Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Нетрадиционные жанры сочинений как способ пробуждения интереса к предмету - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Нетрадиционные жанры сочинений как способ пробуждения интереса к предмету


Автор(ы): Лунева Людмила Петровна, доцент


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Школьное сочинение – сложный, но, вместе с тем, интересный труд учителя и его учеников. Такая творческая работа является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. По тому, что и как пишут ученики, можно определить не только уровень развития их речи, но и отношение к жизни. Необходимо также отметить, что любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления. В процессе работы над сочинением формируется речевая компетенция, т.е. знание принципов отбора языковых средств для порождения высказывания.
В современной методике существуют различные жанры школьных сочинений. По тематике (содержанию) различаются сочинения на литературную, лингвистическую и свободную тему; по источнику информации – сочинения на основе жизненного опыта, просмотренных телепередач; по объему – сочинения– миниатюры, этюды, изложения. В соответствии с типами речи выделяются сочинения – повествования, сочинения – описания, сочинения –рассуждения.
Наиболее распространенными жанрами школьных сочинений является небольшие по объему творческие работы: зарисовка, этюд, миниатюра. Они оперативны, экономичны, могут использоваться чаще, чем работы большого объема, и поэтому их обучающий эффект следует учитывать в широкой практике. Кроме того, в последнее время становятся популярными сочинения в жанре рецензии, эссе, отзыва, репортажа, интервью, путевых заметок, дневниковых записей, писем, юмористических рассказов и др. Специфику жанра часто определяет и пафос сочинения, т.е. эмоциональный настрой, создаваемый сочинением.
Многое интересных приемов в работе над сочинением уже сложилось в современной методике. Так, привлекает внимание прием сотворчества, когда в классе пишется коллективное мини – сочинение. При его написании учитывается ход мысли ученика, внесшего в текст первое предложение, затем – ученика, который с учетом первого предложения составил последующее предложение и т.д. Здесь своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы или микротемы. По завершении работы созданный общими усилиями текст выразительно прочитывается.
Интересной представляется творческая работа, написанная по первой строке Мастера. Учащимся может предлагаться не только первая строка, но и последующие несколько предложений или какой–то другой отрывок. Здесь важна востребованность взгляда школьников на тему, затронутую писателем. По завершении такой работы сочинения прочитываются, после чего ребята знакомятся c аналогичным фрагментом из произведения писателя. На фоне собственных работ становится очевиднее индивидуальное своеобразие текста Мастера, что следует подчеркнуть в анализе специально.
В школьной практике используется также сочинение по данному началу. К такой работе необходимо написать продолжение. Приведем примеры нескольких вариантов “экспозиций” на тему “Моя родина”.
“С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит бескрайнюю степь, третий – таежный лес Сибири. А что представляется мне при слове “Родина?”
“Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говоря “моя родина”. В одном этом емком слове хочется соединить все, что очень дорого мне...”

