Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Классный час на тему Музыка русских композиторов XIX—XX веков в православии - Классное руководство - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Классное руководство

Классный час на тему Музыка русских композиторов XIX—XX веков в православии


Автор(ы): Касперская Наталья Анатольевна, учитель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Приложение
Новое направление в русской духовной музыке (слайды № 1-3)
“ Для православного церковного пения, чтобы оно стало истинно русским, нужно вернуться к древнеславянскому песнопению, понять, полюбить и радоваться ему как своему близкому, родному...” - писал А. Т. Гречанинов в своей автобиографической книге “Моя жизнь”.Эпоха рубежа 19 - 20 вв. явилась подлинным “духовным ренессансом” русской церковной музыки. Хоровые сочинения, созданные период примерно с середины 1890-х по 1917г.,относятся , к так называемому Новому направлению в отечественном богослужебном музыкальном искусстве. Это направление было представлено композиторами разных творческих возможностей и установок.
Обращение к истокам, к практике знаменного пения Древней Руси становится сутью Нового направления. На первый взгляд, подобный церковно-певческий “неоклассицизм” вполне гармонирует с магистральной линией развития искусства того времени, с устремленностью к возрождению моделей прошлых культур. Однако музыка Нового направления -это совершенно особая ветвь художественного творчества “серебряного века”, поскольку она выполнила своеобразную посредническую функцию между богослужебной практикой с её строгим каноном и светским искусством концертного предназначения. Сочинения приверженцев этого течения связаны не только с литургическим текстом(что часто встречается в музыке 20 века), но с конкретным богослужением, что позволяло включать многие произведения в церковную службу.
Характерно, что композиторы Нового направления отвергли путь секуляризации церковного пения, возникший под влиянием европейского барокко и классицизма в ХУП-ХУШ вв. (храмовые композиции Н.П. Дилецкого, В.П. Титова, Д.С. Бортнянского и др.). Их движение было откликом на утверждение национальных начал профессионального искусства, осуществленное ранее русскими композиторами-классиками XIX в. на основе музыкального фольклора и в рамках светских жанров. Тем самым был возобновлен диалог русских музыкальных традиций древности и современности.
Преодолевая консервативность мышления “ценителей”, новый стиль в духовной музыке развивался быстро и плодотворно. Композиторы внимательно изучали старинные распевы, пытаясь на их основе выделить принципы гармонизации церковных мелодий.
Предтечами Нового направления были Н.А. Римский-Корсаков и П.И. Чайковский, духовная музыка которых относится еще к пореформенному периоду. Позднее наиболее значительные силы музыкантов сосредоточились в стенах московского Синодального училища, поэтому храмовую музыку “серебряного века” нередко называют “школой Синодального училища”. Среди московских композиторов, принадлежавших к Новому направлению, были А. В. Никольский, Вирт. С. Калинников, М. М. Ипполитов-Иванов, В. И. Ребиков, Н. С. Голованов и др. В Петербурге крупнейшими его представителями были Н. Н. Черепнин и С. В. Панченко.
Стиль сочинений композиторов Нового направления остается малоизученным.
А.В. Преображенский, стоявший у истоков школы Синодального училища, в работе “Культовая музыка в России” указывает следующие черты Нового направления:
  • I- приложение к церковно-музыкальной композиции приемов народного музыкального мышления и опыта национальной композиторской школы;
  • трактовка древнего распева не как материала для обработки (точнее -просто гармонизации), а как музыкальной темы, служащей основой для музыкальной композиции;
  • раскрепощение фактуры, гармонии, ритма, высвобождение этих компонентов из-под диктата “школьных” норм, поиск новых средств, соответствующих истинному характеру древнего богослужебного пения;
  • возвращение к церковному Уставу, предписываемым им правилам соблюдения певческих традиций, вызвавшее, в частности, привнесение в хоровую ткань оригинальных приемов. В их числе - “хоровая инструментовка” - самобытный стиль нового хорового письма.
