Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Нестандартные приемы развития устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Нестандартные приемы развития устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы


Автор(ы): Арбузова Светлана Леонидовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Одна из важнейших задач учителя русского языка и литературы – обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими развития критического мышления. Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, узнать о нем больше.
Урок развития речи по русскому языку в 6 классе “Души своей открою тайники…” был проведен в форме исследования. В исследовательской деятельности, которую я предложила детям, они сравнивали, находили решение, выбирали, обобщали и, наконец, делали вывод. Для решения этих задач требовалось коллективное обсуждение, выдвижение предложений и их проверка.
При составлении плана урока учитывала психологические особенности детей данного возраста. В возрасте 10–12 лет у детей начинают вырабатываться собственные взгляды, собственное мнение, осознание своего личного отношения к миру. Возникает потребность в рефлексии (размышлении), которая преображает и познавательную деятельность, и характер отношений с окружающим миром и с самим собой. Рефлексия является особо значимым этапом, так как именно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь приобретенной информации. Поэтому итогом учебной деятельности детей на уроке стала письменная творческая работа – создание странички личного дневника.
Жизненные впечатления рождают переживания, а значит любое лирическое произведение – рефлексия.
Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии, можно назвать синквейн. Синквейны полезны ученику в качеству инструмента для обобщения сложной информации. Учителю – в качестве среза, оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Этот прием был использован при изучении рассказа В.Солоухина “Мститель”. Предлагаю эти два урока вашему вниманию.
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Солоухина “Мститель”
6 класс

Цель урока:
  1. Формировать навыки по анализу текста художественного произведения.
  2. Развивать устную и письменную речь учащихся.
Задачи:
  1. В процессе анализа художественно-изобразительных приемов выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев.
  2. Закреплять умение собирать материал для характеристики героя.
  3. Развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность школьников, умение оценивать художественное произведение.
Средства обучения:
Проблемный вопрос: От чего зависит окончательное решение героя отказаться от мести?
Памятка “Как написать синквейн”. Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это стихотворение из пяти строк.
Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.
Ватман и фломастеры.
Проведение урока.
  1. Вступительное слово учителя.
День еще только начался, но припомните, не обидел ли вас кто-нибудь. А вы никого не обидели?
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Вы к словам проявляйте терпенье.
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
(М.Матусовский)
Как часто случается, что оскорбление человека, жестокость могут послужить причиной возникновения конфликта и вызвать ответную реакцию – месть.
Психологи утверждают, что существует три способа разрешения конфликта:
  1. Промолчать и подавить в себе отрицательное чувство.
  2. Агрессивно выразить эти чувства.
  3. Высказать свою обиду.
А еще один способ подсказывает художественная литература. Какой – вы скажете в конце урока. Мы должны решить вопрос, от чего зависит окончательное решение героя рассказа отказаться от мести.
  1. Краткая беседа по содержанию рассказа.
  1. Рассказчик.
  2. Витька.
  3. Рассказ.
Представление выполненной работы каждой группой учащихся.
    1. Рассказчик
    2. Обиженный, сомневающийся
    3. Размышляет, прощает, радуется
    4. Хорошо, что не отомстил
    5. “Мститель”
  1. Витька
  2. Доверчивый, находчивый
  3. Обижает, верит, придумывает
  4. С ним всегда интересно
  5. Друг
    1. Рассказ
    2. Поучительный, интересный
    3. Советует, учит, помогает
    4. Буду стараться избегать мести
    5. Притча
После проведения синквейна вопрос первой группе:
  • Что заставило вас так думать о герое?
Вопрос второй группе:
  • Почему подобрали такие характеристики?
Вопрос третьей группе:
  • Как вы относитесь к такому завершению рассказа?
  • Правомерно ли звучит название рассказа “Мститель? Может быть, вас устроил бы другой финал?
  1. Аналитическая работа по тексту рассказа.
