Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Интегрированный урок (обществознание + география) по теме Байкал – заповедная совесть страны
Автор(ы): Голосова Елена Леонидовна, Учитель; Сучкова Людмила Аркадьевна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - На примере озера Байкал показать последствия неразумного отношения к природе.
- Вместе с учащимися сделать попытку найти выход из противоречия: требования экологии - нужды экономики.
- Развивать умение учащихся логически мыслить, делать самостоятельные выводы, работать с дополнительной литературой, географическими картами, таблицами.
- Содействовать экологическому воспитанию учащихся.
Групповая форма работы - 6 групп: 1группа - представители Иркутского экологического общества. 2группа - технологи Байкальского целлюлозо - бумажного комбината 3группа - сотрудники Росприроднадзора 4группа - сотрудники Лимнологического института Приглашенные: представители ООО “Кока-Кола ЕйчБиСи Евразия” Оборудование: мультимедийная установка, физическая карта России,атласы по географии презентация, на столах – таблички с названием групп, карточки с заданиями, справочные таблицы, материалы СМИ, музыка Бетховена Ход урока Презентация I. Организационный момент. II. Изучение новой темы Учитель обществознания: Сегодня у нас с вами, ребята необычный урок обществознания и географии, поэтому и проводим мы его вдвоем с учителем географии. Давайте начнем с небольшой зарядки: - Что такое природа? (предполагаемый ответ – Природа – весь окружающий нас мир во всей бесконечности его форм и проявлений, вся Вселенная.) - О чем всегда должен помнить человек? (О том, что он как биологическое существо является частью природы) - Вместе с тем человек- существо социальное. Что это такое? (Существо социальное, способное мыслить, познавать, говорить, творить) - Как вы думаете, что совершеннее – творение природы или человека? ( Ответ- природы, ведь многие ученые считают, что человек является венцом этого творения) Учитель географии (на фоне презентации): Посмотрите: вот прямо за поворотом открылась удивительная картина: сверкающая гладь голубого озера в гранитном окружении изумрудных лесов. Это - одно из великих творений природы - озеро Байкал.Давайте вспомним, что же мы уже знаем об этом озере? Как оно образовалось? (в тектонической впадине – ответы учащихся) Какова его глубина? (1.637 м.) Что отличает это озеро от других озер мира? (глубина, прозрачность) Какая природная зона находится вокруг озера? (тайга). Байкал-это чудо природы во всех отношениях. Нет в мире озера, которое пользовалось бы такой громкой славой. Громадная глубина, удивительная чистота, прозрачность воды, суровая, сказочная красота берегов. Особенно красив Байкал в солнечную погоду. Учитель обществознания: А вот я с помощью писателей-фантастов нарисую совсем другую картину Священного Байкала. “По дну умершего озера широкой рекой струилась пыль... Птицы, парившие когда-то в воздухе, теперь летели в древних небесах песка и камней. Их песни умолкли. Города были выложены молчанием”. Посмотрите, пожалуйста, на тему урока и скажите, какую проблему озера мы будем пытаться с вами решить на нашем уроке? (предполагаемый ответ учащихся – экологическую) - А что такое экология? (-это наука, изучающая воздействие человеческой деятельности на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества, это также меры по защите окружающей среды) - Как может случиться, что сказочной красоты озеро превратиться в мертвое? - Что сделать, чтобы избежать экологической катастрофы? Давайте вместе с вами попробуем сегодня найти ответ на эти вопросы. Учитель географии: Вы все будете представлять сегодня организации, которые заинтересованы в недопущении экологической катастрофы на Байкале. Перед вами на столах - карточки с вопросами, справочные материалы,атласы, которые помогут вам приготовить свое выступление по данной проблеме. Для работы выступления вам отводится - 7 минут. (7 минут играет тихая музыка) Учитель обществознания: Уважаемые товарищи, время истекло, и слово предоставляется экспертам Иркутского экологического общества. Чем, на ваш взгляд, может быть вызвано резкое ухудшение экологической обстановки в районе озера Байкал? (Ответ учащихся составлен с опорой на атлас по географии, Приложение №1 и вопросы карточки: - Назовите крупные города в бассейне озера Байкал?
- Относятся ли они к числу “грязных”? Почему?
- Можно ли увидеть загрязнение от городов на территории Байкальского района?
- Какое промышленное предприятие внушает вам особенную тревогу?)
Ну и что же делать? (Дискуссия). Предполагаемый вывод -- закрыть Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат Учитель географии: Все названные выше города строились вокруг крупных предприятий лесной промышленности. Почему эти предприятия размещены именно здесь? Слово - технологам Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. (Ответ учащихся составлен с опорой на атлас по географии, Приложение №2, справочные таблицы и вопросы карточки: - Что является сырьем технологического процесса?
- Нужны ли производству вода и электроэнергия? В каком количестве?
- Какие виды загрязнений возможны?
Учитель обществознания: Насколько эффективны очистные сооружения БЦБК? Учитель географии: Итак, технологи Байкальского целлюлозно-бумажного комбината утверждают, что их производство безвредно для вод озера. Учитель обществознания: А что думают по этому поводу лимнологи и Росприроднадзор? Слушаем вас, уважаемые сотрудники Лимнологического института. (Ответ учащихся составлен с опорой на Приложение №3, справочные таблицы и вопросы карточки: - Какое количество загрязняющих веществ поступает в воды озера?
- Виды животного мира озера Байкал, наиболее яркие представители.
- В чем уникальность байкальского рачка эпишура?
- Можем ли мы прямо сейчас закрыть производство бумаги на комбинате?)
Учитель географии: Мы правильно поняли, что в одночасье закрыть предприятие по производству бумаги невозможно? (ответ учащихся предположительно утвердительный). Послушаем представителей Росприроднадзора. (Ответ учащихся составлен с опорой на Приложение №4, географический атлас и вопросы карточки: - А как Вы считаете, может завод продолжить свою работу?
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2014.12.29 | Просмотров: 674
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|