Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Зачетная система проверки знаний, умений и навыков обучающихся по физике - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Зачетная система проверки знаний, умений и навыков обучающихся по физике


Автор(ы): Реутова Ирина Борисовна, учитель физики, директор школы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Содержание
  1. Введение.
  2. Дидактические функции проверки и учета знаний и умений обучающихся.
  3. Уровни проверки. Их использование в процессе проверки знаний, умений и навыков обучающихся.
  4. Зачетная система проверки знаний, умений и навыков обучающихся по физике.
  5. Методика подготовки зачета.
    1. Формы зачета.
    2. Зачет по “маршруту”.
    3. Урок – зачет (с использованием домино).
    4. Урок – зачет “Квартальный отчет в НИИ”.
  6. Заключение.
  7. Приложение.
  8. Литература.
1. Введение
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, ею определяется результативность, эффективность обучения, и естественно, что разные стороны ее привлекают постоянное внимание педагогической науки.
Организация проверки и учета знаний существенно влияют на результативность занятий обучающихся предметом, тщательность выполнения заданий. Обучающиеся заинтересованы в проверке своих знаний, так как каждый ученик хочет, чтобы за процессом его труда следили, замечали ошибки, способствовали быстрому их исправлению. Ученик желает видеть свой собственный рост и результаты своего труда, поэтому проверка оказывает воспитывающее действие, которое трудно переоценить.
В практике работы учителя физики, как и учителя других предметов, наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков обучающихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, стремясь поставить большое количество оценок. Другие учителя, наоборот, недооценивают проверку, сводя ее преимущественно к фронтальной устной и письменной формам.
В зависимости от подхода к проверке изменяется ее содержание.
При использовании фронтальной устной формы учитель проверяет в основном репродуктивные знания, а в контрольных работах – умение применять их на практике при решение задач. В связи с этим оценки, выставленные школьникам различными учителями, неодинаковы по своей значимости, различны (по значимости) по качеству.
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся – сложный этап процесса обучения. Сложный и для учителя и ребят. Для ребят он сложен в психологическом плане, а для учителя – в теоретическом, методическом и организационном отношении.
В данной работе я попыталась привести в систему, описать, различные методы проверки знаний и умений обучающихся в форме зачетов. Попыталась доказать, что сочетание различных форм проверки приводит к активизации умственной деятельности школьников, наиболее полной реализации педагогических возможностей проверки и повышению ее полноты и объективности.
2. Дидактические функции проверки и учета знаний и умений обучающихся.
    Знания и понимания дидактических функций проверки, их конкретизация к учебному предмету – физике позволит учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил строить проверку, достигать должного эффекта.
    Обычно выделяют следующие функции проверки:
    Контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.
    Сущность контролирующей функции проверки и учета состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой и соответствующих данному этапу обучения.
    Сущность обучающей функции проверки и учета заключается в совершенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации, в развитии речи и мышления, внимания и памяти школьников.
    Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации обучающихся по результатам их учебного труда, информации учителя о достижении цели обучения отдельными обучающимися и классом в целом.
    Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности у школьников за свой учебный труд, трудолюбия, дисциплины труда; в формировании следующих черт – честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи.
    Рассмотрим подробнее обучающую функцию проверки применительно к физике как учебному предмету. Первый раз учитель физики проверяет усвоение новых знаний сразу же после их объяснения. Его внимание обращено на понимание и усвоение главного, существенного в материале, на этом главном заостряется внимание школьников. На данном этапе проверки учитель не только отрабатывает знания школьников, но и учит их умению выделять в изученном существенное, главное, умению производить “сортировку” материала. В процессе выявляется структура учебного материала. По мере постановки учителем вопросов выявляется самое основное в разобранном материале.
    Очень часто с целью проверки понимания объясненного материала учитель предлагает рассказать о каком-то одном вопросе. При этом наряду с контролирующей функцией реализуется также функция обучающая, так как, отвечая, ребята учатся логично и последовательно излагать свои знания, доказывать и обосновывать сказанное, включать в рассказ показ опытов и их объяснение. В зависимости от цели рассказа, поставленной учителем, обучающиеся будут по разному строить свой ответ. При неоднократном возвращении к ранее изученному материалу происходит углубление, расширение и упрочнение знаний, отработка умений и навыков, формирование и отработка умственных действий – сравнения, обобщения, классификация, анализа, синтеза и т.п., что очень важно для развития мышления обучающихся. Активное и сознательное участие школьников в процессе проверки достигается организацией самостоятельной работы обучающихся, активизацией их умственной деятельности и т. д.
