Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Наши ученики – наши соавторы - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Наши ученики – наши соавторы


Автор(ы): Маринина Елена Анатольевна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Хотелось бы продолжить тему, поднятую в номере 19 за 2006 год учителем школы №1228 города Москвы В.Новичковой в статье “Ученики – авторы дидактического материала”. Напомню, что речь шла о проблемах мотивации при обучении в среднем звене школы.
Полностью согласна с автором статьи в том, что для учащихся 5-6 классов интерес к предмету (особенно к такому сложному и важному, как русский язык) – залог успешных знаний. Поэтому творческая, нестандартная форма работы на уроках русского языка и во время приготовления домашнего задания, безусловно, очень важна.
Я использую в своей работе различные формы творческих заданий, в том числе очень активно синквейны, составление текстовых диктантов на различные виды орфограмм, словарных диктантов.
Мы работаем по учебнику М.М.Разумовской, и заучивание пятиклассниками слов из рубрики ЗСП представляло собой определённую сложность. Чтобы как-то заинтересовать ребят, я стала предлагать им словарные диктанты следующего содержания:
  • “Преодолевая препятствия, из-за барьера справа впереди шествовал серьёзный спортсмен с рюкзаком. Оранжевая настурция сверкала в кабинете директора. Артисты шефствовали над молодым поколением. Вскоре отсюда влево полетел парашют. В брошюре пишут об аромате на аллее. Из-за вьюги артиллерия замолчала. Необходимо закреплять достижения российских университетов”.
  • “Человечество утверждает серьёзность лингвистики. Спортсмены с рюкзаками и парашютами на глазах у жюри прошли непреодолимое препятствие. Я отдалённо чувствовал аромат гвоздики, ромашки и увядающего гладиолуса. Чтобы закрепить достижение, артиллерист продолжает сражаться. Ученики увидели в вестибюле доброжелательного директора”.
По мере продвижения ребят по страницам школьного учебника, количество словарных слов постепенно увеличивается, а словарные диктанты становятся всё сложнее и сложнее. В конце октября мы писали уже такие диктанты:
  • “Доброжелательный директор в вестибюле справа от кабинета беседовал со спортсменами. Артиллерист продолжает верить и убеждён в победе миллионов людей, которые выиграют сражение. Общество стремится в счастливое будущее. Вскоре справа впереди сверкнул и блеснул салют. Фантазийный аромат оранжевой настурции, увядающей гвоздики, безмятежной ромашки и героического гладиолуса исчезает на территории аллеи”.
Нет сомнения в том, что использовать на уроке словарный материал такого содержания гораздо эффективней, чем просто слова, ещё и потому, что чаще всего ученикам приходится в качестве проверочной работы писать именно текстовые диктанты.
Постепенно мы пришли к тому, что ребята стали сами составлять словарные диктанты такого плана. Польза от этого была колоссальная. Ведь сложные слова запоминались гораздо лучше и быстрее.
Хочу предложить вниманию коллег несколько текстов, составленных моими учениками.
  • “Брошюра, бинокль, рюкзак и парашют необходимы для серьёзного похода. Не нужно стремиться к героизму - надо стать героем. Слева блеснул свет, изредка сверкала молния, но вдруг впереди засияло солнце. Будущее человечества в опасности. Информацию надо расшифровать, потом объяснить. Иллюстрация к рассказу поражала моё воображение. Вообразите безмятежное общество через миллион лет: удивительное поколение будет продолжать шествовать по миру. Когда я вижу багряный рассвет, то хочу сказать солнцу: “Здравствуй!”” (Савельева Анастасия, 5 “А” класс)
  • “Герой стремится к безмятежному будущему. На вокзал шествовало много спортсменов с рюкзаками и парашютами. Портрет артиста с оранжевой настурцией висит в кабинете директора. Чтобы увидеть салют, не нужно приносить бинокль. Человечество утверждает выразительность русского языка. Достижение необходимо закрепить во имя будущего поколения. Артиллерия отдалена от территории взрыва. Аллея с гладиолусами, гвоздиками и ромашками находится справа от барьера. Серьёзный артист поёт на телевидении”. (Герасимова Мария, 5 “А” класс)
  • “Замечательный запах оранжевой настурции восхищал профессионального артиста. Увядшие багряные гвоздики стоят в кабинете директора. Миллионы ромашек сверкали на солнце. Директор завода не мог беседовать с инженером. Преподаватель расшифровал новую информацию. Над гладиолусами жужжали пчёлы. Из-за барьера не было видно салюта”. (Тирский Гриша, Тирский Павел, 5 “А” класс)
  • “В сумерках звезда загорелась серебристым сиянием, олицетворяя безмятежный, отдалённый покой. Я восторгался, восхищался, открыто выражал свои эмоции при виде громадной коллекции произведений искусства. У меня есть желание выращивать гладиолусы, гвоздики, ромашки и колючий крыжовник в палисаднике”. (Смирнова Анастасия, 5 “А” класс)
  • “Коллективный портрет написан лиловыми, багряными, коричневыми и серебристыми красками. Не у всех учеников получается писать каллиграфическим почерком так, как у учителя русского языка. Мерцает лазурная полоса горизонта. Спасибо за приглашение на телевидение, но я, к сожалению, не смогу прийти”. (Щербакова Елизавета, 5 “А” класс)
После прохождения достаточно ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.01.12 | Просмотров: 873

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340