Мотивы, по которым русские композиторы обращались к духовным жанрам, были различны - от внутренних религиозных установок до чисто эстетических предпочтений. И все же никогда ранее со времен Древней Руси в музыке не звучал столь полнокровно и прекрасно голос православной “русской идеи”, отражающий самую суть русской духовности.
Сегодня мы будем знакомиться с творчеством русских композиторов А .Д .Кастальского, П. Чеснакова , Г , А .Т . Гречанинова .(слайд № 4)
Творчество А. Д. Кастальского
Александр Дмитриевич был признанным главой “школы Синодального училища. О родился в Москве 16 ноября 1856 г. в семье протоирея Д. И. Кастальского. В 1875 г. будущий композитор поступил в Московскую консерваторию, которую он и не закончил. В 1881 г. Кастальского призвали в армию; после возвращения со службы он занимался педагогической и хормейстерской деятельностью. В октябре 1887 г. по рекомендации П.И. Чайковского, в классе которого будущий композитор осваивал теорию музыки, Кастальский был приглашен в качестве преподавателя фортепиано в московское Синодальное училище. Позднее он стал регентом Синодального хора.
По складу своего дарования Кастальский был прирожденным творцом хоровой музыки. Особенно плодотворным оказался для него период с 1896 по 1906 г.
Кастальский не был сторонником сохранения старины в неизменном виде. Он не признавал и другой крайности - “осовременивания” церковной музыки, приближения ее к светским общественным запросам. Истина виделась в ином: при сохранении мелодической основы старинных распевов найти новые, соответствующие им по красоте средства гармонизации. В композиторском “прочтении” стихир, тропарей в честь Рождества Христова, Богоявления, Великой Субботы и других праздников Кастальскому удалось создать эти новые приемы. Подобно художнику, смывающему со старинной почерневшей иконы поздние наслоения, он пытался раскрыть в своем творчестве забытые пласты древнего православного искусства - знаменные, болгарские, сербские, греческие распевы.
В 1897 и 1898 гг. Кастальский написал довольное большое количество произведений, избрав основой тексты центральной части литургии -евхаристического канона, а также редко используемые тексты панихиды. Среди них такие прекрасные сочинения, как “Милосердия двери отверзи нам”, “Дева днесь”, “С нами Бог”, “Милость мира” № 2, “Бог Господь”, /“Хвалите Имя Господне” / (слайд № 5) и тропари в Великую Субботу на утрени, Старо-Симоновская “Херувимская”, “Со святыми упокой” и “Сам Един еси бессмертный”. Эти произведения оказали огромное влияние на формирование принципов Нового направления, на творчество младшего поколения композиторов этой школы.
Одним из лучших творений Кастальского считается икос панихиды “Сам един еси бессмертный”. Особенно сильное впечатление производят последние строки сочинения, когда при словах “Надгробное рыдание творящее песнь: аллилуйя” музыка тихо угасает, остается лишь чистый голос мальчика-альта.
