Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Исследовательская деятельность в начальной школе - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Исследовательская деятельность в начальной школе


Автор(ы): Сенчук Татьяна Васильевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Изменения, происходящие в практике современной начальной школы, требуют внедрения таких способов организации учебно-воспитательной работы, которые были бы направлены на
  • создание условий для формирования активной, инициативной позиции учащихся в учении, для возникновения у учащихся желания самим добывать знания;
  • создания условий для развития у учащихся познавательного интереса, желания узнавать что-то новое и делиться своими знаниями с другими учащимися;
  • создания условий для формирования общеучебных (в том числе исследовательских и рефлексивных умений, умения работать с разного рода информацией).
Решение поставленных задач возможно при организации исследовательской деятельности уже в начальных классах.
Именно в логике компетентностного подхода, который обозначен в Проекте Федерального компонента Государственного Образовательного стандарта Общего образования, возможно создание условий для развития необходимых личностных качеств у младшего школьника (познавательной и контрольно-оценочной самостоятельности, инициативности, ответственности как умения ставить и достигать цели, способности к конструктивному самовыражению и взаимодействию, способности к рефлексии, умения устанавливать и устранять причины возникающих трудностей, толерантности, сформированной системы нравственных и поведенческих ориентаций), которые будут востребованы в процессе организации обучения на следующих ступенях общего образования. Не менее важным является и создание условий для развития личности учащегося в условиях формирования исследовательской деятельности.
Компетентностный подход реализуется путем формирования у учащихся системы ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт. Понятие компетентности включает мотивационную, этическую, социальную и поведенческую линии, а также результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки. Система ключевых компетенций составляет опыт личности младшего школьника и формируется путем усвоения социального опыта, заложенного в содержании начального образования: в области предметных и надпредметных знаний («Я знаю»), в области предметных и надпредметных умений и навыков («Я умею»), в области творчества («Я создаю»), в области эмоций и ценностей («Я стремлюсь»). Каждая из ключевых компетенций находит отражение в содержании начального образования и конкретизируется в более узких характеристиках учебно-познавательной деятельности ребенка.
Исследовательскую деятельность можно рассматривать как один из путей реализации компетентностного подхода в обучении младших школьников.
Чтобы ребенок мог участвовать в исследовательской деятельности, он должен уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, обладать способностью прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умениями устанавливать причинно-следственные связи. По данным психологов, названные умения начинают усваиваться детьми к концу 3 класса, если усвоение знаний организуется учителем как их постоянный поиск с группой сверстников.
Как отмечает О.А. Ивашова, учет возрастных возможностей младших школьников требует внести ряд уточнений в методику организации проектно-исследовательской деятельности:
  1. в начальных классах проектная и исследовательская деятельность должны стать специальным предметом обучения;
  2. проект исследования младших школьников в большей степени предопределен (подсказан) взрослыми;
  3. по объему - это мини-проект,
  4. по способу построения - "квази-исследовательский";
  5. по форме - это групповое проектирование, индивидуальная работа возможна на уровне выполнения отдельных действий;
Организация обучения через проектирование и исследование требует изменений в деятельности учителя.
Организуя исследовательскую деятельность, учитель становится не только носителем готовых знаний, но и организатором познавательной деятельности учащихся; помогает выдвигать и обсуждать предположения, принимать решения; поощряет инициативу каждого ребёнка, помогает ему самостоятельно продвигаться к цели.
Для учащихся важно на деле ощутить ситуацию успеха, почувствовать себя нужным, осознать свои возможности, свой вклад в общее дело; учиться делать выбор, нести ответственность за начатое дело и результат.
В ходе организации такой деятельности изменяется и тип взаимоотношений всех участников образовательного процесса – появляется общение равноправных партнёров.
Учитель должен уметь видеть и помогать отбирать наиболее интересные и практически значимые темы, должен сам владеть исследовательскими и поисковыми методами, уметь организовывать и направлять самостоятельную работу учащихся.
Учащиеся должны владеть первоначальными общеучебными умениями, в т.ч. и умениями работать с информацией.
В ходе такого сотрудничества учащиеся учатся намечать цели и задачи деятельности, искать пути их решения, отстаивать свою точку зрения, действовать самостоятельно, корректировать свою деятельность, сравнивая полученное с требуемым.
Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций:
  • постановку проблемы;
  • изучение теории, посвящённой данной проблематике;
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Н.С. Криволап приводит описание опыта использования исследовательской деятельности как образовательной технологии. В ходе проведения исследования учитель и ученик проходят совместный путь, который может быть реализован в нескольких альтернативных моделях.
МОДЕЛЬ №1:
  • учитель знает путь поиска;
  • предлагает пройти этот путь ученику;
  • чаще предполагая или наверняка зная искомый результат.
Работая по этой модели, в итоге можно получить реферат с элементами исследования и поиска. Эта модель работает во многом для вовлечения ребят в исследовательскую деятельность, где они делают первые исследовательские шаги.
МОДЕЛЬ №2:
  • учитель знает путь поиска и исследования;
  • но не знает конечного результата;
  • предлагает ученику самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.
Основная цель работы учителя при реализации такой модели– подготовка творчески думающих учащихся, умеющих находить и решать проблемы в ходе исследования. Если использовать эту модель, исследование может носить групповой характер.
МОДЕЛЬ №3:
  • учитель владеет методикой и различными методами научного исследования;
  • может обучить им ученика;
  • они оба не знают ни пути поиска (исследования), ни конечного результата.
Такая модель имеет открытый характер, так как используемые методы могут изменяться и корректироваться в процессе исследов...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2248

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340