Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Игра Мир физики
Автор(ы): Хохлов Валерий Георгиевич, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи: - обобщение и углубление изученного материала в области физики за среднюю школу,
- развитие познавательных и творческих способностей, умение самостоятельно пополнять знания.
Раздел: преподавание физики Оформление кабинета: 1. Над доской плакаты со словами: Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно. Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – это самый благородный; путь подражания – это самый легкий; путь личного опыта – это самый тяжелый. Конфуций То, что мы знаем, – ограниченно, а то, чего мы не знаем, – бесконечно. Лаплас. Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого. Рокфеллер Д. 2. Портреты: Аристотель. Архимед. И. Ньютон. Г. Галилей. Х. Гюйгенс. М. Фарадей. Х. Эрстед. Э. Резерфорд. М. Склодовская-Кюри. М. Ломоносов. Г. Герц. А. Ампер. А. С. Попов А. Сахаров. Оборудование: магнитофон, нитяной маятник, секундомер. Участники: - ведущий – учитель физики;
- счетная комиссия – три ученика 10 класса;
- две команды учеников 11 класса (по 6–8 человек).
Урок-игра проходит в кабинете физике. Для проведения игры необходимо игровое табло и игровое поле. Победителем станет команда, которая наберет больше баллов. Особо отмечены будут следующие качества: - оригинальность,
- глубина ответа.
В игре четыре раздела: 1. Механика. 2. Молекулярная физика. Термодинамика. 3. Электродинамика. 4. Оптика. Квантовая и ядерная физика. Каждый раздел состоит из 10 вопросов. Игровое поле: “Мир физики” Вопросы | Механика (баллы) | Молекулярная физика. Термодинамика (баллы) | Электродинамика (баллы) | Оптика Квантовая и ядерная физика. (баллы) | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 7 | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 | 4 | 4 | 4 | 4 | 9 | 5 | 5 | 5 | 5 | 10 | 5 | 5 | 5 | 5 | ХОД ИГРЫ Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Приветствую всех собравшихся в этом классе. Важно каждому из Вас в ходе игры показать свои знания по физике. Механика 1. Камень брошен из окна второго этажа с высоты 4м и падает на расстоянии 3м от стены дома. Чему равен модуль перемещения камня? 1. 3 м 2. 4 м 3. 5 м 4. 7 м Ответ: 3. 2. Генри Кавендиш провёл измерение G-гравитационной постоянной. Этот научный факт позволяет определить… 1. …масса Земли 2. …период вращение Земли вокруг Солнца. 3. …период вращение Земли вокруг своей оси. 4. …расстояние от Земли до Солнца. Ответ: 1. 3. Какое из значений для КПД наклонной плоскости, полученные учащимися при выполнение лабораторной работы, является заведомо неверным. 1. 1,5 2. 0,75 3 . 0,60 4. 0,33 Ответ: 1. 4. Если массу груза уменьшить в 4 раза, то период колебания груза на пружине… 1. …увеличится в 4 раза 2 . …увеличится в 2 раза 3. …уменьшится в 2 раза 4. …уменьшится в 4 раза Ответ: 3. 5. Уравнение зависимости проекции скорости движущего тела от времени: uх = 2+3t(м/с) Каково соответствующее уравнение проекции перемещения тела? 1. rх = 2t + 3t2 (м) 2. rх = 1,5t2 (м) 3. rх = 2t + 1,5 t2(м) 4. rх = 3t+ t2(м) Ответ: 3. 6. Задача о двух лодках. К пристани на озере приближаются две одинаковые лодки. Оба лодочника подтягиваются с помощью веревки. Противоположный конец веревки первой лодки привязан к тумбе на пристани; противоположный же конец веревки второй лодки находится в руках матроса на пристани, который также тянет веревку к себе. Все трое прилагают одинаковые усилия. Какая лодка причалит раньше? Ответ: Обе лодки подтягиваются с равной силой и причалят одновременно. 7. Какой свет светофора введен только потому, что существует инерция? Ответ: Желтый. Он предупреждает водителя о необходимости затормозить машину, иначе она вследствие инерции не остановится у светофора. 