Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование на уроках экологии релаксационно-активного способа биоадекватной методики при изучении темы Общие особенности биосферы - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Использование на уроках экологии релаксационно-активного способа биоадекватной методики при изучении темы Общие особенности биосферы


Автор(ы): Зайцева Рафида Энверовна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
Практическая цель
закрепить знания о биосфере, о геологических оболочках земли. Сформировать умение использовать их при дальнейшем изучении темы:“ Биосфера ” Методическая цель – вовлечь в процесс познания все чувственные каналы восприятия и на этой основе мотивировать образное, логическое мышление учащихся.
Сопутствующая задача – повторения уже знакомых тем.
Воспитательная цельпривить учащимся навыки творческой работы.
Первое, что дети предвкушали радость, которую им доставит это занятие. Урок начался с тихой нежной музыки, где под аромат запаха цветов я попросила закрыть детей глаза и увидеть собственную картинку. Следуя голосу учителя, дети писали информацию на лепестках их цветов. Когда учащиеся открыли глаза, каждый из них рассказал о своем образе, связанном с какими- то эмоциональными переживаниями. Один – одно, другой – другое. За обсуждением последовали рисунки. Потом мой рисунок с информацией. Началась активная фаза урока, направленная на обоснование нового материала его усвоение, закрепление.
Схематический план урока “Общие сведения о биосфере” (5 класс – экология)
Действия учителя Средства воздействия Учитель помнит, что: Условный рассказ учителя Действия учащихся
1) Учитель предлагает: занять удобное положение, закрыть глаза, расслабиться; – представить место отдыха, покоя; включает спокойную музыку; привносит аромат цветов, мяты; – представить себя отдохнувшим, свободным. Итог: за 3-5 мин. Проводит психофизиологическую подготовку к восприятию новой информации Мягкий спокойный голос. Окраска голоса (тембр) может меняться, указывая на то, что учитель работает искренне, понимая каждого ученика, обращается индивидуально к каждому. Говорит медленно, тише обычного, прибавляя нотки таинственности, игры. Голос звучит под музыку. Учитель использует доброжелательную мимику, улыбку, спокойные жесты. 1) Формирует привыкание учащегося к сигналу своего голоса.2) Принцип “Чем медленнее – тем быстрее” – залог успеха.
3) Самостоятельная работа идет внутри сознания и подсознания учащегося: он медленно переключается с левополушарной аналитической на интуитивно-творческую правополушарную.
4) Медленный темп голоса вызывает резонанс – замедляет бег мысли ученика, сводит ее к затуханию и переключает к внутреннему размышлению и наблюдению.
5) Нельзя показывать учащимся своего видения образа, проблемы.
6) Ученик – часть Вселенной. Он содержит доступную ему информацию.
7) Учитель помогает раскрыть скрытые резервы ученика
Займите удобное положение. Расслабьте лицо, шею, плечи, руки, ноги, тело...
Представьте, как мышцы в состоянии лица становятся мягкими, расслабленными....
Как вы красивы, когда улыбаетесь. Представьте, как бы улыбалось все ваше тело... Представьте ваш любимый уголок природы или другое место, где вы чувствуете себя спокойно, где вы абсолютный хозяин... Представьте краски, которые окружают вас... Представьте движения и звуки вашего места покоя... Представьте запахи вокруг вас. Порезвитесь так, как вам хочется... Полюбуйтесь собой, если это вам нравится. Дорисуйте свой образ, если вам хочется что-то изменить в нем. Поблагодарите этот образ и это место. Будьте искренне с собой.
Учащиеся находятся в состоянии релаксации, работают методом визуализации
2) Учитель предоставляет новую информацию по теме: “Общие сведения о биосфере”. 1) Необходимо сохранить медленный и доверительный тон голоса. 2) Эту часть урока нельзя заменить просмотром рисунка, схемы, таблицы, ибо корни ассоциативного мышления глубже логических.
3) Умение мыслить образами, искать аналогии самостоятельности в работе, азарт творчества, личная ответственность за выбор требует времени – личного, внутреннего времени.
4) Концентрация усилий ученика происходит в его внутреннем мире.
5) Концентрация усилий ученика состоит в фокусировке на заданном предмете через все каналы восприятия: слух,
видение, обоняние, осязание, вкус, интуиция.