Герой-рассказчик называет то, что произошло с ним и его приятелем, “маленьким происшествием”. Действительно ли это происшествие маленькое, незначительное. Давайте детально разберемся в прочитанном. Представьте себя на месте героев.
Перескажите то, что произошло на школьном участке.
  1. От лица рассказчика.
  2. От лица Витьки. (Пересказ)
Что мучает главного героя?
Какие этапы в своих чувствах и рассуждениях проходит “мститель”? Найдите в тексте слова, отражающие эти этапы, и прочитайте их (работа с текстом).
Мы увидели героя рассказа, вашего ровесника, который оказывается в сложной ситуации выбора: отомстить или удержаться от этого желания.
От чего зависит окончательное решение героя отказаться от мести?
  1. Групповая работа (выявление причин, по которым герой отказывается от мести).
  2. Запишите на листе причины, по которым, по вашему мнению, герой отказывается от мести.
  3. Представление результатов групповой работы. Ответ на проблемный вопрос.
  4. Так какой способ разрешения конфликта предлагает автор рассказа? (Высказывания учеников).
  5. Заключительное слово учителя.
  6. Месть или отказ от мести – это выбор, перед которым может оказаться любой из нас. Приходилось ли вам испытывать чувство мести? Это чувство неприятное, хотелось ли вам избавиться от него? Запишите на листочках обиду, которую вы не можете простить (дети записывают свои обиды, затем листочки опускают в сосуд; учитель их поджигает). Пусть вместе с этими листочками сгорят и ваши обиды. Поступайте так всякий раз, когда вновь и вновь желание отомстить будет подкрадываться к вашему сердцу.
  7. Подведение итогов работы на уроке и домашнее задание по выбору
Домашнее задание:
  1. Поделись собственным жизненным опытом: приходилось ли тебе испытать чувство мести? Кому? За что? Что ты ощущал в тот момент? Чем закончилась конфликтная ситуация?
  2. Советы, как избавиться от обиды.
Урок развития речи по русскому языку “Души своей открою тайники…”
6 класс

Цель урока:
  1. Обобщить знания учеников, полученные при изучении типов речи.
  2. Развивать устную и письменную речь.
Задачи:
  1. Пробудить у учащихся потребность в рефлексии.
  2. Учить детей вести дневниковые записи.
  3. Выражать свое душевное состояние с помощью различных изобразительных средств.
  4. Уметь делать выводы.
  5. Анализировать свои поступки.
Средства обучения:
Эпиграф:
День жизни, как живое существо,
Стоит и ждет участья моего.
(Б.Ахмудулина)
Фрагменты дневниковых записей.
Отрывки из произведений русских писателей.
Видеозапись фрагмента урока в 6 классе.
Таблица “Что записывать в дневнике”:
Дневник Что? Типы речи
П.Сагайдачного
И.Бунина
А.Эфрона
Таблица “Средства выражения душевного состояния человека”:
Автор Душевное состояние Средство выражения
М.Ю. Лермонтов
Л.Н.Толстой
И.С.Тургенев
Образец оформления дневника.
Критерии оценки. Отметка “5” ставится, если:
  1. активно участвовал в исследовательской работе,
  2. сумел самостоятельно ответить на вопросы и выполнить задание,
  3. самостоятельно создал страничку дневника.
Отметка “4” ставится, если:
  1. участвовал не во всех этапах исследовательской деятельности,
  2. сумел ответить на два вопроса и выполнить задание,
  3. самостоятельно создал страничку дневника.
Проведение урока.
  1. Фрагмент видеоурока с использованием дневниковых записей.
  2. Постановка целей и задач урока.
  • О чем шла речь на уроке? (Ответ детей: “О дневниках”).
  • А вы хотите узнать, что такое личный дневник и как он ведется?
