Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Использование проектной технологии в экологическом воспитании младших школьников
Автор(ы): Митюкова Елена Ивановна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Младший школьный возраст – наиболее подходящий период для экологического воспитания детей. Поэтому я начинаю эту работу с 1 класса, на уроках и внеклассных занятиях. Усвоение учебного материала помогает школьникам ориентироваться в мире живой и неживой природы, расширяет их познания о жизни животных и растений. Однако сформировать экологическую культуру детей только на уроках невозможно. Поэтому большая работа проводится и во внеурочное время. Уже в первом классе ученики нашей школы становятся юными экологами. Для повышения эффективности процесса экологического воспитания используется такая форма работы, как экологический проект. В 1 классе мы начали работу по экопроекту «Зелёный дом. Цветы». Занимаясь этим проектом, ребята знакомились с цветами, которые растут в нашем классе, узнавали об их полезных свойствах, учились ухаживать за ними. Ученики ставили небольшие опыты, проверяя, как растения реагируют на полив и освещение. Дети воспринимали цветы как живые существа, которые так же, как люди, любят слушать музыку, радуют окружающих своей красотой. Наверное, никто не будет спорить, что дом и класс, где есть цветы, всегда уютен, в нем спокойно и надёжно, обилие цветов радует глаз, поднимает настроение. Цветы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Все самые важные и торжественные события в жизни любого человека не обходятся без цветов. Цели, задачи и содержание работы по экопроекту от класса к классу становятся более сложными. Каждый класс должен защитить свой экологический проект. Малыши с удовольствием рассказывают и показывают, чем они занимались по проекту в течение учебного года, что научились делать и какие открытия сделали для себя. Со 2-го класса мы с учениками занялись новым экопроектом «Тайны лесных жителей» и продолжили эту работу в 3 классе. Цель проекта – познакомить детей с обитателями леса, прикоснуться к тайнам, которые он хранит. Учить наблюдать изменения в природе. Свою работу мы начали с экскурсии в лес, познакомились с правилами поведения в нём. После этого провели конкурс рисунков «Запретные знаки в природе». Из лучших рисунков организовали выставку знаков. Это помогло ребятам хорошо усвоить основные правила поведения в природе. Тема экопроекта «Тайны лесных жителей» очень увлекла детей. Ведь любое животное или растение – это загадка! О каждом из них можно узнать много интересного. В ходе работы над проектом школьники узнали немало любопытных фактов о животных и растениях. Например, самый сильный жук – носорог, весит всего 14 г, а груз может тащить более 1,5 кг. Органы слуха у кузнечика находятся на ногах. Детёныш медведя рождается размером с ладошку и весом всего в 500-600 г. А могучий красавец кедр славится не только как кормилец животных и людей, но и как врачеватель! В классе начал работать своеобразный экологический лекторий. Дети в небольших сценках рассказывали ученикам из других начальных классов интересные факты из жизни животных. В работе с учащимися использовались разнообразные формы урочной и внеклассной работы. Проводились различные познавательные уроки-путешествия, игры-занятия: «Мир природы», «Здравствуй, лес!», «В гостях у Лесовичка», «Лесные обитатели», «Путешествие в мир животных и растений», «Счастливый случай», занятия «Клуба Почемучек» и др. Ребята активно участвовали во всех проводимых мероприятиях. Большое впечатление на детей произвело знакомство с Красной книгой природы. Издание Красной книги, создание заповедных территорий – это попытки человека исправить свои ошибки по отношению к природе. Мы учимся общаться с ней по-новому, не как покорители, а как самые разумные на Земле существа, способные её защитить. Узнав, как трудно живётся нашим птичкам зимой, ученики вместе с родителями делали кормушки для птиц и развешивали их на деревьях. Школьники ежедневно подкармливали птиц. С каждым днём их прилетало к кормушкам всё больше и больше. Однажды дети насчитали около кормушек более 40 птичек, что вызвало неподдельный восторг учеников, наблюдавших за ними из окон класса. Ребята усердно трудились, участвуя в школьном конкурсе «Бусы для птичьей столовой». Чего только не было в этих бусах! Разные ягоды, зёрнышки, семечки, кусочки