Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Упражнения по динамическому чтению на уроках в начальной школе как средство развития внимания, памяти, речи, скорости чтения учащихся
Автор(ы): Мысева Инна Вячеславовна, учитель начальных кассов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В своей работе я использую динамическое чтение, разработанное учителем МОУ «СОШ №10» города Белгорода Н.Л.Быстровой. Это метод, когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов (блоки), т.е. мысли. Это чтение только глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппараты. В начальной школе дети испытывают большую трудность в овладении навыком быстрого чтения. Мешает малое поле зрения, неустойчивое внимание, слаборазвитая оперативная память, проговаривание текстов, неумение ориентироваться в тексте, выделять главное. Поэтому, для развития поля зрения использую упражнение с числовыми таблицами Шульте, на которых числа записаны вразброс. Ученики смотрят в центр квадрата, указывая числа по порядку обратной стороной ручки. Это задание на время. Для развития внимания и памяти на уроках я использую такие упражнения, как «фотографирование» картинок, цифр, слов, игры на нахождение лишнего слова, пересказ ранее прочитанных текстов, подчеркивание в тексте 1 буквы в течение 5 минут (для 1-2 классов) и 2-3 букв разными линиями (для 3-4 классов), заучивание четверостиший, загадок, скороговорок. На своих уроках я использую многократное чтение. Это чтение, которое повторяется не менее 3-4-х раз. Повторяется один и тот же текст, стихотворение, предложение. Это упражнение помогает вырабатывать повышенный темп чтения, а чтение с постановкой логического ударения работает на выработку выразительного чтения. В конце первого – начале второго класса я начинаю использовать такие упражнения, как чтение – «спринт», «разведка», «финиш», «молния». Здесь ученики на максимальной скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, чтобы исключить проговаривание. Применяю чтение со смысловой догадкой, под стук указки в заданном мной темпе. Данные упражнения помогают вырабатывать беглое чтение и, в то же время, развивают речь детей, т.к. после каждого упражнения даются вопросы по прочитанному или другие задания. Часто в конце урока я предлагаю ребятам спеть песню. Но не как на уроках музыки - на слух, а именно по напечатанным текстам. Это так же способствует выработке быстроты чтения. Приведу пример урока чтения во 2 классе по теме: «Э. Н. Успенский. Чебурашка.», где используются перечисленные мной упражнения по динамическому чтению. Цели урока: 1.Продолжить работу над произведениями Э. Успенского. 2.Развивать умение работать над текстом; развивать внимание, речь учащихся, навык беглого чтения. 3.Воспитывать интерес к предмету. Оборудование для учащихся: 1. Учебник «Родная речь» для 2 класса / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. – М.: Просвещение, 2006. 2. Числовые таблицы Шульте. 3. Таблицы слов. 4. Тексты песни «Голубой вагон». 5. Разноцветные кружки. Оборудование для учителя: 1. Книги Э.Успенского. 2. Магнитофон и кассета с записью песен «Пусть бегут неуклюже», «Голубой вагон». 3. Анаграммы слов. 4. Карточки со словами для «фотографирования». Ход урока. 1.Организационный момент (проверка готовности к уроку). 2.Разминка. - Подготовим глаза, язык и губы к чтению: 1)Числовые таблицы Шульте. 5 | 15 | 9 | 17 | 1 | 12 | 25 | 19 | 6 | 23 | 21 | 8 | 4 | 11 | 3 | 18 | 20 | 14 | 24 | 16 | 2 | 10 | 22 | 7 | 13 | 2) Таблицы слов. мышка вилка марка норка жарко зайка кошка чайка щетка речка ранка | миска палка кукла корка жалко цапля чашка шишка ветка нитка тыква | шарик дятел ветер голубь домик тополь корень лагерь повар молот парус | внуки грузы школа флаги слива двери груша клещи крылья парта стенка | - чтение под стук указки по столбикам, - « змейкой». 3) Многократное чтение (с доски): Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят. -ознакомительное чтение, -убыстренное чтение, -с постановкой логического ударения, -чтение в темпе скороговорки. Физминутка для глаз (вращение по кругу, движение вверх – вниз, влево – вправо и т.д.) 3.Проверка домашнего задания. Стихи Э. Успенского: 1) «Если был бы я девчонкой» - наизусть 2 ученика. 2) «Рыболов» - дети читают по две строки парами. 3) «Над нашей квартирой» - отвечают на вопросы: - Кто нам не давал спать и почему? - Кто живет над собакой? - Кто не дает спать кошке? - Почему мышка не спит? - Кто обидел тучи? 4) «Память» - чтение скороговоркой. Физминутка «Нос - указка» (носом дети указывают на предметы, находящиеся в разных местах класса). 4.Актуализация опорных знаний. - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Э. Успенского. Какие произведения написал Э. Успенский, узнаем по отрывкам. ( Подготовленный ученик читает отрывок, все называют произведение) «Дядя Федор, кот и пес». «Крокодил Гена и его друзья». «Про Веру и Анфису». (Показ книг) 5. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. «Погружение» в урок. - О ком мы будем читать на уроке, узнаете из стихотворения- загадки: Он дружок зверям и детям. Он - живое существо. Но таких на белом свете Больше нет ни одного. Потому что он не птица, Не котенок, не щенок, Не волчонок, не сурок. Но заснята для кино И известна вам давно Эта милая мордашка, И зовется… (Чебурашка).<...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.01.05 | Просмотров: 976
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|