Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
На урок - с Булгаковым - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

На урок - с Булгаковым


Автор(ы): Губайдуллина Мубария Азгаровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • обобщение знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам русского языка, исследование языкового материала романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, интегрирование материала русского языка и литературы, создание условий для переноса лингвистических знаний в новые учебные ситуации, подготовка к ЕГЭ по русскому языку;
  • развитие ключевых компетенций учащихся: анализа, синтеза, классификации, обобщения, систематизации материала, применение лингвистических знаний при работе с языковым материалом, развитие умения самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами
Форма урока:
  • мультимедийный урок с использованием средств современных информационных технологий. Лабораторная работа.
Оборудование:
  • текст романа,
  • раздаточный материал (тесты),
  • тестовая работа в формате компьютерной презентации,
  • видеофрагмент,
  • музыкальный фрагмент из художественного фильма “Мастер и Маргарита”,
  • компьютер,
  • интерактивная доска SMART Board,
  • телевизор,
  • DVD-плеер.
Предполагаемые результаты:
Формирование языковой компетенции, расширение представлений учащихся о языковых особенностях романа “Мастер и Маргарита”, закрепление навыков комплексного анализа текста, формирование коммуникативной компетенции, формирование правильной и эффективной речи, обучение умению решать тесты в формате заданий ЕГЭ по русскому языку, развитие интереса к самостоятельному составлению тестов по русскому языку на материале литературных произведений, воспитание вдумчивого, внимательного читателя.
Предварительная подготовка к уроку: каждому ученику были названы главы из романа “Мастер и Маргарита”, который в данное время изучался на уроках литературы (в классе 28 человек, таким образом, был охвачен весь роман), и дано задание:
  • выписать слова, интересные с точки зрения фонетики и орфоэпии;
  • выписать слова, интересные с точки зрения лексики;
  • выписать по 2 словосочетания на каждый вид связи;
  • на основе собранного материла составить тесты по русскому языку в формате заданий ЕГЭ. На урок будут выбраны самые содержательные из них;
  • индивидуальные задания: проанализировать лексику романа, синтаксис, художественно-изобразительные средства.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Постановка задачи урока.
-Двенадцать лет были отданы М.Булгаковым работе над “Мастером и Маргаритой”. Шесть редакций текста насчитывают ныне литературоведы... И это обязывает пристальней вглядеться в “закатный роман”, в его героев, вдуматься в его содержание. Вслед за Н.В. Гоголем автор “Мастера и Маргариты” мог бы повторить: “Они (произведения) писаны долго, в обдумывании многих из них прошли годы, а потому не угодно ли читателям моим тоже подумать о них на досуге и всмотреться пристальней”. На уроках литературы мы с вами пристально всматривались в форму, композицию, содержание романа, искали символы, знаки, которые помогли бы нам увидеть в поступках героев то, что до нас никто не заметил, услышать то, что никто ещё не услышал, мы сочувствовали героям, обвиняли и оправдывали их... Нам стало казаться, что булгаковский текст живёт, дышит, наполненный какими-то тайнами. О языковых особенностях текста романа мы и будем сегодня вести речь, посмотрим на роман через “лингвистический микроскоп”. Другая задача - использовать текст романа для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Вы провели огромную работу, проанализировав каждую главу романа, можно сказать, “пропустили текст романа через лингвистическое сито”. Составлено 24 тестовые работы, выписано и объяснено грамматически и семантически более 100 слов.
II. Из текста романа были выбраны интересные с точки зрения орфоэпии слова. Прочитайте их и расставьте правильное ударение. Объясните постановку ударения.
НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ:
  • ЕГИПТЯНИН
  • АФИНЯНИН
  • ГАЛИЛЕЯНИН
  • РИМЛЯНИН
  • СЕЛЯНИН
  • РЕГЕНТ
  • МЕССИЯ
  • МАНИЯ
  • КУЛИНАРИЯ
  • ПСИХИАТРИЯ
  • ВИТИЯ
  • КАТАЛОГ
  • ПСИХОЛОГ
  • СИММЕТРИЯ
  • АССИМЕТРИЯ