Предреволюционное десятилетие было отмечено интенсивной работой композитора над двумя крупными произведениями - оперой “Клара Милич” и реквиемом “Братское поминовение”, в музыке которого использованы песнопения различных национальных культур и исторических эпох
Реквием создавался в разгар первой мировой войны. Он был задуман как грандиозное театральное хоровое действо. На сцене предполагалось изобразить городскую площадь, по сторонам которой видны входы в католический костел, русский храм и английскую церковь, где идет торжественная церемония поминовения. Текст Реквиема написан на нескольких языках: католический кардинал поет на латыни, английская служба ведется на английском языке. В “Поминовении” есть сольные арии английской и итальянской сестер милосердия, хор русских крестьянок, японская религиозная процессия, пение гимна Индры -индийского божества, принимающего в свое лоно воинов, павших на поле брани. В богослужебном действе должны были участвовать части союзных России войск. В музыку включены заупокойные мотивы - русские, польские, сербские, английские, румынские, греческие, португальские. Со стороны азиатских войск слышны звуки японских и индусских мотивов. Вдали располагались рыдающие жены и матери. В финале провозглашается вечная память, раздаются залпы салютов. На фоне перезвона колоколов в музыке наступает возвышенное просветление
“Хвалите Имя Господне” Кастальского - свободная гармонизация подлинного сербского напева. По стилю обработки она перекликается с песнопением Чайковского “Блажен муж”, но более скромная по масштабам, что прежде всего обусловлено текстовым источником. Характер песнопения открытый, жизнерадостный и праздничный, так как им начинается самая торжественная часть утрени, и в это время в храме возжигаются все светильники. Хоровая фактура кружевная, виртуозная, с большим динамическим развитием от начала до заключительной “Аллилуйи”. Исполнение хвалебных стихов должно быть легким, блестящим, без напряжения и крикливости. Произведение А. Д. Кастальского очень короткое, поэтом в концертах его обычно соединяют с другим контрастным сочинением композитора “Тебе поем” из “Литургии”, причем пели их без перерыва, по принципу “прелюдии и фуги”. И хотя в служебной практике эти песнопения никогда не исполняются вместе, со сцены это звучало вполне оправдано благодаря их музыкальному и смысловому единству.
Творчество П.Г.Чеснокова
Павел Григорьевич Чесноков
(1877-1944) окончил Синодальное училище в 1895 г. и с этого времени связал с “синодалами” свою творческую судьбу, став преподавателем училища и регентом. Для знаменитого хора Синодального училища он написал свои лучшие произведения. В 1917 г. Чесноков окончил московскую консерваторию по классу свободного сочинения С.Н. Василенко. Ранее занимался по композиции у СИ. Танеева и М.М. Ипполитова-Иванова. Дальнейшая судьба П. Чеснокова характерна для поколения композиторов “серебряного века”.
“Приводя себе на память Ваши певческие труды, оглядываясь на пройденный Вами перед нашими глазами авторский путь, мы сознаем, какое духовное богатство Вы оставили в Ваших творениях, -в них есть и глубокое переживание христианской радости Воскресения Христова (Пасхальные часы), в них есть и мощный гимн Богу-Творцу (Предначинательный псалом), и трогательная слезная молитва (Тропарь ради Смоленской иконы Божьей Матери), в них есть подлинная красота православной церковной музыки (Херувимская -трио с хором)... Ваш талант определяет целую самостоятельную эпоху православной духовной русской музыки”, -такой оценки в 1928 г. удостоился П. Чесноков в прощальном благодарственном письме прихожан храма Василия Великого в Москве, где он много лет руководил церковным хором. Композитор покидал храм не по своей воле. Преподавание в /^ Московской консерватории, где он работал с 1920 г., и служба в церкви стали в советские времена несовместимы`.
П. Чесноков - автор свыше 500 хоровых сочинений, как церковных, так и светских. Его духовные композиции выдержаны в традициях Нового направления и основаны на древнерусских источниках. Они отличаются возвышенной чистотой, благородством и православной духовностью. Наибольшую известность приобрели сочинения композитора, написанные с 1911 по 1915 г. Среди них Херувимская песнь (напев Софрониевой пустыни) (слайд № 6) “Милость мира. Тебе поем” (знаменного распева), “Да молчит всякая плоть”, Ангельский собор (знаменного распева), воскресные тропари и др.
