Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
ИНтеллектуальное математическое лото (9-й класс) - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

ИНтеллектуальное математическое лото (9-й класс)


Автор(ы): Дорофеева Мария Яковлевна, Директор


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Старт Кроссворд Домашнее задание Ребусы
Разминка Конкурс капитанов Ты-мне, я-тебе Знаете ли вы?
Ученые-математики Художников Темная лошадка Финиш
Цели внеклассного мероприятия:
1. Развить интеллектуальные и математические способности, повысить интерес к математике.
2. Формировать взаимовыручку, поддержку между детьми и родителями.
3. Воспитать сотрудничество “ Дети-школа-родители”.
4. Развить артистические наклонности через инсценирование отрывков из произведений русских классиков.
Ход занятия
1. Перемещение по игровому полю на 1 клетку.
2. Играют две команды (дети и родители, а можно создать совместные команды.)
Старт:
Ведущая:
Мы начинаем интеллектуальную игру “ Математическое лото”.
“Ходить” по полю можно по диагонали и вертикали на 1 клетку.
Перед вами две команды. Представьтесь.
Название команды. Представление капитанов.
Я буду вашим экскурсоводом. Начать экскурсию хочется словами А.С. Пушкина,200-летие со дня рождения отмечала наша страна.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Этими прекрасными строками поэт отразил проблему познаний человеком природы.
Как вы поняли слово “ парадокс”? Парадокс – греческое слово, оно означает своеобразное, неожиданное мнение, утверждение, резко отличающееся от общепринятого.
Хочется услышать парадокс и от вас.
Итак, в путь!
Чтобы узнать, кто будет первым начинать игру, нужно как можно больше за минуту записать математические термины на букву Д. Начали!
(Деление, диагональ, диаметр, дуга, дробь, движение, длина, доказательство, декартовы координаты, дискриминант, делитель и т.д.)
Ведущая: На игровом поле 12 клеток, выбирайте. Мы будем закрывать жетонами клетки
синего и красного цветов той команды, которая выиграет.
Ведущая: Вы попали на клетку “Кроссворд”, будем поочередно отвечать на вопросы кроссворда. Если не знаете ответа на поставленный вопрос, то отвечает другая команда.
Смотреть приложение 1.
Ведущая: Каждому капитану даются одновременно по одной задаче и дается время в пределах 3-5 минут. Если вы решите одновременно задачи и нам расскажите ход решения, то в данной клетке поля будут прикреплены 2 жетона.
Конкурс капитанов.
1. Бактерии размножаются делением. За 1 секунду из одной бактерии образуются две. Одна бактерия вместе со своим потомством заполняет пробирку за 1 час. За какое время эту же пробирку заполнят две бактерии?
Ответ: 59 минут, 59 секунд.
2. Количество воды в бочке каждую минуту удваивается. Бочку можно заполнить за 3 минуты. Какая часть бочки наполняется за последнюю минуту?
Ответ: вторая.
Ведущая: Мы попали на клетку игрового поля “Домашнее задание”, первая команда совместно дети и родители приготовили сценку из рассказа “Репетитор” А.П. Чехова. Посмотрим.
Сценка:
Репетитор:
Ну-с, вам задано повторить определение квадратичной функции, начинайте.
Петя: (заикается, что-то лопочет)
Репетитор: Опять вы не выучили? (встает). В шестой раз задаю вам повторить, а вы ни в зуб толкнуть. Когда же, наконец, вы начнете учить уроки?
Отец: Опять не выучили? (Кашляет за дверью, входит опять). Почему же ты не выучил? Ах ты, свинья, свинья. Верно ли, батюшка? Ведь и вчерась порол. (Вздохнул, садится тяжело к сыну).
Репетитор: Вы даже не знаете, как находить корни квадратной функции по формуле. По теореме Виета. Вот вы как научитесь? Ну-с, скажите мне, как найти дискриминант?
Петя: Дискриминант равен… это равен (глядит в потолок, шевелит губами, но не дает ответа).
Репетитор: Хорошо, решим задачу. Какая следующая задача?
Петя: (плюет на доску, стирает кулаком).
Репетитор: Диктует: “Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля? Повторите задачу.
Петя: Повторяет задачу и делит 540:138.
Репетитор: Для чего же вы это делаете? Постойте. Впрочем так, …продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я разделю. (Делит, но не получается, ероша волосы, говорит: странно. Как же она решается? Гм. Эта задача на неопределенные уравнения, а вовсе не арифметическая.
Отец сыну: Ну, чего думаешь? Задача ведь пустяковая! Экий ты, дурак, братец!
Отец репетитору: И без алгебры решить можно. Вот, извольте видеть! (Щелкает на счетах: ответ получается 75 и 63) Вот-с, по-нашему, по неученому.
Отец к зрителям: А теперь решите вы! (решают все)
Решение.
1способ:
Пусть х – аршин синего сукна, а (138 - х) аршин черного сукна. Тогда составим уравнение по условию задачи, получим 5х +3(138 - х) = 540 5х + 414 - 3х = 540
2х = 540 – 414 2х = 126 х = 63 138 - 63 = 75
Ответ: 63 аршина синего сукна, 75 аршин черного сукна.
Примечание. 1 аршин = 71,12см
Ведущая: А сейчас посмотрим вторую домашнюю работу.
Сценка из комедии Д.И. Фонвизина “ Недоросль”.
Сценка.