  • Тогда вас не оставит равнодушными тема нашего урока – “Души своей открою тайники…”
Я постараюсь научить вас вести дневник, передавать свое душевное состояние. Вы увидите, насколько это увлекательно и полезно. А если среди вас уже есть такие, кто ведет личный дневник, прошу их быть моими самыми лучшими помощниками. На время урока я предлагаю всем вам стать настоящими исследователями и постараться найти ответы на следующие вопросы:
  • Что записывать в дневник?
  • Как записывать?
  • Зачем вести дневник?
Итогом работы, надеюсь, станет первая страничка вашего дневника. Свою работу на уроке пусть каждый оценит самостоятельно. Посмотрите, за что вы можете поставить себе отметку “5” и “4” (внимание обращается на критерии оценки). Я уверена, что все вы будете очень стараться и получите только отличные отметки.
  1. Исследовательская работа № 1.
  • Но что же можно записать в дневник?
  • Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к настоящим дневниковым записям. Прислушайтесь к звучащему слову, постарайтесь понять, о чем хотел сказать автор каждого дневникового отрывка.
  • Кто хочет прочесть отрывок из дневника вашего ровесника Пети Сагайдачного?
День сегодня выдался пасмурный и дождливый, с утра небо обложено серыми тучами. Я гордо шагаю по деревне. Корзинку, которую я несу, с другой стороны держит Николай. Затем семенит Мишка, а в конце шествуют два наших спутника: мы идем на рыбалку.
Из всего пятичасового лова я запомнил только то, что мне пришлось переплывать на другую сторону за лодкой, потом мы отсиживались во время дождя под стогом; остальное время я неимоверно мерз. Под конец я так замерз, что выбивал зубами дробь. Но результат налицо: две щуки были торжественно внесены и показаны матери.
  • А теперь обратимся к отрывку из дневника писателя И.А.Бунина.
Я последнее время до того привык видеть в себе одно лишь дурное, что совершенно потерял уважение к себе. Больше того, я стал замечать в себе неприятное чувство ненависти к самому себе. Я ненавижу это дряблое и малодушное существо, у которого начинает стучать сердце, после того как оно взбежит на лестницу или начнет задыхаться от быстрой ходьбы. И я злобно и ревниво слежу за всеми этими проявлениями гнилости и еще больше ненавижу себя. “В здоровом теле – здоровый дух” – и эта истина неопровержима. Трусость, малодушие и бесхарактерность душат меня. Во мне два человека: один живет и ненавидит свои недостатки, а другой гниет и мешает жить первому.
  • И последний отрывок – из дневника дочери русской поэтессы М.И.Цветаевой Ариадны Эфрон.
Моя мать очень странная. Моя мать совсем не похожа на мать. У нее светло-русые волосы, они по бокам завиваются. У нее зеленые глаза, нос c горбинкой и розовые губы. У нее стройный рост и руки, которые мне нравятся.
Она грустна, быстра, любит стихи и музыку. Она пишет стихи. Она терпелива, терпит всегда до крайности. Она сердится и любит. Она всегда куда-то торопится. У нее большая душа, нежный голос, быстрая походка. Она не любит, чтобы к ней приставали с какими-нибудь глупыми вопросами, она тогда сердится.
  • А теперь приступаем к исследовательской деятельности. Обратитесь еще раз к дневниковым записям. Подумайте, сравните и заполните таблицу “Что можно записывать в дневник”. В графе “Что” запишите, что собой представляют дневниковые записи, т.е. о чем рассказывает автор. В последней графе – тип речи. Вспомните, какие вы знаете типы речи.
  1. Подведение итогов исследовательской работы. Заполнение таблицы “Что записывать в дневник”.
На этом этапе урока на доске помещаются карточки эпизод из жизни, характеристика человека, мысли и чувства, описание, рассуждение и повествование.
  • Подведем итог исследовательской работы. Кто сможет дать полный ответ по своей таблице? Кто хочет дополнить?
  • А теперь обобщим ваш опыт. Выберите правильный ответ и с помощью карточек заполните таблицу на доске. Кто хочет выполни...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.01.04 | Просмотров: 1078

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340