“Приидите, ублажим Иосифа” П.Г.Чеснокова — стихира при целовании плащаницы, повествующая об Иосифе Аримафейском, который, по преданию, попросил у Пилата позволения снять с креста тело Христа и похоронить его. В песнопении излагаются предшествующие события (предательство ученика, страдания Матери) и предсказывается будущее воскресение Спасителя. Текстуально стихира делится на три периода:
  1. обращение к слушателям стихиры;
  2. в риторических выражениях передаются просьба Иосифа к Пилату и; причитания стоящей у креста матери Иисуса ;
  3. прославление страданий Христа
Повествовательный характер текста определил эпико-драматический характер произведения П.Г.Чеснокова, где монументальная картинность передает внутреннее состояние души человека, его чувства и переживания. Музыкальный язык сочинения необычайно экспрессивный и обостренный. Скорбная интонация тритона пронизывает всю хоровую фактуру от первого до последнего такта. Очень выразительны нисходящие и восходящие последования терпких септаккордов, отождествляемые с выражением просьбы и плача (“даждь ми”, “увы”) и служащие своеобразной лейттемой песнопения:
Выразительны и многозначны многочисленные паузы и остановки. Произведение сложно, во-первых, своей эмоциональной насыщенностью, меру которой необходимо точно определить во избежание “слащавости” и “сентиментальности” исполнения; во-вторых, необходимостью создания убедительной трактовки, способной объединить большой и несколько однообразный музыкальный материал в непрерывное драматическое развитие.
Творчество А.Т.Гречанинова
Открытие хорового наследия Александра Тихоновича Гречанинова (1864-1956) также состоялось сравнительно недавно, когда Петербургская хоровая капелла под управлением известного дирижера В.А. Чернушенко спела хоровой цикл “Страстная Седмица”. Справедливости ради отметим, что имя Гречанинова вовсе не было под запретом. Композитор упоминался (правда, вскользь) в книгах и учебниках. Неоднократно переиздавались его детские фортепианные пьески. Однако большинство духовных произведений мастера, а также музыка, написанная Гречаниновым в эмиграции, не были известны даже специалистам. Поэтому для большинства слушателей Гречанинов представлялся композитором малоинтересным, а посему заслуженно забытым.
Между тем Гречанинов - один из основоположников (наряду с А.Д. Кастальским) Нового направления в русской духовной музыке. В его творчестве переплелись традиции XIX в. и новые установки школы Синодального училища. Тяготея к сценическим жанрам, композитор отдал дань как крупной эпической оперной форме (“Добрыня Никитич”), так и импрессионистской музыкальной драме (“Сестра Беатриса”). Однако наиболее ярко его одаренность проявилась в сфере духовной музыки, которую Гречанинов писал с конца XIX в. до середины XX в. Большая часть духовных произведений, созданных в России, раскрывает стремление композитора воплотить не форму, а содержание древнерусских распевов, вникнуть в самую суть духовных песнопений.
Гречанинов родился 13 октября 1864 г. в простой русской семье. Родители композитора за год до рождения мальчика перебрались в Москву из маленького провинциального городка Перемышля.
Профессиональные музыкальные занятия будущий композитор начал поздно, но успел поучиться у таких корифеев Московской консерватории, как В.И. Сафонов, А.С. Аренский, СИ. Танеев. Окончил же Гречанинов Петербургскую консерваторию в возрасте 29 лет у Н.А. Римского-Корсакова.
Жизнь Гречанинова была долгой, и судьба его не раз делала крутые повороты. С 1896 г. он вновь стал жить в Москве. Композитор написал музыку к знаменитым спектаклям Художественного театра “Царь Федор Иоаннович”, “Смерть Иоанна Грозного”. Наибольший успех у публики и критики имела его музыка к сказке А.Н. Островского “Снегурочка”, где Гречанинов с честью выдержал невольное сравнение с опусами П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова. Тогда же началась его педагогическая карьера как учителя музыки. Гречанинов работал в музыкальных школах, в том числе в школе Гнесиных. Среди его сочинений появляются детские пьесы и детские оперы: “Елочкин дом”, “Теремок”, “Кот, петух и лиса”. В 1903 г. на сцене Большого театра прозвучала опера “Добрыня Никитич”, весьма понравившаяся публике. Стали популярными романсы Гречанинова на стихи Пушкина, Тютчева, Блока, Вяч. Иванова... Постепенно он вошел в число известных московских композиторов. Самой яркой и значительной областью творчества Гречанинова была церковная музыка. Среди его духовных сочинений четыре литургии, Всенощное бдение, шесть месс, цикл “Страстная Седмица”, кантаты, мотеты, арии, псалмы.
