Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Исследование пищевых продуктов - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Исследование пищевых продуктов


Автор(ы): Новоселова Наталья Васильевна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: практическая работа, 2 часа.
Основной вид деятельности: самостоятельная групповая работа.
Цель: закрепление и обобщение знаний по темам “Жиры”, “Углеводы”, “Белки”.
Задачи:
  1. Расширение и углубление представлений о свойствах органических высокомолекулярных соединений, их роли в природе и жизнедеятельности живых организмов.
  2. Формирование и развитие практических умений обращаться с веществами и лабораторным оборудованием.
  3. Развитие умения самостоятельно добывать знания, работая с текстом.
  4. Осуществление взаимосвязи химических знаний с повседневной практической жизнью.
  5. Воспитание творческой мысли, инициативы, самостоятельности, умения пользоваться знаниями в активной форме.
Методы: частично-поисковый, исследовательский, творческий
Реактивы и оборудование:
  • I вариант: образцы яичного белка, муки, желатина, мяса;10%-ный раствор NaOH, 1%-ный раствор CuSO4, вода, раствор крахмала, раствор йода, раствор KMnO4, водный термометр, спиртовка, пробирки
  • II вариант: семена подсолнечника, мёд, дихлорэтан, раствор препарата “ Фестал”, дистиллированная вода, раствор сульфата аммония, раствор HCl, раствор йода, растворы NaOH и CuSO4,бумажный фильтр, ступка и пестик, водный термометр, спиртовка, пробирки
  • III вариант: сахар, вода, лимонная кислота, образцы яичного белка, желатина, мяса, растительного масла, вода, спирт, бензин, дихлорэтан, конц. азотная кислота водяная баня, спиртовка, колба, пробирки.
  • IV вариант: образцы яичного белка, картофеля, риса, хлеба, раствор йода, раствор крахмала, раствор нитрата серебра, спирт, раствор HCl, раствор KMnO4, тетрахлорметан, спиртовка, пробирки.
Урок проводится после изучения данных тем и может служить контрольной, зачетной работой. Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека заранее, для того чтобы рациональнее организовать свою работу, т. к. опыты с органическими веществами требуют много времени. Для ответов на вопросы можно пользоваться дополнительной литературой.

Основные этапы урока:

I.Организационный момент.

Постановка целей и задач урока, правила техники безопасности при проведении химического эксперимента (вводное слово учителя).

II. Работа учащихся в группах.

Образцы заданий для групп учащихся

I вариант
Проведите эксперименты:
1) Биуретовая реакция
К 0,5 мл раствора белка или образцу белковой ткани добавьте столько же 10%-ного раствора гидроксида натрия и несколько капель 1%-ного раствора сульфата меди(II).
Проведите опыт с раствором яичного белка, мукой (несколько раз муку смешайте с водой и профильтруйте для отмывания крахмала), желатином, мясом (предварительно измельчите).
Опишите наблюдаемые явления. Сделайте вывод о составе предложенных продуктов. Для какой группы атомов в составе белка характерна биуретовая реакция?
2) Ферментативный гидролиз крахмала под влиянием амилазы слюны
К 3 мл 1%-ного раствора крахмала добавьте 3 мл раствора фермента (наберите в рот глоток воды и подержите в течение минуты), поставьте пробирку в стакан с теплой водой (37о) на 15-20 минут. Затем разделите содержимое пробирки на две части. В первой части открывайте крахмал (добавьте каплю раствора йода), во второй - восстанавливающие низкомолекулярные углеводы - глюкозу и мальтозу (получите осадок гидроксида меди( II) путем сливания растворов гидроксида натрия и сульфата меди(II); к полученному осадку добавьте несколько капель исследуемого раствора и каплю концентрированного раствора гидроксида натрия; нагревайте над пламенем спиртовки до появления изменений)
Опишите наблюдаемые явления. Запишите схему реакции гидролиза крахмала. Сделайте вывод о составе этого полисахарида и о полноте проведения гидролиза по результатам опытов в двух пробирках. Какой физиологический процесс демонстрируется в данном эксперименте?
3) Реакции непредельных жиров (масел)
В пробирку налейте 2 мл растительного масла, добавьте несколько капель раствора перманганата калия и встряхните. Испытайте таким образом подсолнечное, оливковое масла и рыбий жир.
Опишите наблюдаемее явления. Сделайте вывод о составе предложенных образцов жиров.
Ответьте на вопросы:
  1. Почему в хлебе много “ дырочек”, пор? Опишите физические и химические процессы, протекающие при выпечке хлеба. (см. раздел “ Углеводы”)
  2. Почему прогоркание не грозит маргарину? (см. раздел “ Жиры)
II вариант
Проведите эксперименты:
1) Экстрагирование жиров
В колбу поместите 2-3 грамма тонко измельченных в ступке семян подсолнечника, прилейте 25-30 мл дихлорэтана, закройте пробкой. Встряхивайте колбу время от времени в течение 40 минут. Полученный раствор масла отфильтруйте.
Опишите наблюдаемые явления. Сделайте вывод о растворимости жиров и способах их извлечения их продуктов питания.
2) Ферментативный гидролиз белков
В две пробирки налейте по 1 мл раствора белка. В первую добавьте 1 мл дистиллированной воды, во вторую -1 мл раствора фермента (раствор лекарственного препарата “Фестал”). Поставьте пробирки на 20 -30 минут в тёплую воду (30-37о). Через 30 минут добавьте в обе пробирки по 2 мл раствора сульфата аммония (вещество, вызывающее осаждение белка в осадок).
Опишите наблюдаемые в двух пробирках явления, сделайте вывод. Запишите схему реакции гидролиза белков. Какой физиологический процесс демонстрируется в данном эксперименте?
3) Исследование мёда
Мёд - сложный пищевой продукт, углеводная часть которого представляет собой смесь продуктов гидролиза сахарозы и саму сахарозу. Зрелый мёд должен содержать фруктозу и глюкозу. Поддельный мёд содержит крахмал, мел муку, сахар и ряд других веществ.
Приготовьте раствор 1:1 предложенного вам образца меда, разделите его на 3 пробирки. В первую добавьте 2-3 капли раствора соляной кислоты, во вторую-1-2 капли йода, в третью- свежеприготовленный осадок гидроксида меди (II) и нагревайте до образования кирпично-красного осадка.
Опишите наблюдаемые в каждой пробирке явления. Сделайте вывод о наличии карбонатов, крахмала, глюкозы в предложенном образце мёда.
Ответьте на вопросы:
  1. Почему жиры портятся при хранении? (см. раздел “ Жиры”)
  2. Почему при тепловой обработке мяса и рыбы происходит уменьшение массы готового продукта? (см. раздел “ Белки”)
III вариант
Проведите эксперименты:
1) Получение искусственного мёда
К 100 мл водного раствор...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.01.05 | Просмотров: 842

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340