Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Структура урока информатики в начальной школе
Автор(ы): Григоренко Марина Владимировна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Урок нельзя закончить, можно только объявить большую перемену. Автор неизвестен “Чему учить и как учить? ”. В последнее время этот вопрос возникает всё чаще и чаще, ведь сейчас за партами сидят жители нового тысячелетия. Обсуждение проблемы “Чему учить детей для подготовки их к жизни в ХХI веке” известными экспертами в области образования США позволило журналу Форчун” сформулировать рекомендации в виде следующего набора целей обучения: - приобретение навыков эффективной устной и письменной коммуникации;
- понимание принципов высшей математики, включая способность применять их к фактической деятельности;
- овладение компьютерной и иной техникой для получения и использование информации;
- понимание того, как функционирует правительство и экономика страны;
- важнее всего - способствовать, видеть, ставить и формулировать проблемы и творчески работать над их разрешением.
В национальном докладе Российской федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО “Образование и информатика” (Москва, июль 1996г.), было отмечено, что школьный курс информатики теперь рекомендуется подразделять на три этапа: - Пропедевтический курс (I-IV классы).
- Базовый курс (VII-IX классы).
- Курс информатики, дифференцированный по объему и содержанию в зависимости от направленности допрофессиональной подготовки школьников (X-XI классы).
Там же было указано, что в настоящий момент подготовлен ряд учебных пособий, однако все они предназначены для V - XI классов. По мере того, как курс информатики спускается все ниже и ниже, у преподавателей увеличивается количество подготовок и уменьшается время на каждую из них. Это то, что характерно сейчас для обычной массовой школы. Сейчас рассматриваются разные варианты составления программ для начальной школы. В работе предлагается примерное планирование учебного материала и рассматривается структура урока в начальной школе. Приводя в соответствие содержание образования и линии государственного стандарта, получим: Линии стандарта | Первый год обучения | Второй год обучения | Линии информационных процессов | Н | П | Линия информационных технологий | Н | У | Линии исполнителя (компьютера) | Н | П/У | Алгоритмическая линия | | Н | Линия представления информации | | | Линия моделирования | | | Условные обозначения: Н – новые; У – углубленное представление; П – повторение. Линия информационных процессов. Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность: получить представление о сущности информационных процессов; познакомиться со способами измерения информации, единичными количества информации (бит, байт). Учащиеся должны: иметь представления о мере количества информации, знать основные единицы количества информации. Алгоритмическая линия. Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивать учащимся возможность: понять смысл понятия “алгоритм”, иметь представление о СКИ. Понять возможность автоматизации деятельности человека; начать осваивать линейную конструкцию с выбором минимального решения; применять алгоритмические конструкции для построения алгоритма решения учебных задач. Учащиеся должны: понимать сущность понятия алгоритм; видеть линейную алгоритмическую конструкцию и уметь использовать её для построения алгоритмов; записать с учётом СКИ алгоритм решения простой задачи. Линия исполнителя (компьютера). Изучения учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность: знать названия и иметь представления о назначении основных устройств компьютера и его периферии; познакомится с основными элементами развития ВТ. Учащиеся должны: знать правила техники безопасности при работе на ЭВМ; знать название и функциональное назначение основных устройств компьютера и периферии; уметь включать и выключать ЭВМ; регистрироваться и разрегистрироваться в сети; осознанно работать с клавиатурой, переключать регистры. Линии информационных технологий. Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность: пользоваться простым графическим и текстовым редактором. Учащиеся должны уметь: набрать и откорректировать простой текст, построить изображение с помощью текстового редактора; сохранять файл на дискете и при необходимости его считывать. Концептуально курс базируется на следующих идеях: - Параллельность в прохождении основных содержательных блоков (”плетенки”).
- Включение учащихся в различные виды деятельности.
Задания должны предлагаться в игровой форме. Практическая направленность курса. Нет работы “в корзину”. Вся работа, проводимая на уроке, нужна для чего-то. В кабинете старшие всегда опекают младших; и эта цепочка тянется сверху вниз. Каждый урок – маленький успех. Служебность курса по отношении к другим предметам. В формах организации как важнейшем компоненте учебного процесса в единстве выступают цели, содержание и методы обучения. Основная дидактическая единица – факультативное занятие. Рассмотрим организационные особенности проведения занятий: - выбор факультатива осуществляется по желанию родителей и детей;
- занятия ведутся в рамках факультатива, который включён в расписание во второй половине дня;
- информатика ставится в расписание после прогулки и обеда;
- класс делится на 2 подгруппы, занятия в которых чередуются в течение одного дня.
