога, учащихся и родителей.
Актуальность проблемы: недостаточная теоретическая разработанность исследуемой проблемы и большая практическая значимость поиска путей её решения обусловили выбор темы «О некоторых подходах к образованию и развитию особенных детей». Объект исследования – класс, детское сообщество, в котором при его формировании учитывались проблемы различного рода, обусловленные недостаточной подготовленностью учащихся к обучению, культурному общению, следствием чего была высокая степень агрессии, неадекватное поведение. Предмет исследования - межличностные отношения учащихся, а также условия, при которых образование становится ценностью.
Гипотеза: я предполагаю, что при желании каждый педагог может простроить свою деятельность с любым учеником, родителем, если эти отношения будут построены с позиций не воздействия, а взаимодействия.
Значимость: какой аудиторией может быть востребована эта работа? Любой… Педагогами, родителями, а, может быть, и наукой.
Главное требование к педагогу современной школы.
«В последние годы в нашей стране обозначился новый этап в развитии педагогического образования… Но эти новации затрагивают в первую очередь организационные, а не собственно содержательные стороны профессионального образования педагогов,» - так начинает свою статью «Профессиональный педагог как цель педагогического образования» Е.И. Исаев, доктор психологических наук, профессор Тульского государственного педагогического университета. Продолжая углубляться в проблемы педагогической деятельности, учёный отмечает: «…Преобразуются функции педагога – НЕ ТРАНСЛЯТОР ЗНАНИЙ, А ПРОЕКТИРОВЩИК, КОНСТРУКТОР УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА…. Педагоги должны учить не только знаниям, но и способам их добывания, умению формировать учебную деятельность…, самоопределяться в истории и культуре, развивать у школьников техники понимания, мышления, действия, рефлексии»1 .
Далее учёный отмечает, что выпускник педвуза – сразу после получения диплома – должен уметь практически, профессионально работать с процессами образования и развития, владеть способами конструирования и оформления оригинальных методик и средств педагогической работы. Это всё - в будущем…
Но реалии дня сегодняшнего уже требуют именно таких педагогов – профессионалов. Давайте исследуем только одну, но, на мой взгляд, очень важную сторону образовательного процесса: контингент учащихся. Почему в 90-е годы прошлого века так резко встал вопрос о дифференциации в общеобразовательных школах? Почему в это же время поистине дискуссионным, общественно значимым, становится вопрос о судьбе детей – инвалидов? Обратимся к фактам и цифрам:
- со снижением детской смертности росла и продолжает расти детская инвалидность. Из доклада «О положении инвалидов в РФ»: с 1994 по 1996 год детская инвалидность выросла на 35 %.
- ухудшение экологической ситуации имеет непредсказуемые последствия: в 1992 году г. Краснокамск был отнесён к зоне чрезвычайной экологической ситуации. И вот результаты: детская смертность выше среднеобластной в 1,3 раза, из 711 новорождённых в 1994 г. 516 имеют диагноз энцефалопатия, увеличивается число детей с неврозами, эпилепсией, поражениями головного мозга, каждый 3 ученик начальных классов – с задержкой психического развития.
- а вот данные по РФ на 1996 год: количество нормативно здоровых, не имеющих трудностей в обучении детей не превышает 15 – 20%. А остальные? Они в группе риска, и при любом стечении обстоятельств они могут оказаться без образования,без профессии.
- беспризорные и безнадзорные дети. Статистические данные по этим категориям детей очень противоречивы, приводят в тупик. Вот выдержка из журнала «Человек и закон» №3 за 2003 год из статьи В. Матвиенко: в 1995г. лишено родительских прав 20 тыс., а в 2000г. – 43 тысячи семей. Внебрачные дети : 2000г.
- 354 тысячи человек, это 28% от всех родившихся, причём 22тыс. рождены несовершеннолетними матерями. Из сообщения генерального прокурора РФ на 2004 год: в стране сейчас свыше 700 тысяч беспризорных и свыше 1млн. безнадзорных, а это больше, чем после Великой Отечественной войны.
- а вот данные по Горнозаводскому району: 2003г. - 92 преступления и правонарушения; 2004 г. - 190 преступлений и правонарушений.