хлеба, сала, разных овощей. Так на практике школьники приобретали навыки защитников природы. В ходе конкурса ученики сочиняли стихи и сказки о зимующих птицах. Дети начали понимать, что наши сердца должны быть добрыми ко всем, кто бегает, ползает и летает. Им также нужна помощь и защита. Экологическое воспитание неразрывно связано с заботой о физическом здоровье человека. Уж если мы учим школьников заботиться о «братьях наших меньших», то тем более должны приучить их заботиться о своём здоровье. Регулярный выход зимой в лес на лыжах – хороший способ и укрепить здоровье, и пообщаться с природой! О работе по байкаловедению Немного на нашей планете таких прекрасных творений природы, как священный Байкал – участок всемирного природного наследия! О Байкале знают все, но далеко не каждый имел возможность побывать на его берегах, полюбоваться неповторимой красотой легендарного озера. В этом отношении нам, местным жителям, очень повезло. Места нет на свете краше, чем в краю Байкальском нашем! Судьба подарила нам возможность не только любоваться красотой уникального озера, но и постоянно проживать здесь. А жить на его берегах и не знать природу своего края, не любить и не гордиться ею – просто невозможно! Поэтому в 4-м классе мы работали над экологическим проектом «Природа родного края. Озеро Байкал». Цели нашего экопроекта: 1. Прививать учащимся любовь к родному краю 2. Повысить уровень экологической культуры школьников Задачи экопроекта: 1. Развить интерес детей к изучению природы родного края 2. Расширить знания учащихся об озере Байкал и его подводном мире 3. Формировать активную позицию школьников по вопросам бережного отношения к окружающей среде План работы класса по экопроекту - Заочное путешествие по озеру Байкал
- Заседания клуба юных исследователей
- Написание рефератов о животном мире Прибайкалья
- Участие в общешкольных экологических акциях
- Экскурсии в Байкальский заповедник и в природу
- Написание сочинений о природе родного края, экологических сказок
- Проведение экологической игры "Сибирячок"
- Подготовка и проведение праздника "Берегите природу"
- Участие в региональной олимпиаде "Нерпёнок"
- Подведение итогов выполнения экопроекта
Заочное путешествие по Байкалу мы проводили в виде экспедиции 3 кораблей. Учащиеся были поделены на 3 экипажа, с учетом способностей и возможностей детей. Каждому экипажу нужно было выполнить конкретное задание по сбору материала на определенную тему: 1 экипаж – «О происхождении озера Байкал»; 2 эк. – «Байкал в цифрах»; 3 эк. – «Подводный мир Байкала». Ребята активно занялись поиском материала. С целью контроля за ходом выполнения задания экипажами, мною были составлены маршрутные листы, которые должен был заполнить каждый экипаж. На заседаниях клуба юных исследователей капитаны экипажей отчитывались по маршрутным листам о проделанной работе и собранном материале. Одно из заседаний клуба проходило по теме «Подводный мир Байкала». Мы с учениками совершили заочное погружение вглубь озера, познакомились с 4-мя этажами Байкала. К этому заседанию ребята подобрали интересный материал о голомянке, омуле, таймене, осётре и других рыбах. Обмениваясь полученными сведениями, дети узнали о многих любопытных моментах из жизни обитателей подводного мира Байкала. Школьники были очень удивлены сообщениями о том, что самая плодовитая рыба в Байкале – налим, откладывает до 2-3 млн икринок, что каждая самка омуля вымётывает до 30 тыс. икринок, но выживают до взрослой рыбы всего 5-7 штук. Заинтересовало учащихся также сообщение о роли боковой линии у рыбы. Удивительный орган! Хищника не видно, а рыба уже чувствует его приближение боковой линией! Большой интерес вызвало сообщение об уникальной живородящей рыбе голомянке, состоящей почти наполовину из рыбьего жира. Много нового и интересного школьники узнали о нерпах и их образе жизни. Запомнилось ребятам сообщение об опытах, подтверждающих, что делать продухи во льду – это у нерпы врождённый инстинкт. На других заседаниях клуба юных исследователей природы четвероклассники познакомились с самоочищающейся системой Байкала, с основными байкальскими ветрами. На этих заседаниях ученики также почерпнули для себя немало любопытных сведений. Побывав в музее Байкал...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2066
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
Мамам и детям http://sovetymam.ru/. |