  • ГОМЕОПАТИЯ
  • БЮРОКРАТИЯ
  • ДРЕМОТА
  • ИСПОВЕДАНИЕ
  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ
(Работа ведётся на интерактивной доске (инструмент “Умное перо”))
Учащиеся объясняют правила постановки ударения в данных словах, подбирают аналогичные примеры.
III. Лексико-семантическое поле романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Сообщение учащихся.
-Лексико-семантическое поле романа “Мастер и Маргарита” выстроено Булгаковым с большей детальностью, поскольку предмет повествования составляет не только жизнь Москвы, но и Ершалаима. В состав лексико-семантического поля входят следующие смысловые группы: “архитектура будущего”, “науки” (гуманитарные и технические), “средства передвижения”, “новые виды энергии”, “стихии”, “новые способы общения между людьми”, “быт”, “образование”, “общественное устройство”.
При изображении города в целом автор использует слова, содержащие в своих значениях семы “необычность”, “монументальность”, “значительность размеров”, “древность”, которые в последующих описаниях реализуются с помощью гипербол, эпитетов “огромный, многообразный, разный, разнообразный”.
Точный подбор слов помогает читателю определить тему и основную мысль текста. В тексте преобладает стилистически нейтральная лексика и слова, вышедшие из активного употребления (“флибустьер”, “галстух”), за исключением эпизодов, где представлена диалогическая речь с экспрессивной окраской (“сволочь”, “вранье” и т.д.), что создаёт впечатление особой простоты, прозрачности, говорит о тонком языковом чутье автора.
В Ершалаимских главах много заимствованных слов (например, таких, как “игемон”, “легион”, “легионер”, “прокуратор”, “кесарь”), что придает большую достоверность повествованию. Автор мало использует библейскую лексику, тем самым проводя параллель между Иешуа и Иисусом. Многие предложения из романа стали фразеологизмами, крылатыми выражениями, например, всем известные “рукописи не горят”, “осетрина второй свежести”. Интересной была работа по разгадке некоторых сложносокращённых слов, терминов, символов. К примеру, Моссолит - мастера советской литературы? мастера социалистической литературы? массовая литература? массовая советская литература?
IV. – Наиболее часто встречающиеся в ваших работах слова, словосочетания, предложения, грамматические задания послужили основой тестовой работы.
Тестовая работа в формате ЕГЭ (в режиме “Презентация”). Использование интерактивной доски. (2 варианта по 9 вопросов с выбором ответов) ( Приложение №1)
V. Многие из вас сами составили тесты в формате ЕГЭ, используя текст романа. И это отрадно: человек, который сам составляет тесты, не боится их решать. Все задачи составлены грамотно, с учётом критериев ЕГЭ. Предлагаю вашему вниманию тесты, составленные вашими одноклассниками.
Самостоятельное решение тестовых задач на бумажных носителях. Проверка по ключам на интерактивной доске. (Приложение №2)
VI. Диктант.
Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нём фигуру сидящего человека. Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружён в размышления. Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.
-Что было дальше? (Ответы учащихся)
-Посмотрите, пожалуйста, этот фрагмент из фильма “Мастер и Маргарита”.
-Всё ли в этом фрагменте соответствует тексту романа?
VII. Самопроверка диктанта по розданным листам с текстом и грамматическими заданиями в формате части В ЕГЭ.
Самостоятельная работа. Лингвистический анализ текста.
1) Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. 2) Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нём белую фигуру сидящего человека. 3) Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружён в размышление. 4) Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.
5) Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. 6) Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжёлым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит тёмная, громадная остроухая собака и так же, как её хозяин, беспокойно глядит на луну.
7) У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая чёрно-красная лужа.
8) Всадники остановили своих коней.
9) –Ваш ро...


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2014.12.23 | Просмотров: 1047

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340