Приведённые выше данные наглядно демонстрируют, что контингент учащихся общеобразовательной школы за последние 10 лет претерпел существенные изменения и продолжает меняться на глазах. Образование для некоторой части учащихся теряет всякую ценность, вначале ученик выпадает с некоторых уроков, затем выпадает из учебного процесса, затем школа старается избавиться от неуспевающего, проблемного подростка. Объяснение очень простое: ленится, учиться не хочет, родителей в школу не дозовёшься. Да, так оно и выглядит со стороны.
Уважаемые коллеги! У меня есть к Вам один вопрос: «Скажите, хотите ли Вы, чтобы у Вас в жизни было плохо?» Больше, чем уверена, что каждый из нас ответит: «Нет!» И ребёнок, и подросток тоже не хочет, чтобы в его жизни было плохо. И родитель тоже. Значит, есть какие-то причины, проблемы, которые они не в силах решить самостоятельно. Вот здесь-то и нужна помощь умного, компетентного, доброго и отзывчивого человека. И если в окружении проблемного ребёнка найдётся хотя бы один взрослый, способный помочь ему в преодолении сложностей, то есть надежда, что проблемы уйдут, всё образуется. Это может быть не только социальный педагог, но и классный руководитель и учитель – предметник. Это не так важно. Важно другое: этот педагог должен быть подлинным профессионалом. И «…если я профессионал, - пишет Слободчиков В.И., доктор психологических наук, профессор, член – корреспондент РАО в своей статье «Безопасное образование», - то я обязан знать условия благоприятные, охраняющие, и неблагоприятные, разрушительные…для всех участников образования.»1
По мнению учёного существует две базовые характеристики образования. Первая из них говорит о том, что образование - это универсальный способ трансляции общественно – исторического опыта, дар одного поколения другому, а вторая, что это всеобщая культурно – историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры. Так вот от того, ЧТО мы передаём в дар другому поколению и КАК мы это ДЕЛАЕМ, очень сильно зависит и физическое , и душевное, и духовное здоровье наших воспитанников. И если современная педагогическая наука способна как – то ответить на вопрос ЧТО дарить, то вопрос о том, КАК ДАРИТЬ, как же ОСУЩЕСТВИТЬ этот ДАР так, чтобы его принял КАЖДЫЙ ребёнок, подросток, пока остаётся вопросом, который необходимо решить, и чем быстрее, тем безболезненнее это будет для общества.
Если у человека есть потребность в знаниях, то современная школа предоставляет ему много возможностей для реализации его желания. Совсем иное дело, если стремления к получению знаний нет (даже в хороших семьях это наблюдается нередко, и причин к тому великое множество, а если и семьи нет, и душевно близких людей в окружении ребёнка нет, то…) Как же должен работать педагог, чтобы культурно – историческая форма становления и развития сущностных сил человека стала всеобщей? Иначе говоря, при каких условиях ребенок, подросток, имеющий проблемы прежде всего в обучении, обретёт желание учиться?
Условия, при которых особенный ребёнок включается в учебную деятельность.
Московский Институт педагогических инноваций Российской Академии Образования к 1995 году пришёл к выводу, что одна из
центральных проблем российского образования – это образование детей, имеющих трудности в обучении. Последующий анализ, конференции с общественными организациями, семинары в учреждениях специального образования подтвердили как масштабность проблемы, так и беспомощность большинства педагогов, работающих традиционными методами, при столкновении с этой проблемой. Поэтому в 1994 – 1995 годах было проведено несколько семинаров и конференций с участием профессоров коррекционной педагогики США. В ходе этих семинаров и конференций стали выявляться учителя, которые имеют явно положительный опыт работы с особенными детьми.
На одном из семинаров родился проект.
Идея проекта заключалась в том, чтобы летом, когда не давят учебные программы, планы создать школу, в которой будут учиться все – и ученики, и учителя. В качестве преподавателей предложили пригласить учителей, которые умеют работать с неуспевающими детьми и добиваются неплохих результатов. Эта идея была поддержана учителями школ Нытвенского района, руководителями Нытвенского РУО, Департаментом образования и науки Пермской области, директором ИПИ РАО, а затем и Министерством образования РФ.