“Мой город… Какой он? Что он для меня? За что я люблю его? Пожалуй, просто за то, что я здесь родилась и живу, здесь мои родители, мой дом, мои друзья”.
К сожалению, большинство учащихся в последнее время признаются, что они затрудняются в написании творческих работ, особенно сочинений по литературе. У них не воспитана потребность воплощать свои мысли в художественные образы. Нередко они связывают свое отрицательное отношение к сочинению с невозможностью открыто, правдиво высказать свое мнение по тем или иным вопросам, так как учитель авторитарно определяет ход рассуждения, подавляет самостоятельность мысли. В связи с этим литературное сочинение из творческой работы превращается в заурядную и трафаретную форму проверки знаний. Учитель принимает элементарное воспроизведение текста, а творческий уровень работы, владение художественным словом зачастую не учитываются.
В целях предупреждения однотипности работ учащихся целесообразно обращать их к нетрадиционным формам сочинения. Одной из таких забытых форм является ведение дневника. На уроках литературы нередко приходится прочитывать дневниковые записи поэтов и писателей. Учащиеся узнают, что дневники – это живое свидетельство напряженных творческих поисков, ежедневной работы души. Высказывания многих известных писателей объясняют, какое большое значение придавали они дневниковым записям. "Верным помощником" в нелегком писательском труде, “постоянным спутником жизни” называл Л.Н. Толстой свой дневник и считал, что его "путь в большую литературу начался с постижения мира собственной души через дневник".
Учащиеся понимают, что человек фиксирует пережитое, чтобы возвратиться к нему потом, в счастливые или грустные минуты жизни, чтобы лучше разобраться в себе, в своих чувствах. К сожалению, современные люди в своем большинстве утратили привычку ведения дневника. Думается, что целесообразно вернуться к такой форме творческих работ учащихся.
Впервые с образцом дневниковых записей школьники знакомятся при изучении романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Очень важно обратить внимание на содержательную сторону журнала Печорина, на особенности композиции, на приемы раскрытия внутреннего мира героя. Каждая дневниковая запись характеризует и самого пишущего. Это проявляется в языковых средствах, которые тоже могут быть подвергнуты анализу.
Приводим пример отрывка из дневниковых записей Печорина:
... Мне грустно. Неужели мое единственное назначение на земле –разрушать чужие надежды?... Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил...И, может быть, я завтра умру!... и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего–то нового... Смешно и досадно!
Предлагаем учащимся следующие вопросы:
– Как оценивает Печорин свое поведение?
– Какие слова выражают эту оценку? (Играл роль топора; моя любовь не принесла никому счастья; ничем не жертвовал для тех, кого любил; смешно и досадно).
– Какие эмоциональные средства использует герой?
– Как этот фрагмент записи помогает понять внутреннее состояние души Печорина?

После анализа образца дневниковой записи учащимся могут быть предложены темы для составления дневника каких–либо литературных персонажаей, например, из романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
Страницы из дневника Н.П.Кирсанова (20 мая 1859г.).
Наконец – то кандидат мой и прибыл! Приехал, душа моя, в такой чудный день. Заживем мы теперь с Аркадием на славу: он по хозяйству помогать мне будет, пока ему это не наскучит... Не дождалась ты, Машенька. А как бы мы втроем зажили! С тобой бы читали мы вместе, играли в четыре руки на фортепиано, пели бы дуэты, как раньше было...
Что – то взгрустнулось мне в то время, как я бесконечно рад приезду моего бесценного Аркаши.
По дороге домой он расспросил меня о хозяйстве. Ох уж это хозяйство! Какие же хлопоты у меня в этом году с этими мужиками! И наемные тоже: настоящего старанья нету, только сбрую портят. Но пахали, впрочем, ничего”.

Отрывок из дневника Е. Базарова (15 июня).
“Был на балу. Собрание глупых и пустых людишек. Но постойте, была там одна особа. На других баб не похожа. Что за фигура, что за плечи! Давно я таких не видывал. Высоко она себя ставит. Губернатор с Ситниковым перед ней так и лебезят. Аркадий от нее без ума. Да что взять с нежного юнца?
(16 июня). Сегодня посетил с Аркадием эту Одинцову. Не оценил я ее вчера. Совсем не ожидал такой женщины в ней увидеть. Герцогиня, владетельная особа! Спокойна и холодна, как лед. Да и умна тоже. Странное действие производит. Вот уж никогда не думал, что бабы испугаюсь. И что это со мной сегодня?”

Дневник А.Одинцовой.
“...Сейчас уже почти полночь. Я не могу спать. Сколько мыслей в голове, страха и сомнений! Этот разговор с Базаровым ... Неужели он и вправду думает обо мне так... “ Вы непогрешительно правильно устроили свою жизнь, в ней не может быть места ни скуке, ни тоске”. Как он ошибается! Скука и тоска... Я знаю эти чувства лучше других. Я жила с ними неделями, месяцами. Да, я не хотела казаться окружающим тоскующей и скучающей, и многие, должно быть, обманывались, предполагая, что это – моя манера себя держать, мои аристократические замашки...Но душа моя была одинока. За две недели общения с Евгением она вдруг ожила, встрепенулась, воскресила надежды. А завтра, ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2014.12.27 | Просмотров: 945

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340