Госпожа Простакова:
Друг мой, ты хоть для виду поучись.
Митрофанушка: Ну а там что?
Мама:А там и женисся.
Митрофан: Слушаий , матушка. Я те потешу. Поучусь, только чтоб это был последний раз.
Госпожа: А я тут же присяду. Носочки повяжу для тебя, вишь, как холодно.
Митрофан: Ну, задавай, что писать, гарнизонная крыса?
Цыфиркин: Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.
Госпожа: Ах, господи, боже мой! Уж ребёнок, уж не смей избранить тебя. Уж и разгневался.
Цифиркин: За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.
Задача:
Ослица и мул шли вместе, нагруженные мешками равного веса. Ослица жаловалась на тяжесть ноши. Что ты жалуешься?”- сказал мул.
“Если ты дашь мне один твой мешок, моя ноша станет вдвое больше твоей, а если Я тебе дам один свой мешок, наши грузы сравняются.
Сколько мешков нес каждый?
Ответ: (5 и 7 мешков).
Митрофан:
Единожды три - три
Единожды-ноль - ноль
Единожды-ноль - ноль.
Госпожа: Что-что про мешки?
Митрофан: Отдает мулу мешок, то его ноша увеличивается в 2 раза. А если мул отдает мешок ослице, то груз у них сравняется. А сколько мешков у каждого?
Госпожа: А зачем мешки считать, все себе надо брать. Не учись этой дурацкой науке, пусть они посчитают. (машет рукой в сторону другой команды и зрителям).
Ведущая: Вы попали на поле “Разминка”.Я буду задавать вопросы , а вы отвечаете на них на скорость. Если не можете ответить, то отвечает другая команда.
Разминка
  1. Какой месяц короче всех? (Май)
  2. Какой пятак не годится для проезда в автобусе? (Свиной)
  3. Два раза родится, один раз умирает? (Курица).
  4. Что будет: три, три,три,три…(Дырка).
  5. Как написать слова “мышеловка” пятью буквами? (Кошка).
  6. Может ли дождь идти 3 дня подряд? (Нет, между ними есть ночь).
  7. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (Я-мы).
  8. Что бы это значило: ноль без палочки (ничего не стоящий человек); абсолютный нуль (бесполезный человек); сводить к нулю (лишен смысла)
  9. В каком числе столько же чисел, сколько букв в его названии? (Сто).
  10. Сколько раз за сутки часовая и минутная стрелки на часах составят прямой угол? (4)
  11. Какое наименьшее целое положительное число можете написать двумя цифрами? (4/4,90, ).
  12. Башенные часы отбивают три удара за 12 сек. В течение, какого времени они пробьют 6 ударов, если между ударами промежуток 6 сек? (5 промежутков х 6 = 30 сек.)
  13. Половина от половины числа равна половине. Какое это число?
  14. Найдите недостающее число в ряду 2,3,5,9,…33 (5х2 – 1 = 9, 9х2 – 1=17).
  15. Тремя различными способами выразите 100 пятью одинаковыми цифрами. (111 – 11 = 100; (5х5 – 5) = 100; (5+5+5+5)х5 = 100).
  16. Из четырех двоек составьте выражение, значение которых равнялись бы числам 0,1.2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Ведуший: Ваша команда попала на клетку поля “ Темная лошадка”. В детстве вы все родителями читали сказки на ночь, не так ли? Вот и узнаем, помните ли вы содержание сказок? В моем волшебном мешке лежат три бочонка, надо взять бочонок из мешка, прочитать вслух задачу и тут же дать ответ.