Класс делится на две подгруппы по усмотрению учителя начальной школы. Более слабую подгруппу я стараюсь поставить последней. Постепенно из нее вырастает одна личность, вторая к концу начальной школы группы должны быть равными. Это важно, так как в средней школе группы комплектуются уже с учётом дополнительных занятий детей. Это противоречие может быть сглажено другой структурой занятия и его делением на этапы, предлагаемой мною и апробированной в течение последних четырех лет. Рассмотрим структуру занятия. Структура занятия: | Время | 1. Организационный момент. | 2 – 3 минуты | 2 Работа с печатными материалами(книги, тетрадь) | 12 – 15 минут | 3. Игровая разминка. | 7 – 10 минут | 4. Работа с компьютером. | 12 – 15 минут | 5. Подведение итогов. | 2 – 3 минуты | Такое деление урока на этапы продиктовано следующими соображениями: - необходимость смены видов деятельности;
- предупреждение переутомления детей (с развитием самостоятельности дробность этапов урока уменьшается);
- помощь в достижении целей занятия.
Игровая пауза – одно из наиболее эффективных мер предупреждения излишней утомляемости на уроке. Причем это игры из категории подвижных. Такое деление не является жестким, варьируется в соответствии с содержанием. При этом учитывается не только содержание, но и особенности восприятия возраста. Отбор содержания образования произведен с учетом возрастных особенностей детей, в основе которого лежит содержание федерального стандарта по предмету “Информатика”. Поурочное планирование. Рассмотрим таблицу соответствия изучаемых тем и основных этапов урока. Первый год обучения. № | Тема | Игровая пауза | Работа с компьютером | 1 | Знакомство | “Кто самый внимательный” | Работа с уже загруженным ПО (по усмотрению учителя) | 2 | Правила работы с компьютером | “Кто самый внимательный” | Работа с мышью (любая раскраска) | 3 | История ВТ (домеханический период) | “Кто самый внимательный” | Работа с мышью (любая раскраска) | 4 | История ВТ (механический период) | Игра “Внимание” | Работа с мышкой. | 5 | История ВТ (электронно-механический) | Игра “Внимание” | Работа с КТ. | 6 | История ВТ (электронный) | Игра “Внимание” | Работа с КТ. | 7 | История ВТ (обобщение) | “Кто быстрее соберет” | Работа с КТ. | 8 | История ВТ (итоговый урок) | | | 9 | Профессии компьютера | “Кто быстрее соберет” | Работа с КТ. | 10 | Профессии компьютера | “Кто быстрее соберет” | Работа в текстовом редакторе (ТР) “Придумай слова” | 11 | Устройство компьютера (основные элементы) | “Построй в темноте” | Компьютерный диктант | 12 | Устройство компьютера (клавиатура, мышка) | “Построй в темноте” | Работа с ТР “в алфавитном порядке” | 13 | Устройство компьютера (принтер, монитор) | “По кругу” | “Зигзаг на доске”(ГР) | 14 | Устройство компьютера (память) | По кругу | “Зигзаг на доске”(ГР) | 15 | Устройство компьютера (диск и дискета) | ВУ | Дорисуй (ГР) | 16 | Устройство компьютера (дисководы) | ВУ | Дорисуй (ГР) | 17 | Устройство компьютера (байт и бит) | ВУ | Дорисуй (ГР) | 18 | Устройство компьютера (центральный процессор) | ВУ | Дорисуй (играем вместе) | 19 | Обобщающий урок | | | 20 | Устройство компьютера (модем) | “Обойди спину” | Без ошибок (ТР) | 21 | Устройство компьютера (световое перо и графопостроитель) | “Обойди спину” | Без ошибок (ТР) | 22 | Итоговый урок. | | | 23 | Вирусы | Зашифрованное задание | Любая игра на выбор, просто рисунок, просто поздравление | Примечания к таблице: - Оставшееся количество часов может быть использовано в течение года на интегрированные уроки по договоренности с преподавателем начальной школы. Это связано, с одной стороны , с большой загруженностью кабинета информатики, а с другой, формирует у детей навыки общеучебной культуры работы с информацией.
- Выбор программного обеспечения осуществляет учитель. Используемое ПО стандартное, если в кабинете есть пакет из серии “Роботландия”, “Никитин”, “Компьютер и детство”, то можно пользоваться соответствующими пакетами.
- Процедуру загрузки и регистрации нужно автоматизировать максимально.
- Все ПО загружено учителем.
- Все игры первого года направлены на развитие внимания.
- Жирным в таблице выделены те моменты урока, которые появились впервые.
- Игры рассчитаны на несколько уроков, поскольку все дети хотят играть.
При этом акцент (в таблице выделен жирным) ориентирован не только на содержание, но и на особенности восприятия возраста. Второй год обучения. № | Тема | Игровая пауза | Работа с компьютером | 1 | Введение. Инструкция по ТБ. | Движение по памяти | Работа с ПО | 2 | Повторение. Устройство компьютера. | Движение по памяти | Компьютерный диктант | 3 | Повторение.История ВТ | Вспомни не глядя | Работа с ГР | 4 | Алгоритм | Вспомни не глядя | Процесс регистрации и разрегистрации в сети как пример алгоритма | 5 | Система команд исполнителя | Скопируй позы | В природе этого нет | 6 | Программа. Правила записи |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2014.12.18 | Просмотров: 1037
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|