Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Военно-патриотическое воспитание на уроках и во внеклассной работе по математике. - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Военно-патриотическое воспитание на уроках и во внеклассной работе по математике.


Автор(ы): Ермолаева Татьяна Алексеевна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
С каждым годом становится все меньше живых свидетелей кровавых событий Великой Отечественной войны. Современные дети не представляют себе, что пережил наш народ в тяжелые годы военного лихолетья! В настоящее время находятся определенные силы, стремящиеся исказить историю, осквернить наши святыни! Но мы не в праве забывать об этом, и должны научить наших детей быть патриотами своей Родины всеми имеющимися у нас для этого средствами.
Учебный процесс в школе имеет большие возможности для военно-патриотического воспитания. Остановимся на некоторых моментах, дающих возможность использовать процесс обучения математике в военно-патриотическом воспитании.
Возможными способами решения поставленной проблемы в процессе обучения математике являются:
  1. Сообщение исторических данных, показывающих роль ученых – математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны;
  2. Тщательный подбор математических задач для уроков с учетом дидактических и методических требований, а также поставленной перед уроком задачи военно-патриотического воспитания;
  3. Внеклассная работа по математике.
Краткая суть этих пунктов. Известно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Такой психологический настрой учащихся к изучаемой теме можно создать, если провести двух – трех минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни. Рассказать, например, о роли ученых – математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны, когда они увязали свои научные исследования с решением проблем обороны страны. Так, работы А. Н. Колмогорова во время Великой Отечественной войны способствовали созданию теории артиллерийской стрельбы. При изучении тем: “Предел функции и производная”, “Применение производной”, “Интеграл” нужно обратить внимание учащихся на то, что не только наука служит обороне, но и оборона, в частности артиллерийские задачи, дала толчок развитию такой отрасли математики как интегральное и дифференциальное исчисление.
Вторым действенным средством военно-патриотического воспитания в процессе преподавания математики является решение задач, соответственного содержания. При составлении задач, способствующих военно-патриотическому воспитанию школьников, учитель может использовать технико-эксплуатационные характеристики нашей военной техники и сопоставить их с соответствующими показателями техники противника. Приведем некоторые примеры таких задач:
  1. В годы Великой Отечественной войны советские конструкторы создали немало образцов первоклассной военной техники. К их числу принадлежит и самый быстрый в те годы истребитель “ЯК-3” - детище конструкторского бюро прославленного советского авиаконструктора Александра Яковлева. Превзойти его скоростные данные конструкторам других стран тогда не удалось. Максимальная скорость “ЯК-3” была720 км/ч, а немецкого истребителя “Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/ч больше другого истребителя “Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”.
  2. Используя ответ предыдущей задачи, сравните максимальные скорости советских истребителей “МИГ-3”, “Ла-7” - 640 и 680 км/ч соответственно со скоростью немецких истребителей. После решения таких задач можно провести небольшую беседу о том, что в увеличении скорости самолетов и улучшении их технико-эксплуатационных показателей большую роль сыграли работы в области аэродинамики таких выдающихся математиков, как М. В. Келдыш, С. А. Християнович, Н. Е. Когин, А. А. Дорошницин, Н. Т. Четаев.
  3. Самыми страшными были первые месяцы войны. Разгромив под Киевом основные силы Юго-Западного фронта, отрезав Крым и с сентября 1941 года установив блокаду Ленинграда, германская армия вновь перенесла главные усилия на Московское направление. Начав операцию по захвату столицы СССР, названную “Тайфун”, немцы прорвали советскую оборону. Сотни тысяч человек попали в фашистский плен. В таблице дано соотношение сил СССР и Германии на Московском направлении осенью 1941 года. Составить столбчатую диаграмму по данным таблицы. Сделать вывод.
Боевые силы и средства Красная Армия Германские войска
Личный состав 1 250 000 1 800 000
Количество танков 990 1700
Количество орудий 7600 14000
Количество самолетов 667 1390
  1. С 30 сентября по 5 декабря 1941 года Красная Армия вела тяжелые, кровопролитные бои под Москвой. Сложная обстановка потребовала эвакуации из Москвы ряда важнейших предприятий. Создавались новые рубежи обороны на ближних подступах к Москве. Формировались дивизии народного ополчения, город готовился к уличным боям. На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы, 75% из них составляли женщины. Сколько женщин участвовало в этом строительстве?
  2. В октябре 1941 года враг совершил на Москву 31 налет. В этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумели прорваться к Москве?
  3. В результате упорной обороны и контрударов в конце ноября - начале декабря последние попытки противника прорваться к Москве были сорваны. Советские войска переходили в наступление в трудных условиях, когда численное превосходство в живой силе, танках, самолетах было на стороне противника. Так группа армий “Центр” имела в своем составе 1 708 000 человек, 13 500 орудий и минометов, 1 170 танков, 615 самолетов, а Советские войска насчитывали личного состава на 608 000 человек меньше, орудий и минометов в 2 раза меньше, танков на 395 меньше, а самолетов больше на 385. Сколько живой силы, орудий и минометов, танков и самолетов было в советских войсках в начале контрнаступления под Москвой?
  4. На завершающем этапе Московской битвы Советская Армия нанесла противнику тяжелое поражение: из строя были выведены 16 дивизий и 1 бригада. 1 дивизия состоит из 17000 человек, а 1 бригада из 3000 человек. Сколько живой силы было потеряно противником?
  5. Приведенные задачи носят прикладной характер. Учитель имеет возможность дать учащимся задачи, которые помимо образовательного характера несут еще и большую воспитательную функцию (в данном случае - содействуют военно-патриотическом воспитанию). Материалом для их составления могут стать факты из энциклопедии “Великая Отечественная Война” 1941-1945 издательства Москва: “Советская энциклопедия”, 1985 год, главный редактор генерал Армии профессор М. М. Козлов, учебника “История Отечества XX-XXI века” автор Заглядин Н. В., Москва: “Русское слово” 2004 год и подобные им. Этот материал будет сам без дополнительных комментариев воздействовать на умы и сердца школьников. Но составление таких задач – дело самого учителя, поскольку учебники их не содержат.
Третьим направлением военно-патриотического воспитания учащихся является внеклассная работа, которая дает учителю широкое поле деятельности. Например, физико-м...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2014.12.16 | Просмотров: 921

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340