Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (обществознание + география) по теме Байкал – заповедная совесть страны - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Интегрированный урок (обществознание + география) по теме Байкал – заповедная совесть страны


Автор(ы): Голосова Елена Леонидовна, Учитель; Сучкова Людмила Аркадьевна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  1. На примере озера Байкал показать последствия неразумного отношения к природе.
  2. Вместе с учащимися сделать попытку найти выход из противоречия: требования экологии - нужды экономики.
  3. Развивать умение учащихся логически мыслить, делать самостоятельные выводы, работать с дополнительной литературой, географическими картами, таблицами.
  4. Содействовать экологическому воспитанию учащихся.
Групповая форма работы - 6 групп:
1группа - представители Иркутского экологического общества.
2группа - технологи Байкальского целлюлозо - бумажного комбината
3группа - сотрудники Росприроднадзора
4группа - сотрудники Лимнологического института
Приглашенные: представители ООО “Кока-Кола ЕйчБиСи Евразия
Оборудование: мультимедийная установка, физическая карта России,атласы по географии презентация, на столах – таблички с названием групп, карточки с заданиями, справочные таблицы, материалы СМИ, музыка Бетховена
Ход урока
Презентация
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы
Учитель обществознания:
Сегодня у нас с вами, ребята необычный урок обществознания и географии, поэтому и проводим мы его вдвоем с учителем географии. Давайте начнем с небольшой зарядки:
- Что такое природа? (предполагаемый ответ – Природа – весь окружающий нас мир во всей бесконечности его форм и проявлений, вся Вселенная.)
- О чем всегда должен помнить человек? (О том, что он как биологическое существо является частью природы)
- Вместе с тем человек- существо социальное. Что это такое? (Существо социальное, способное мыслить, познавать, говорить, творить)
- Как вы думаете, что совершеннее – творение природы или человека? ( Ответ- природы, ведь многие ученые считают, что человек является венцом этого творения)
Учитель географии (на фоне презентации): Посмотрите: вот прямо за поворотом открылась удивительная картина: сверкающая гладь голубого озера в гранитном окружении изумрудных лесов. Это - одно из великих творений природы - озеро Байкал.Давайте вспомним, что же мы уже знаем об этом озере?
Как оно образовалось? (в тектонической впадине – ответы учащихся)
Какова его глубина? (1.637 м.)
Что отличает это озеро от других озер мира? (глубина, прозрачность)
Какая природная зона находится вокруг озера? (тайга).
Байкал-это чудо природы во всех отношениях. Нет в мире озера, которое пользовалось бы такой громкой славой. Громадная глубина, удивительная чистота, прозрачность воды, суровая, сказочная красота берегов. Особенно красив Байкал в солнечную погоду.
Учитель обществознания: А вот я с помощью писателей-фантастов нарисую совсем другую картину Священного Байкала. “По дну умершего озера широкой рекой струилась пыль... Птицы, парившие когда-то в воздухе, теперь летели в древних небесах песка и камней. Их песни умолкли. Города были выложены молчанием”.
Посмотрите, пожалуйста, на тему урока и скажите, какую проблему озера мы будем пытаться с вами решить на нашем уроке?
(предполагаемый ответ учащихся – экологическую)
- А что такое экология? (-это наука, изучающая воздействие человеческой деятельности на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества, это также меры по защите окружающей среды)
- Как может случиться, что сказочной красоты озеро превратиться в мертвое?
- Что сделать, чтобы избежать экологической катастрофы?
Давайте вместе с вами попробуем сегодня найти ответ на эти вопросы.
Учитель географии: Вы все будете представлять сегодня организации, которые заинтересованы в недопущении экологической катастрофы на Байкале.
Перед вами на столах - карточки с вопросами, справочные материалы,атласы, которые помогут вам приготовить свое выступление по данной проблеме. Для работы выступления вам отводится - 7 минут.
(7 минут играет тихая музыка)
Учитель обществознания: Уважаемые товарищи, время истекло, и слово предоставляется экспертам Иркутского экологического общества. Чем, на ваш взгляд, может быть вызвано резкое ухудшение экологической обстановки в районе озера Байкал?
(Ответ учащихся составлен с опорой на атлас по географии, Приложение №1 и вопросы карточки:
  1. Назовите крупные города в бассейне озера Байкал?
  2. Относятся ли они к числу “грязных”? Почему?
  3. Можно ли увидеть загрязнение от городов на территории Байкальского района?
  4. Какое промышленное предприятие внушает вам особенную тревогу?)
Ну и что же делать? (Дискуссия). Предполагаемый вывод -- закрыть Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат
Учитель географии: Все названные выше города строились вокруг крупных предприятий лесной промышленности. Почему эти предприятия размещены именно здесь? Слово - технологам Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
(Ответ учащихся составлен с опорой на атлас по географии, Приложение №2, справочные таблицы и вопросы карточки:
  1. Что является сырьем технологического процесса?
  2. Нужны ли производству вода и электроэнергия? В каком количестве?
  3. Какие виды загрязнений возможны?
Учитель обществознания: Насколько эффективны очистные сооружения БЦБК?
Учитель географии: Итак, технологи Байкальского целлюлозно-бумажного комбината утверждают, что их производство безвредно для вод озера.
Учитель обществознания: А что думают по этому поводу лимнологи и Росприроднадзор? Слушаем вас, уважаемые сотрудники Лимнологического института.
(Ответ учащихся составлен с опорой на Приложение №3, справочные таблицы и вопросы карточки:
  1. Какое количество загрязняющих веществ поступает в воды озера?
  2. Виды животного мира озера Байкал, наиболее яркие представители.
  3. В чем уникальность байкальского рачка эпишура?
  4. Можем ли мы прямо сейчас закрыть производство бумаги на комбинате?)
Учитель географии: Мы правильно поняли, что в одночасье закрыть предприятие по производству бумаги невозможно? (ответ учащихся предположительно утвердительный).
Послушаем представителей Росприроднадзора. (Ответ учащихся составлен с опорой на Приложение №4, географический атлас и вопросы карточки:
  1. А как Вы считаете, может завод продолжить свою работу?

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2014.12.29 | Просмотров: 897

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340