    Для реализации рассмотренных функций проверки и учета знаний и умений обучающихся необходимо обеспечить объективность, полноту и регулярность проверки и учета, что выполняется, если проверка плановая. Под объективностью проверки понимается такая ее постановка, при которой устанавливаются подлинные, объективно существующие знания обучающихся по проверяемым вопросам программы.
    Как показывают наблюдения, полнота проверки часто учителями не осуществляется, многие стороны знания не подвергаются проверке. Например, не проверяется умение переносить новые знания в уже изученную ситуацию и применять уже изученное в новой ситуации, хотя сформированности этого умения способствует развитию мышления школьников, более глубокому пониманию взаимосвязи изучаемых на уроках физики явлений, дает экономию времени на изучение сходных физических явлений. Проверка играет стимулирующую роль, если осуществляется регулярно, показывает учащимся достоинства и недостатки их знаний, происходит на каждом уроке: все обучающиеся классы обязаны слушать вызванного ученика и высказывать свои замечания по его ответу. Стимулом учебного труда является справедливая его оценка. Функции проверки проявляются в отдельных этапах процесса обучения в разной степени. За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию, итак как к моменту проверки формирование знаний не завершено, что обусловлено как возрастным и индивидуальными особенностями обучающихся (различные быстрота восприятия, объем памяти, уровень развития мышления, познавательный интерес, мотивация и т. п), так и определенными закономерностями самого процесса формирования знаний.
    За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию также еще и потому, что в процессе проверки происходит исправление ошибок в содержании, логике ответов, а также в речи обучающихся.
    Признание за проверкой лишь какой-то одной функции приводит к искажению природы проверки, делает ее односторонней. Только при гармоническом сочетании контролирующей, обучающей, ориентирующей и воспитывающей функций выполняется назначение проверки как этапа обучения. Естественно, что функции проверки на различных этапах процесса обучения проявляются в разной степени.
3. Уровни проверки. Их использование в процессе проверки знаний, умений и навыков обучающихся.
    Обучая всему и проверяя сразу все, нельзя достигнуть цели обучения (конечной или промежуточной). Необходимо определить ступени, уровни, через которые обязательно должны пройти все обучающиеся при формировании знаний, умений по каждому вопросу программы любого учебного предмета. Только при последовательном переводе учащихся с одной ступени знаний на другую можно быть уверенном, что проделана необходимая работа для предупреждения появления пробелов в знаниях обучающихся.
    В связи с этим важно выделить уровни проверки, которые позволят определить конкретные результаты обучения и осуществить с определенным уровнем. Одновременно уровневая система будет служить орудием 9инструментом) практической деятельности учителя.
    В соответствии требованиями программы по физике и стабильных учебников, выделяют следующие уровни проверки, применяемые при обучении физике в VII – XI классах.
    I уровень низший, предполагает прямое запоминание отдельных знаний и умений, требуемых программой. Их выполнение опирается в основном на память.
    Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
    1. Умение описывать устно или письменно физическое явление (например, явление теплоотдачи, опыта, иллюстрирующие это явление).
    2. Знание отдельных фактов истории физики.
    3.Знание названий приборов и области их применения (например, амперметр – прибор для измерения силы тока.)
    4. Знание буквенных обозначений физических величин.
    5. Знание условных обозначений приборов, умение их изображать и узнавать на схеме и чертежах.
    Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение обучающимися знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко осуществляется автоматизированного учета.
    При достижении обучающимися II уровня предполагается:
    1. Знание теории, лежащей в основе изучаемого явления.
    2. Знание и понимание формулировок физических законов, их математической записи.
    3. Знание и понимание определений физических величин (например, удельной теплоемкости вещества, скорости, ускорения).
    4. Знание единиц величин, их определений (например, за единицу силы в СИ принимается сила, которая телу массой 1 кг сообщает ускорение 1 м/с).
    5. Понимание принципа действия приборов, умение определять цену деления, пределы измерений, снимать показания.
    Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются репродуктивно-рефлекторные задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысливания. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и явление переноса. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность обучающихся, чем при выполнении заданий на I уровне.
    III уровень определяет конечную цель обучения:
    1. Умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений (например, на основе молекулярных представлений о строении вещества объяснить изменение агрегатного состояния вещества, диффузию газов, давление газа).
    2. Понимание взаимозависимости различных признаков, характеризующих группу однородных явлений (например, зависимость числа электронов, вылетающих из металла за 1с под действием света, тот энергии светового пучка: зависимость энергии электронов, вылетающих из металла под действием света, о длины волны света).
    3. Умение изображать графически взаимосвязь между физическими величинами, определять характер этой связи.