8. Шерлок Холмс с любопытством рассматривал нож. – Посмотрите, Ватсон, на нож и объясните, почему, когда режут хлеб или мясо, то двигают нож взад-вперед, а когда режут сыр или масло, то только давят на нож? Что ответил Ватсон? Ответ: Движение ножа взад-вперед связано с тем, что чем острее нож, тем легче им резать. Когда на нож просто давят, то его режущим сечением является сечение, перпендикулярное ножу. Когда нож движется, его режущее сечение наклонное и более острое. Чтобы разрезать сыр или другие вязкие продукты, на нож приходится просто давить. Сила трения между поверхностями сыра и ножа велика, поэтому нож двигать трудно. 9. Назовите фамилию ученого. Древнегреческий философ и ученый, учился в академии Платона в Афинах, у царя Македонии Филиппа был воспитателем его сына Александра (будущего полководца), в Афинах основал свою школу – перипатетиков, в своих трактатах изложил свои представления о природе и движении. Ответ: Аристотель. 10. Назовите фамилию ученого. Английский ученый, создатель классической механики, сформулировавший ее четыре закона, разработал дифференциальное и интегральное исчисление, развил корпускулярную теорию света, сконструировал телескоп-рефлектор (зеркальный), исследовал интерференцию и дифракцию света, создал физическую картину мира, которая длительное время господствовал в науке. Ответ: Исаак Ньютон. Молекулярная физика. Термодинамика 1. Кто из учёных экспериментально определил скорость атомов вещества? 1. Архимед 2. Ньютон 3. Штерн 4. Резерфорд Ответ: 3 2. Температура кипения воды по шкале Кельвина равна… 1. …0 К. 2. …100 К. 3. …273 К. 4. …373 К. Ответ: 4 3. Давление газа при его нагревание в закрытом сосуде увеличивается. Это можно объяснить увеличением… 1. …концентрации молекул. 2. …расстояния между молекулами. 3. …средней кинетической энергии молекул. 4. …средней потенциальной энергии молекул. Ответ: 3 4. Внутренняя энергия увеличится, если... 1. …гирю поднять на 2 м. 2. …гирю нагреть на 2 ? С. 3. …увеличить скорость гири на 2 м/с. 4. …подвесить гирю на пружине, которая растянется на 2 см. Ответ: 2 5. При таянии льда температура системы “лёд – талая вода” не меняется. В этом процессе внутренняя энергия этой системы… 1. …не изменяется. 2. …повышается. 3. …понижается. 4. …может повышаться, а может понижаться. Ответ: 2 6. Согласно II закону термодинамики… А)…теплота самопроизвольно не может переходить от более холодного тела к более нагретому. Б)…нельзя создать тепловой двигатель, с помощью которого можно полностью превратить в энергию, полученную от нагревателя, в механическую работу. В)…КПД теплового двигателя всегда меньше 100%. 1. Только а) 2. Только б) 3. Только в) 4. а), б) и в). Ответ: 4 7. Модель идеального газа нельзя использовать… А)…при температурах, близких к абсолютному нулю; Б)…при высоких давлениях. 1. Толька А) 2. Только Б) 3. Всегда можно использовать. 4. Ни А) ни Б) Ответ: 4 8. Уважаемый Холмс, – обратился хозяин к гостю, – я прочитал в одной из вечерних газет, что в России есть большие пространства, где зимою столбик ртути в термометрах падает до отметки –79°С ? Правда ли это? – Вы что-то напутали, – сказал Шерлок Холмс. Что напутал хозяин? Ответ: Ртутный термометр может измерять температуры до – 39 градусов С, так как при более низких температурах – ртуть становится твердым веществом. 9. Родился в немецкой семье, во Франции. Получил образование в Германии, сначала в Аугсбурге, а затем Мюнхен Высшая техническая школа, которую он окончил с отличием, став инженером по холодильным установкам. Молодому инженеру покровительствовал предприниматель Карл фон Линде, устроивший в 1880 на работу в парижское отделение своей фирмы. Наблюдения за состоянием газов при их резком сжатии и расширении привели к идее безыскрового воспламенения газовой смеси в цилиндре двигателя. Представил расчеты и обоснование своей идеи, в 1892 получил патент. В 1897 г. продемонстрировать работу двигателя мощностью 25 л.