Цель проекта: на базе о/л «Гагаринец» Нытвенского района в одну из смен собрать классы коррекции или обычные классы, в составе которых немало проблемных детей ( поведение, здоровье,, и т. д.) и учителей, деятелей культуры, имеющих опыт работы с особенными детьми. Совместными усилиями они организуют экспериментальный учебный процесс, пытаясь выработать способы, которые позволили бы ученикам преодолеть хроническую неуспеваемость, вернуться в образовательное пространство, из которого они по разным причинам выпадают. Так в 1996 году в Нытвенском районе родилась Летняя школа.
Мне довелось быть участницей ЛШ в 1996,1999,2000,2001 и 2002 годах, т.е. все идеи, замыслы и проекты, рождённые этой школой, в основном, реализовывались на моих глазах, и более того, я сама принимала активное участие в их реализации, а затем многое апробировала в своей практике в общеобразовательной школе.
Первый год работы в ЛШ, чтение огромного количества педагогической литературы (спасибо творческой педлаборатории и Санниковой А.И.) убедили в том, что в работе учителя очень важны 2 фактора:
  1. Позиция учителя.
  2. Развитие эмоциональной сферы учащихся, т.к. именно мир эмоций помогает формировать такое качество, как гуманизм, а это нравственное понятие лежит, по – моему, в основе формирования Личности.
По первому направлению мною изучены многие книги и статьи В.А.Сухомлинского, С.Л. Соловейчика, работы Л.С. Выготского, учебники по психологии В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, очень интересна книга
П.П.Блонского «Избранные педагогические и психологические сочинения», изданная в начале XX века, переизданная в 70-е годы, книги Ш.А.Амонашвили, произведения А.С.Макаренко, очень интересна и полезна книга Е.В.Бачевой «Школьный треугольник улыбается», книги и статьи Санниковой А.И., Я. Корчака, Р. Кэмпбелла, книга О.С.Газмана «От авторитарного образования к педагогике свободы» и т.д.
Чтение данной литературы углубило и систематизировало моё понимание термина «сотрудничество», натолкнуло на мысли о том, на каких основаниях возможно по-новому строить работу с родителями и учащимися.
По второму направлению тоже перечитано очень много и русских и зарубежных авторов. Убеждена в одном: работа над развитием мира эмоций у школьников необходима, т.к. эмоции влияют и на наше восприятие, и на формирование характера, т.е. напрямую связаны с развитием личности. В современной науке мир эмоций ещё мало изучен.
Последующие годы работы в ЛШ, для меня с 1999 года, помогли выявить ещё одно направление:
Рефлексивно – деятельностный подход к обучению. В 2005 году на 1 Всероссийской конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», где мы (Зарецкий В.К. - Москва, Антонова А.Н. –Нытва, Мишина Н.Д. – Горнозаводск) проводили круглый стол «Учебное исследование в работе с детьми с особенностями развития», впервые для меня шёл разговор уже не о подходе , а о рефлексивно – деятельностном методе обучения.
В своей работе я остановлюсь только 1 и 3 направлениях, т.к. считаю их наиболее проработанными и научно обоснованными.
ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ.
Смысл слова «позиция» разные словари толкуют одинаково.
«Толковый словарь иноязычных слов» под редакцией Л.П.Крысина:
«Позиция (лат.positionis–положение, состояние). Из 7 значений словарной статьи для нас интерес представляет первое значение: положение, расположение кого-чего-нибудь».
Точно также значение этого слова раскрывает «Толковый словарь
русского языка для школьников» под редакцией Ю.В.Алабугина.
Более точное определение этого понятия даёт психологическая наука: ПОЗИЦИЯ – ЕСТЬ НАИБОЛЛЕЕ ЦЕЛОСТНАЯ, ИНТЕГРАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСЕГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ДОСТИГШЕГО ПОЛНОЙ САМООПРЕДЕЛЁННОСТИ, САМОТОЖДЕСТВЕННОСТИ, СТАВШЕГО В ПОЛНОМ СМЫСЛЕ СУБЪЕКТОМ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (В.И. Слободчиков, Е.И.Исаев «Психология человека», М. «Школа-пресс», 1995г., стр. 159).