    4. Умение сопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого приборы (например, для доказательства зависимости выталкивающей силы от объема погруженного тела следует взять динамометр, сосуд с жидкостью, два тела одинаковой массы, но разного объема).
    5. Умение производить расчет, пользуясь известными формулами.
    6. Представление об историческом развитии отдельных разделов физики (например, о развитии представлений о волновой и квантовой природе света, о развитии взглядов на теорию строения вещества).
    7. Сформированности “технических приемов” умственной деятельности: умение читать книгу, находить нужные сведения, составлять план ответа т.п.
    Для проверки знаний, соответствующих 3 уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на продуктивные знания, но требует глубокой осмысленной деятельности, знания приемов умственной деятельности, умения применять их. При выполнении заданий этого уровня используются психологические операции – воспроизведение, узнавание, широкий перенос.
4. Зачетная система проверки знаний, умений и навыков обучающихся по физике
Совершенствование учебного процесса породило в последние годы новую для средних школ форму знаний обучающихся –зачеты по предметам. Зачетная система представляет сочетание текущей проверки знаний, умений и навыков каждого ученика с зачетом по основным темам курса физики.
Зачет, является основной частью зачетной системы, проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым обучающимся.
Необходимость проверки знаний основных положений темы после ее изучения обусловлена, во – первых, что учащиеся к моменту текущей проверки еще до конца усваивают материал, и. во – вторых, тем, что, изучив все вопросы темы, обучающиеся начинают воспринимать ранее изученное с новых позиций, лучше понимать взаимосвязь изученных явлений.
Отбор тем зачета определяется его целью, значимостью учебного материала для познания физики. Число тем, по нашему мнению, должно быть строго ограничено.
Возможные темы зачетов
IX класс
1. Общие сведения о движении. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение.
2. Законы движения. Силы в природе.
3. Законы сохранения в механике.
4. Механические колебания и волны.
X класс
1. Температура и ее изменение. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Первый закон термодинамики
2. Описание и объяснение процессов взаимного превращения жидкостей и газов, жидкостей и твердых тел с точки зрения молекулярно кинетической теории строения вещества.
3. Электрическое поле.
4. Законы постоянного тока.
5. Магнитное поле.
Знание по темам “Поверхностное натяжение жидкостей”, “Твердые тела” можно проверить на уроках – семинарах, так как теоретические положения, на которых обосновано объяснение этих явлений, уже будут проверены у каждого школьника на зачете по соответствующим темам. Для обобщения знаний по теме “Электрический ток в различных средах” желательно провести урок – конференцию.
XI класс
1. Механические и электромагнитные колебания.
2. Механические и электромагнитные волны.
3. Производство, передача и использование электрической энергии.
4. Геометрическая оптика.
5. Световые кванты. Действие света. Атом и атомное ядро.
По теме “электромагнитная индукция” отдельный зачет не проводится так как основные вопросы темы органично входят в зачет 1.
Тема “Производство, передача и использование электрической энергии” вынесена на отдельный зачет, так как она имеет огромное политехническое значение. Кроме того на ее изучение в ХI классе отводится малое количество времени школьники не успевают приобрести по этой теме основательные знания: они путают генератор и двигатель, двигатель и трансформатор, не могут объяснить принцип действия генератора, трансформатора их назначение. Одна из возможностей обратить внимание учащихся на эту тему — провести по ней отдельный зачет.
В зависимости от содержания учебного материала, его особенностей зачеты могут быть письменным и устными.
В практике работы учителей зачет нередко проводится следующим образом. Из числа заранее известных учащимся вопросов учитель выбирает какой — то один и вызывает одного из ребят к доске. Его ответ слушают и обсуждают все остальные. Таким образом последовательно разбираются все вопросы, составляющие содержание зачета. При таком проведении зачета большая часть ребят остается пассивной. Это очень плохо. Учащиеся, слушая ответ товарища, узнают уже известное им, т.е. психологическая операция воспроизведения заменяется узнаванием, и учащимся кажется, что они хорошо знают тему. Кроме того, зная, что будут проведены знания отдельных учащихся, некоторые из них готовятся к зачету недобросовестно. Положительным при таком проведении зачета является только то, что все учащиеся слушают ответ учащегося и обсуждают его.
Не рекомендую я и проведение такой формы зачета: каждый из учащихся отвечает учителю на какой — то один вопрос из заранее известных. На мой взгляд, при этом происходит большая потеря учебного времени для каждого учащегося: ответив на один вопрос (3-4 мин.) он затем уже ничего не делает и ждет звонка.
