Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Исследовательская деятельность как одна из форм реализации инновационных технологий в системе математического образования - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Исследовательская деятельность как одна из форм реализации инновационных технологий в системе математического образования


Автор(ы): Чудаева Елена Владимировна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современная система образования должна быть нацелена на то, чтобы помочь детям проявить себя, создать условия удовлетворения их интеллектуальных потребностей, формирования научных взглядов на мир. Одним из путей решения названной проблемы является организация учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательская деятельность занимает главенствующее место в процессе познания. Формирование элементов исследовательской деятельности способствует овладению математической культурой, и, как следствие, повышению уровня математического развития учащихся. Под исследовательской деятельностью мы понимаем всякую деятельность, которая направлена на получение нового знания и которая осуществляется без использования различного рода алгоритмических предписаний.
Исследовательская работа – деятельность творческая. Поэтому важно привить обучаемым умения самостоятельной творческой деятельности. Только при самостоятельной работе воспринятая информация перерабатывается в знания, а знания в умения и навыки. Формирование умений самостоятельной работы должны закладываться у обучаемых в школе при изучении различных дисциплин.
Выделяют следующие основные этапы реализации исследовательского метода:
  • мотивация исследовательской работы, прогнозирование ее результатов, планирование деятельности;
  • постановка проблем исследования;
  • выдвижение гипотез;
  • сбор фактического материала;
  • систематизация и анализ полученного материала;
  • проверка гипотез;
  • доказательство или опровержение гипотез;
  • практические выводы о возможности и необходимости применения и обобщения полученных результатов исследования.
Учебно-исследовательская деятельность характеризуется следующими принципами: новизны, теоретической значимости, научности, активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли преподавателя, прочности усвоения знаний, единства и оптимальной взаимосвязи репродуктивной и поисковой учебно-познавательной деятельности, всемерного стимулирования и мотивации положительного отношения учащихся учению, современности содержания, сознательности, систематичности и последовательности.
Говоря о признаках организации исследовательских работ, выделяют:
  • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
  • самостоятельное применение известных способов деятельности к решению вопросов темы исследования;
  • видение структуры объекта исследования;
  • построение принципиально нового способа решения в отличии от других известных или не являющегося комбинацией известных способов.
При выполнении исследовательских работ весьма важно обратить внимание учащихся на следующее: осознание проблемы, постановку целей и задач исследования; выработку гипотезы; ее проверку теоретическими средствами и средствами практики.
Важная роль в процессе создания исследовательских работ принадлежит компьютерным и Интернет технологиям, особенно в средней школе как основному источнику получения новейшей информации. В настоящее время многие учащиеся школ владеют компьютерными и Интернет технологиями, что может существенным образом повысить уровень выполняемых ими исследовательских работ. Однако следует отметить, что включение компьютера в структуру исследовательской работы ни в коем случае не вытесняет из деятельности преподавателя.
Необходимость активизировать умственную деятельность учащихся и развивать их самостоятельность привела к использованию исследовательских работ в качестве источника новых знаний. В этом случае создается конкретная возможность говорить о субъективном присвоении знаний, так как теперь самостоятельная работа учащихся носит не исполнительский, а исследовательский характер. Итогом исследовательской работы становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками. Активность учащихся определяется внутренними побудительными силами. Причем весьма важно, чтобы умственную активность сопровождал эмоциональный настрой, что приводит к развитию интереса к знаниям.
В последнее время наряду с традиционными предметными олимпиадами школьников проводятся различные научно-практические конференции и конкурсы, целью которых служит: организация самостоятельной творческой деятельности учащихся, повышение качества их знаний по математике, выявление одаренных учащихся школ, лицеев и гимназий.
Доклады, представляемые на конференциях и конкурсах, готовятся по результатам исследовательской работы школьников. Кроме указанных выше, выполнение ученических исследовательских работ имеет следующие цели:
  • получение хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;
  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
  • самопроверку учащимися своих наклонностей, профессиональной ориентации и готовности к предстоящей трудовой деятельности;
  • самовоспитание целеустремленности и системности у учащихся в учебной деятельности;
  • самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов;
  • удовлетворение познавательных потребностей учащихся;
  • углубление интереса школьников к научным дисциплинам, в частности, математике;
  • воспитание культуры исследовательской деятельности;
  • формирование навыков самостоятельной работы и др.
С 2000 года учащиеся республики Мордовии имеют возможность представлять свои исследовательские работы на научно-практическую конференцию “Интеллектуальное будущее Мордовии”. Конкурс организуют и проводят Министерство образования РМ, дирекция Регионального учебного округа при Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева.
Конкурс проводится ежегодно в два тура - заочный (конкурс письменных работ) и очный (научно-практическая конференция). Письменные работы проверяются и рецензируются членами жюри. При подведении итогов принимаются во внимание: объем проведенного исследования, оригинальность и новизна проведенных исследований, уровень сложности использованных методов, научная и практическая ценность полученных результатов, грамотность изложения материала...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1158

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340