Далее авторы отмечают, что «построить позицию» раз и навсегда невозможно. Свободный и ответственный выбор места, образа действий и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора. А если выбор сделан, то… «…на том стою и не могу иначе». Этот афоризм Лютера подчёркивает, что выбранная позиция (отношение к миру), должна постоянно поддерживаться человеком, выверяться, доопределяться. Позиция определяет действия, которые человек не может не совершать
Но человек – это явление общественное, т.е. в своей деятельности он постоянно вступает в отношения с другими людьми. Свободные отношения он выбирает сам, но отношения могут быть навязаны по воле случая, от рождения, по выбору других людей.
Схематично эти явления можно изобразить так:
свободные отношения людей, вступающих в совместную деятельность, в совместный труд. И отношения, которые складываются в процессе совместного труда, можно назвать СОТРУДНИЧЕСТВОМ.
навязанные отношения, когда человек лишён права выбора. Связи и отношения задаются и обеспечиваются только лидером, его личным авторитетом. Стиль таких отношений АВТОРИТАРНЫЙ.
Учитель – это человек, получивший специальное педагогическое образование, его право на авторитет подтверждает документ государственного образца: диплом о высшем или специальном образовании.
Получив диплом, я сама начала работать как жёсткий авторитарий. Недаром Сологуб А.М. отправила меня работать в воспитатели. А затем годы работы в школе, постоянное общение с ребятами, родителями привели к такому стилю, который, по моему мнению, наиболее эффективен в работе с учащимися. Практика 90-х годов, совместная работа с наукой (Пермь, Москва), чтение педлитературы, 9 лет работы над проектом «Интегрированный класс») и последний год работы в обычно – особенном классе прожиты в состоянии рефлексии. Во мне жила необходимость осознания собственной деятельности, т.к. я видела её результаты.
Современный учитель, это моё абсолютное убеждение, должен чётко различать эти позиции и чувствовать, какая позиция необходима в решении предстоящей проблемы. В работе же с проблемными детьми личностный контакт – залог предстоящей плодотворной работы – можно установить только с позиций сотрудничества, это однозначно.
В 10 классе (2003г.) я проводила анкету, один из вопросов был сформулирован так: «С каким учителем – авторитарием или сотрудником – вы предпочли бы заниматься русским языком, готовясь к ЕГЭ?» 16 человек из 19, присутствовавших в классе, ответили: «…с учителем – сотрудником.»
Цель этой исследовательской работы я вижу в том, чтобы поделиться своими мыслями, наблюдениями, т.е. обобщить наработанный в этом плане опыт. Поэтому несколько слов о классах и условиях, в которых я работала последние 10 лет.
В 1995 году после выпуска 9 класса я по своей инициативе пришла работать во 2Г класс. Отбор детей перед 1 классом: дети, у которых не сформированы навыки чтения, письма, счёта и домашние дети - наукой вполне оправдывается. В этом классе учились и мои собственные сыновья, поэтому класс знала, видела насколько проблематично будет как обучение, так и воспитание. Из 19 учащихся 16 детей имели различные проблемы: 12 человек – здоровье, 4 дезадаптация, 2-3 человека были лидеры с ярко выраженными признаками девиантного поведения.
В 2004 году мы с ними закончили 11 класс. Начало 2 класса вспоминается как кошмарный сон, последующие 8 с половиной лет были годами интенсивной, плодотворной и творческой работы в теснейшем контакте с родителями (это тоже плод сотрудничества). Никогда в течение всех 9 лет уч – ся моего класса не сбегали особо с уроков, это было ЧП. За все эти годы я «потеряла» только 1 ученика – это был Алёша Степанов, но он был оставлен по просьбе матери – «пусть немного повзрослеет». Повзрослел: 3 года отсидел в 7 классе, а затем - в тюрьму.