с, который заинтересовал фирму Круппа, машиностроительные заводы Аугсбурга. К нему пришел коммерческий успех, но через некоторое время лицензионные отчисления прекратились из-за конструкторских просчетов, устраненных уже другими изобретателями. Он погиб, видимо, во время крушения почтового парохода “Дрезден” в проливе Ла-Манш (по другой версии, покончил жизнь самоубийством из-за финансовых неудач). Ответ: Рудольф Дизель. 10. Родился под Екатеринбургом. Обучался в арифметической школе и закончил в 14 лет. В 1742 г определен учеником к мастеру Н. Бахореву. Механик Бахорев учился в свое время в Петербургской морской академии, изучал машинное дело в Швеции. Прошел полный цикл ученических работ: механику, расчеты, чертежи, знакомство с работой заводских машин и металлургическим производством. Был произведен в офицерский чин шихтмейстера. после выполнения важнейшего государственного поручения – сопровождения в Петербург обоза с золотом и серебром. В апреле 1763 создал проект, первого в мире двухцилиндрового двигателя с объединением работы цилиндров на один общий вал. Постройка установки (полностью железной, в доме высотой более 20 м), начатая в январе 1764 на Барнаульском заводе, протекала в трудных условиях. Чрезмерное напряжение подорвало здоровье изобретателя. В июне, уже без него, провели испытание “огненной машины”, а в августе она была пущена в действие. Но в ноябре была остановлена из-за течи котла. Несмотря на очевидную эффективность (прибыль в 12 418 рублей за 43 суток работы), она была заброшена, а в 1780 разрушена. Ответ: Иван Ползунов. Электродинамика. 1. Пластмассовая линейка при трении о шерсть заряжается отрицательно. Это объясняется тем что… 1. …электроны переходят с линейки на шерсть. 2. …протоны переходят с линейки на шерсть. 3. …электроны переходят с шерсти на линейку. 4. …протоны переходят с шерсти на линейку. Ответ: 3. 2. Пылинка, заряжена отрицательно, в начальный момент времени покоится в однородном электрическом поле, напряженность которого направлена слева направо. Куда и как начнёт двигаться пылинка, если силой тяжести можно пренебречь? 1. Вправо равномерно. 2. Вправо равноускоренно. 3. Влево равномерно 4. Влево равноускоренно. Ответ: 4. 3. Конденсатор ёмкости 0.01 Ф заряжен до напряжения 20 В. Какой энергией обладает конденсатор? 1. 0.1 Дж 2. 0.2 Дж 3. 2 Дж 4. 4 Дж Ответ: 3. 4. Дискретность электрического заряда проявляется в явлении… 1. …самоиндукции. 2. …электролиза. 3. …электромагнитной индукции. 4. …излучения электромагнитных волн. Ответ: 2. 5. Как изменится сопротивление проводника, если его разрезать на три равные части и соединить их параллельно. 1. Не изменяется. 2. Уменьшится в 3 раз. 3. Уменьшится в 9 раз. 4. Увеличится в 9 раз. Ответ: 3. 6. В четырехвалентный кремний добавили в первом случае трёхвалентный индий, а во втором случае пятивалентный фосфор. Каким типом проводимости в основном будет обладать полупроводник в каждом случае? 1. В 1-м случае – дырочной, во 2-м случае – электронной. 2. В 1-м случае – электронной, во 2-м случае – дырочной. 3. В обоих случаях электронной. 4. В обоих случаях дырочной. Ответ: 1. 7. Два параллельных проводника, по которым течёт ток в одном направлении, притягиваются. Это объясняется тем, что… 1. …токи непосредственно взаимодействуют друг с другом. 2. …электрические поля зарядов в проводниках непосредственно взаимодействуют друг с другом. 3. …магнитные поля токов непосредственно взаимодействуют друг с другом. 4. …магнитное поле одного проводника с током действует на движущиеся заряды во втором проводнике. Ответ: 4. 8. При работе радиолокатора– прибора, служащего для определения местоположения тел,– используется физическое явление… 1. …отражения электромагнитных волн. 2. …преломления электромагнитных волн. 3. …интерференции электромагнитных волн. 4. …дифракции электромагнитных волн. Ответ: 1. 9. Родился он в заводском поселке на Урале. С детства увлекся техникой, строил самодельные насосы, водяные мельницы. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.01.09 | Просмотров: 1000
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|