Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Обобщающее повторение морфемики на уроках русского языка в старших классах - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Обобщающее повторение морфемики на уроках русского языка в старших классах


Автор(ы): Маклак Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Каждый учитель, готовясь к уроку русского языка в старшей школе, вынужден ответить для себя на ряд вопросов. Как повторить материал средней школы наиболее эффективно? Стоит ли во главу угла ставить только подготовку к единому экзамену? Как сохранить интерес к языку в ситуации, когда все основные сведения уже получены?
Насколько помогают нам сегодня различные рекомендации для учителя (методички) в построении урока? Можно ли предложить более или менее универсальную схему урока по той или иной теме?
На мой взгляд, именно схема урока важна при представлении своего опыта. Она отражает идею, логику урока, кроме того помогает не упустить какие-то частные моменты, требующие особого проговаривания. А наполнить эту схему конкретным языковым материалом может каждый учитель самостоятельно, опираясь на конкретных учеников, на уровень класса.
Позвольте представить на суд коллег схему повторения и обобщения знаний по морфемике на уроках русского языка в старших классах. Этот материал является для меня своего рода шпаргалкой по теме, ориентирован на максимум сведений и случаев. Материал принципиально не разбит на уроки, т.к. от временных возможностей и уровня класса он может быть наполнен разным объемом языкового материала и подан в полном или усечённом варианте. В предложенной работе сначала идёт весь теоретический материал (собственно это и есть схема), а затем система упражнений. Учитель может чередовать при необходимости эти части, отрабатывая каждое положение схемы отдельно.
При создании этой схемы решались следующие задачи:
  • Определить логику при повторении материала
  • Повторить случаи, вызывающие, как правило, затруднения при анализе состава слова, частности, которые забываются учениками
  • Многие ребята будут писать предметные олимпиады в вузах, поэтому при повторении всегда обращается внимание на случаи, чаще всего встречающиеся в таких работах, случаи, которые не разбираются по программе в средней школе
  • Учесть разноуровневость в подготовке старшеклассников
  • Развивать интерес к языку.
В предложенной схеме осознанно не отражена работа над орфографией, т.к. в качестве темы заявлена именно морфемика. В слабом классе вполне возможно упражнения по морфемике совместить с повторением орфографии. Хотя в таких классах сама морфемика вызывает серьезные трудности и требует больших усилий для усвоения, чтобы её совмещать с другим материалом. Орфографии можно посвятить несколько отдельных уроков после уроков на данную тему.

Схема урока.

I. Контроль имеющихся знаний, погружение в тему.

Предложить несколько слов для разбора по составу, не вызывающих сложности.
Подбор слов, а также форма работы (самостоятельная, в парах, фронтальная) будет зависеть от уровня подготовленности класса.
Напр. Приготовить, заготовка, получение, размешивая, пропитанный, попугайчик, справа, заботливый, догадлив.

II. Работа по теме

Вспомнить план разбора слова по составу: часть речи, окончание, основа, суффиксы, приставки, корень.
Далее урок строим, опираясь на этот план.
Часть речи
- Зачем при анализе состава слова необходимо знать часть речи?
Окончание
- Какие части речи не имеют окончания? Почему? (Наречие, деепричастие, т.к. это неизменяемые части речи)
- У каких слов мы ещё не выделяем окончания? (несклоняемые существительные и прилагательные, сравнительная степень прилагательного)
Внимание! Нельзя путать отсутствие окончания и нулевое окончание. Рассмотрим задание из ЕГЭ.
Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
  1. постаревший
  2. переплётчик
  3. справа
  4. запекая
Примечание: Обратить внимание, что окончание может находиться не только в конце слова, но и в середине (улыбается), а также, что в слове может быть несколько окончаний (пятидесяти, двумястами)
Напомнить, что в глаголах на -ть, -ти в разных научных школах эти части выделяют то как окончание, то как суффикс (мы с 5 класса так и выделяем двояко «домиком»).
В небольшой группе глаголов встречается неопределённая форма на –чь (жечь, лечь, влечь, печь, стеречь и др. В этих глаголах –чь не суффикс инфинитива, а конечная фонема корня.
Основа.
-Что называется основой?
Вспоминаем, что основа во всех формах слова одинакова, за исключением глаголов. У них 2 основы.
- Почему окончание не входит в основу?
- А какие случаи вы знаете, когда форма слова образуется с помощью суффикса. Это формообразующие (а не словообразовательные) суффиксы. Они в основу не входят. Перечислим формообразующие суффиксы.
  • Суффикс глагола прошедшего времени –л-
  • Суффикс глагола сослагательного наклонения –л- (омонимичный суффиксу прошедшего времени)
  • Суффиксы повелительного наклонения –и, нулевой (сиди, сядь)
  • Суффиксы сравнительной степени прилагательного –ее, -е (красивее, выше)
  • Суффиксы сравнительной степени наречий –ее, -е
  • Суффиксы превосходной степени прилагательного –айш- -ейш- (красивейший, высочайший)
  • Суффиксы причастий и деепричастий (если мы учитываем точку зрения, что причастие и деепричастие – это особые формы глагола)
  • Суффикс существительного (брат – братья)
Суффиксы
Напомним, что в слове может быть несколько суффиксов. Для некоторых частей речи характерно иметь больше одного суффикса. Например, у причастий и деепричастий чаще два суффикса, глагольный и собственно причастия или деепричастия ( рассказ-ыва-я, рассказ-ыва-ющ-ий, рассказ-а-в, рассказ-а-вш-ий. Но принес-ш-ий,выуч-енн-ый). Обратить внимание, что у причастий не бывает суффикса –анн-. Это два суффикса –а-нн-.
А у прилагательных суффик...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.01.14 | Просмотров: 924

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340