За 9 лет через мой класс прошли 10 сложнейших подростков, и все они ушли в нормальную самостоятельную жизнь. В 7 классе уходил в другой коллектив Храпов Александр, но не прижился в соседнем классе, весной пришёл проситься обратно и 11 закончил в родном 11В. В своей параллели, по словам учителей, это был самый слабый класс, но тем не менее в старших классах мы по учёбе не были на последнем месте, а на 1-вом в 11 классе были. ЕГЭ по русскому языку сдали на уровне других 11-х, а по математике – половина учащихся получила очень низкие баллы. Причину таких результатов я тоже вижу в позиции учителя - предметника.
2004 год. Я стала классным руководителем и учителем русского языка и литературы в 8В классе: 17 мальчиков, из них 7, на конец года 8, - дети детского дома, 1 второгодник, 1 юноша – переросток из Очёрской спецшколы, 1 – ребёнок-инвалид и 7 мальчишек – домашние дети, состоящие на различного рода учётах от внутри школьного до ПДН.
Нормальная полная семья одна, но и там ребёнок - инвалид. Главные проблемы у них одинаковы: поведение, отсутствие культуры, нежелание учиться, т.к. знания очень слабые и больше половины учащихся - больные дети. 12 – 13 человек – холерики и сангвиники. Девочек нет ни одной. Работать в таком классе очень сложно. Тем не менее 8 класс закончили все учащиеся, и даже 2 хорошиста вырастили за год, за 4 четверть – 4.
А теперь некоторые мысли, которые я бы назвала принципами моей работы с ребятами:
1. Предельная честность, открытость, объяснение всех своих действий и поступков.
2. Личный контакт с каждым учеником в классе. Постоянная работа с душой ребёнка: взаимопонимание, взаимодоверие. Такие отношения складываются не сразу, поэтому очень много приходится работать индивидуально с учеником, а также с родителями и воспитателями детского дома. Постоянно. В такой работе проясняются проблемы ученика, идёт совместный поиск выходов из ситуации. Ребёнок чувствует, что он значим для учителя. У Я. Корчака есть прекрасные слова по этому поводу: «Стремись понять, увидеть достоинства ребёнка, а не укоряй кем – то другим».
3. Моё стремление быть человеком чести, этого же требую и от ребят.
4.Умение самой признавать свои ошибки и извиняться (и при классе тоже). Такие же требования и к ребятам
5. Договор – святое дело. Постоянно обговариваем с классом всё, что касается нашей урочной и внеурочной деятельности, и если договор заключён, то неукоснительно требую его исполнения. Исключения бывают, тогда всё объясняю ребятам.
6. В учебной и вне учебной деятельности создаю ситуации выбора. Уметь выбирать и нести ответственность за свой выбор - это очень сложно, но необходимо в самостоятельной жизни. Если выбор неверен, совместно рефлексируем, анализируем, делаем выводы и ищем выходы.
7. Не кричать, не оскорблять, не унижать ни себя, ни того, с кем общаюсь. Тон, обычно, ровный и доброжелательный.
8. Необходимо видеть физическое и моральное состояние ребёнка и учитывать этот фактор особенно в урочной работе.
9. Изучать интересы детей, и урочную и внеурочную работу строить с учётом этих интересов.
10. В совместной деятельности с учащимися и родителями сразу же обговариваем: что обязательно, и что в нашей деятельности по желанию. Уроки для учащихся, собрания для родителей – посещение обязательно, но, например, занятия клуба в детской библиотеке «Бардовская песня» - по желанию, посещение 15–минутки по понедельникам – по желанию. Такой подход помогает выявить интересы учащихся, их запросы. Я бы даже сказала так: созданы условия для анализа собственных действий у учеников. Например, 15-ти минутка в понедельник. Здесь выдаётся информация по итогам прожитой недели и задачи предстоящей недели. Не пришёл – из ситуации выпал. Первые недели в начале года посещаемость в прошлом году была 2-3 человека, а во 2 четверти и весь год – в 7.45, как правило, все были на месте; к опоздавшим я не предъявляла никаких претензий, опоздал – проходи и садись, бывает.
11. В любой деятельности идти от желания ребят. Например, планирование жизни класса на четверть, проведение внеклассных открытых мероприятий (Вечер поэзии в декабре 2004 г., в феврале 2005г для 8-х классов – «Рыцарский турнир».) В учебной деятельности приходится работать над мотивацией, это чаще всего работа индивидуальная,...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1238

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340