ТЕМНАЯ ЛОШАДКА.
Сколько лет рыбачил старик из “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина до того, как поймал золотую рыбку? (Ровно 30 лет и три года)
Дед, бабка, внучка, жучка, кошка и мышка тянули – тянули и, наконец, вытянули репку. Сколько глаз увидело репку? (12)
В известной сказке “Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что”. Царь послал стрелка Андрея за “тридевять земель”. Тридевять – это сколько? (На Руси считали по девяткам 3 х 9 = 27).
Ведущий: На этой клетке мы узнаем ,знаете ли вы историю возникновения математики, ее создателей. Я буду читать выдержки из текста , а вы угадайте.
УЧЁНЫЕ МАТЕМАТИКИ
Древнегреческий математик, живущий в 4 веке до нашей эры. Родился на острове Самос. Поэтому его часто называют … Самосским. Прославился знаменитой теоремой. Кто он?
Он первым создал философскую школу. Отличительным знаком учеников-пифагорцев пентограмма - звездчатый пятиугольник, которая как они считали, способна зашитить человека от злых духов. Более поздняя философская школа - Александрийская – дала миру знаменитого ученого Твилида. Об учениках-пифагорейцах посвящена эта задача. Решите ее.
Задача:
О, Пифагор, благородный, любимец муз Геликонских. Сколько жаждущих знаний юношей в доме содержишь?
- Одна половина стремится познать математики чудо, четвертая часть изучает бессмертную мать-природу, седьмая часть-молчание задачей себе помечает, прибавь к ним и трех женщин-красавиц, средь коих прекрасней всех дева Диана. Узнаешь, сколько юных жрецов веду в храм высокой науки. (28)
Ведущая: Умеете ли вы рисовать? Вызываются по два человека из команды, один из которых родитель. Берите в руки мелки, выходите к доске. За 3 минуты вы должны нарисовать необычную картину.
Конкурс “Художники”
Используя цифры от 0 до 9, нарисовать человека.
Ведущая: А и эти задачи для вас, ребята, приготовили родители. Посмотрите на рисунок, вы увидели пирамиду Хеопса и небоскреб.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
(читают родители от каждой команды)
1. Какие самые высокие сооружения в мире?
Несколько тысячелетий самой в мире была великая пирамида Хеопса (146), но ее полезная площадь чрезвычайно мала: основание пирамиды – это квадрат, длина стороны которого 230м, а поперечник камеры с саркофагом составляет всего 4м.
В 1930 года построен небоскрёб в Нью-Йорке, высотой 319м, а в 1931 году невдалеке от него появилась здание высотой 381 м. Оно было самым высоким до 1974 года. В Чикаго построили небоскреб (Сирс Тауэр) высотой 443м. Грандиозный план по построению высотных зданий есть и у нас, в России. На территории Московского международного делового центра запланирована башня (Россия) высотой 640м.
2. Знание ли вы, что число 7 и кратные семи числа считаются определяющим числом в развитии ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.01.01 | Просмотров: 1275

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340