Позднее появились хоры “Воскликните Господеви” и “Волною морскою”. Летом 1902 г. была написана “Литургия св. Иоанна Златоуста” № 2. Исполненная в концерте духовной музыки в зале Дворянского собрания, она имела большой успех.
Вершиной духовной музыки Гречанинова является литургический цикл “Страстная Седмица” (1912), состоящий из тринадцати частей, созданных на тексты песнопений Страстной недели (от понедельника до субботы). Тексты объединены идеей “предожидания” великого праздника Пасхи. В музыке сочинения сплелись интонации древнерусских распевов с колоритом, рожденным под влиянием экстатической образности и утонченного лиризма искусства “серебряного века”. Кульминацией цикла стал его монументальный финал.
Хоровая музыка была естественной творческой стихией Гречанинова. И все же, написав две литургии, “Страстную Седмицу”, Всенощную, сложные хоры, в то числе “Внуши, Боже, молитву мою” (слайд № 7), он, по его собственным словам, исчерпал технические средства, какие мог дать хор a capella. Ему захотелось расширить выразительные возможности церковной музыки, соединить человеческий голос со звучанием оркестра.
Первым из таких произведений, ознаменовавших поворот к инструментализму в церковной музыке, был псалом в сопровождении симфонического оркестра. Позднее композитор дополнил псалом другими хорами, составив таким образом кантату “Хвалите Бога”, с большим успехом исполненную в 1915 г. в Москве и Петербурге. С этого сочинения начинается новый этап в творчестве Гречанинова, этап, который можно было бы назвать “музыкальным экуменизмом”1.
Композитор никогда не относился к числу музыкантов, замыкавшихся на чисто творческих проблемах. Политические события февраля 1917 г. чрезвычайно его взволновали. Весть о Февральской революции и конце монархического режима Гречанинов, как и большая часть российской интеллигенции воспринял с энтузиазмом. Творческим откликом на эти события стал “Гимн Свободной России”, написанный Гречаниновым. Первую поэтическую строчку композитор взял из стихотворения Ф.К. Сологуба, а весь остальной текст по его просьбе сочинил К.Д. Бальмонт.
Одним из замечательных сочинений Гречанинова является “Демественная литургия”, написанная в том же 1917 г. для голоса с клавишным инструментом. Древнее название “демественная” означает здесь “домашняя”. Рождение “Демественной литургии” было связано с идеей создания церковной музыки для домашнего музицирования, а в широком смысле - идеей приобщения народа “к настоящему высокому искусству”.
Композитор сочинял эту литургию осенью 1917 г., в страшные дни восстания в Москве. “Горьковатость музыки "аллилуйя" в запричастном стихе, не соответствующая, может быть, значению этого слова, и объясняется ужасными переживаниями, связанными с этой эпохой”, - писал Гречанинов. И далее: “Большевики победили. Начинается жизнь нищенская, полная всевозможных лишений. Жизнью даже назвать нельзя период тогдашнего нашего злосчастного существования”.
В 1925 г. Гречанинов эмигрировал из России. Разрыв с Родиной был болезненным; в его письме 1930 г. композитор признавался: “Временами у меня тоска невыносимая по Родине, по близким; кажется, бросил бы все и, несмотря ни на какие благоразумные соображения, прикатил бы в Москву”
В нашем городе существует ансамбль духовной музыки “ Светилен” ,который занимается просветительской деятельн
История создания ансамбля (слайд № 8)
Идея создания ансамбля духовной музыки возникла в декабре 1990 года у председателя общества русской культуры г.Сургута Екатерины Владимировны Лоншаковой и настоятеля Свято –Никольского храма священника о. Виктора (Райша ). Создавался ансамбль с целью изучения духовно-певческого наследия, участия в обрядах православного храма и ведения просветительской концертной деятельности.
Создание коллектива предложили выпускнице Уральской государственной консерватории Елене Алексеевне Пахнюк. Первоначально коллектив состоял из шести певцов ,преподавателей детско...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.01.03 | Просмотров: 1361

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340