По моему мнению, зачет — массовая форма проверки знаний, умений и навыков учащихся. Следовательно, учителю необходимо на зачете проверить знания всех обучающихся класса по основным вопросам. Это можно сделать двумя способами: либо увеличить время проверки, либо увеличить число проверяющих. Увеличение времени на зачет автоматически приводит к проведению его во внеурочное время, что совершенно не допустимо, поскольку вызывает серьезную перегрузку учителя и учеников, нарушает учебную работу по другим предметам, так как в день проведения зачета и на следующий обучающиеся приходят на уроки не подготовленными.
Итак мы приходим к выводу, что зачеты по темам нужны для проведения зачета целесообразно привлекать ребят (ассистентов).
Методика подготовки зачета
Формы зачета

1. Зачет — экзамен
— принимают несколько комиссий, в них входят 2 сильных ученика данного класса или несколько из разных параллелей. Сдают экзамен по билетам.
2. Групповой зачет — класс делится на несколько групп, уровень подготовленности обучающихся разный. Даются каточки с заданиями. Вопросы должны быть взаимосвязанными по теме. Отмечают на свои вопросы по очереди. Члены группы слушают, исправляют, дополняют и оценивают ответ.
З. Зачет — “карусель” (групповой зачет “конвейер”) — принимают члены комиссии, каждый из них выслушивает только один вопрос. Зачетные листы на себя заполняют учащиеся, в них — номера вопросов. Члены комиссии ставят в них оценки. Учитель или члены комиссии по набранной сумме баллов выставляют общую оценку за зачет.
4. Зачет по маршруту — создаются три комиссии учащихся. Первая проверяет степень усвоения теоретического материала (можно по принципу “карусели”). Вторая (из 2 учеников) проверяет решение различных задач. Третья проверяет умение планировать и проводить практические работы. Ученики делятся на три группы, получают маршрут движения и сдают зачет, переходя в указанное время, из одной комиссии в другую. В маршрутных листах делаются отметки о сдаче каждой части, а затем выводится оценка.
5. Зачет — аукцион — проводится по основной теории курса. Сумму баллов получит ученик, последним заполнивший ответ на поставленный вопрос. Разнообразят зачеты элементы игры: лото, лабиринты и т.д.
6. Зачет “по вертикале” — принимают участие учащиеся младших и старших классов. Работают в парах “старший — младший”. Зачет принимают по определенной карточке или теме.
7. Зачет “по горизонтали” — принимают один параллельный класс у другого в парах “ученик — ученик”, либо несколько учащихся из параллельного класса по отдельным темам или карточкам у всех членов другой группы.
8.Зачет “вертушка” — проводится в группах переменного состава, где в роли экспертов — координаторов могут быть учащиеся разных возрастных групп или учителя школы.
Зачет “по маршруту”
Зачет — массовая форма проверки знаний, умений и навыков обучающихся. Следовательно, учителю необходимо на зачете проводить знания всех учащихся класса по основным вопросам темы.
Это можно осуществить двумя путями: либо увеличить время проверки, либо увеличить число проверяющих. Я выбираю второй путь (на зачете присутствуют 4 ассистента)
Класс делится на группы по 5 человек. Вторая группа приглашается через 15 минут, третья — через 30минут (после второй); через 30 минут после третьей. В итоге зачет не более 2 часов (что приемлемо для ассистентов)
Маршрут учащегося представляет из себя прохождение трех этапов.
1) Знание теории; знание буквенных обозначений физических величин; знание единиц физических величин, их определений.
2) Умение производить простейшие расчеты, пользуясь изученными формул Умение изображать графически взаимосвязь между физическими величинами, определять характер этой связи.
3) Знание и понимание законов физики их математической записи. (решение более сложных задач) На первом этапе работу ведут ассистенты из числа учащихся.
При подготовке ассистентов к зачету работа учителя заключается в проверке знания ими данной темы, сформированности умений: в определении группы вопросов, которую каждый ассистент будет проверять у товарищей; в уточнении его деятельности на зачете: как организовать проверку знаний товарища?
Работа ассистентов поднимает их веру в себя, в свои возможности, повышает уважение товарищей ученику, проработавшему ассистентом, уже неловко плохо отвечать на уроках. Конечно еще будут срывы, будут неуверенные ответы и нерешенные задачи но начало росту положено. За несколько дней до зачета ассистент, ответив учителю на вопросы по всей теме, узнает что и как он будет проверять у товарищей на зачете. Он имеет возможность еще раз просмотреть материал по учебнику, уточнить с учителем и товарищами неясны...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2014.12.31 | Просмотров: 1232

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340