6) Спешка приносит вред, т.к. учащиеся не сумеют глубоко сфокусироваться на размышлении.
Представьте летний луг, разнотравье.… Вдохните аромат летнего луга. Всмотритесь в цветы и травы. Найдите ромашку! Попросите этот цветок стать для вас символом биосферы: пусть средняя часть цветка станет для вас ядром Земли. А цветки олицетворяют части биосферы: литосферу, гидросферу, тропосферу и озоновый экран. Посмотрите на лепестки цветков – они символизируют составные части биосферы – особой оболочки Земли, населенной живыми организмами... один лепесток – это литосфера – твердая оболочка земного шара, толщина которой колеблется между 5-10 км. Под океанами и 50-70 км в горах... другой лепесток это гидросфера – единая водная оболочка Земли, самая тонкая оболочка... Следующий лепесток это атмосфера – воздушная оболочка, толщина которой достигает 1000 км... Слой атмосферы, прилегающий к поверхности Земли, называется тропосферой – это следующий лепесток. В ней содержится весь водяной пар, образуются облака. А вот лепесток – представляет озоновый экран, толщина которого 20-25 км. Он задерживает губительные солнечные лучи – ультрафиолетовые... Посмотрите, что объединяют эти слои биосферы-чашелистики, которые олицетворяют живые организмы, благодаря которым накопился О2 в атмосфере, образовался каменный уголь, торф, нефть и др. полезные ископаемые. Цветоножка – символизирует человека – часть природы, который не может существовать без нее. Однако он стал неразумно относиться к ней – своему “дому”. Он является силой создающей и одновременно разрушающей.
3) Учитель настраивает учащихся на выход из релаксации, подходит к тем учащимся, которые нуждаются в близком присутствии, кладет руку на плечо, тому, кому это необходимо. Мягкий голос обретает активизирующие интонации. 1) Медленный, но бодрящий голос помогает ученикам обрести бодрость.2) В тоне голоса появляется улыбка
3) “Возвращение” из релаксации идет в порядке от ног к телу, а затем к голове.
Почувствуйте ступни ног... Прилив сил к ногам и рукам. Ощутите спину и плечи, пошевелите пальцами, сожмите их. Подвигайте ладонями, плечами.…Улыбнитесь и сделайте глубокий вдох. Не торопясь, дотроньтесь до щек и глаз. Медленно возвращайтесь в класс. Откройте глаза. Учащиеся обретают двигательный тонус в мышцах, выходят из релаксации.
4) Учитель расспрашивает учащихся о том .что и как происходило их “путешествие” по лугу. По возможности во время беседы организуется чаепитие с конфеткой “ромашка”, “василек” Улыбки, интерес к телу, что ощущали уч-ся, подвижность. Активизирующие жесты и мимика. 1) Каждому ученику необходимо проговорить то, что он увидел как образ: так закрепляется связь между образом и словом.2) Не всегда возможно высказать вслух увиденное. Не настаивайте. Уходите от ситуации напряжения, страха конфликта между внутренним знанием ученика и невозможность его высказать или применить.
3) Способствуйте формированию желания уч-ся поделиться с вами увиденным.
4) Необходимо поддержать бодрый тон беседы, уважительное отношение к личному опыту уч-ся, веселье, смех. Этим снимем напряжение, страх перед сложностью материала.
5) Память – функция организма.
Какой луг вы видели? Где вы видели луг? Опишите его. Какие были там цветы? Краски? Оттенки цветов? Движения? Запахи? Что вам понравилось? Как выглядел ваш цветок? Где он был? С чем можно сравнить ваше ощущение пребывания на летнем лугу в нашем воображении? Как вы “наполняли” образ информацией: возникли слова надписи на лепестках, сердцевине цветка? Уч-ся рассказывают по одному, не перебивая друг друга.
5) Учитель предлагает зарисовать контур цветка, как его увидел ученик. Указывает размер рисунка (в полный разворот в тетради) Учитель подходит к каждому, дает советы о размере рисунка. 1) Каждый работает в тетради индивидуально2) Заинтересованность учителя помогает учащимся быть активными, находчивыми, старатель...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1622

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340