Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Технология РКМЧП на уроках химии - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Технология РКМЧП на уроках химии


Автор(ы): Петров Юрий Николаевич, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Первая стадия технологии “Критическое мышление” - стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно с точки зрения данной технологии и позволяет:
  • актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
  • пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • пробудить ученика к активной деятельности на уроке.
На стадии Осмысления задача другая – получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с собственными знаниями.
Заключительная стадия – стадия размышления (рефлексии).

Основные задачи деятельности на этой стадии:
  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы (“новый вызов”);
  • анализ всего процесса изучения материала.
Что дает эта технология ученику?
  • повышение ответственности за собственное образование;
  • развитие навыков работы с текстами любого типа и с большими объемами информации;
  • развитие творческих и аналитических способностей;
  • умение эффективно работать совместно с другими.
Технология РКМЧП включает в себя несколько стратегий проведения уроков:
  • составление кластеров, написание синквейнов;
  • чтение текста с пометками;
  • стратегия ЗХУ;
  • стратегия “Продвинутая лекция”;
  • стратегия “Параллельные тексты”;
  • стратегии дискуссионных форм работы учащихся на уроке.
Урок №1: “Алюминий и его соединения” (с использованием стратегии “Знаю – хочу узнать – узнал”)
Цель:
обобщить знания учащихся об алюминии и его соединениях;
опытным путем изучить свойства амфотерности оксида и гидроксида алюминия, показать большое практическое значение алюминия и его соединений и отрасли их применения человеком.
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учеников
Вызов 1. Целеполагание. 1. Совместно с учителем ставят цели урока.
2. Организует заполнение таблицы ЗХУ учащимися. 2. Заполняют таблицу ЗХУ
3. Заполняет таблицу на доске. 3. Фронтальная беседа.
Осмысление 4. Организует работу с текстом. 4. Чтение текста с пометками, ндивидуальное заполнение в таблице графы “узнал”. Обсуждение друг с другом в группах результатов заполнения таблицы.
5. Заполняет со слов учащихся графу “узнал” на доске. 5. Фронтальная беседа.
Р е ф л е к с и я 6. Организует проведение лабораторных опытов. 6. Экспериментально доказывают свойства амфотерности гидроксида алюминия. Пишут уравнения в ионном виде на оценку.
7. Задает вопросы по тексту:1) Почему алюминий был дорог в XIX веке?
2) Как будет выглядеть полное ионное уравнение взаимодействия гидроксида алюминия со щелочью?
3) Как гидроксид алюминия с точки зрения химии понижает кислотность желудочного сока?
7. Фронтальное обсуждение с опорой на текст. Заполняют IV графу в таблице “что бы еще хотели узнать о соединениях алюминия”.
8. Подводит итоги урока, возвращается к целям урока. 8. Составляют по группам кластер.
Текст для работы учащихся на уроке
“Люди гибнут за металл”
(В. Гете)

Алюминий – типичный р-металл.
Конечно, слова поэта В. Гете сказаны о золоте, но в IX веке алюминий тоже ценился на вес золота, так Д.И. Менделееву в знак его больших научных заслуг на международном съезде ученых химиков был вручен ценный подарок в виде большой алюминиевой кружки.
Подумайте, почему алюминий так дорого ценился.
Алюминий – основной представитель металлов главной подгруппы III группы периодической системы. Свойства его аналогов – галлия, индия и таллия – во многом напоминают свойства алюминия, поскольку все эти элементы имеют одинаковую электронную конфигурацию внешнего уровня ns2np1 и поэтому все они проявляют степень окисления 3+.
Алюминий – серебристо-белый металл, обладающий высокой тепло- и электропроводностью. Поверхность металла покрыта тонкой, но очень прочной пленкой оксида алюминия Al2O3.
Алюминий весьма активен, если нет защитной пленки Al2O3. Эта пленка препятствует взаимодействию алюминия с водой. Если удалить защитную пленку химическим способом (например, раствором щелочи), то металл начинает энергично взаимодействовать с водой с выделением водорода:
Алюминий в виде стружки или порошка ярко горит на воздухе, выделяя большое количество энергии:
2Al + 3/2O2 = Al2O3 + 1676 кДж.
Эта особенность алюминия широко используется для получения различных металлов из оксидов путем восстановления алюминия. Метод получил название алюмотермии. Алюмотермией можно получить только те металлы, у которых теплоты образования оксидов меньше теплоты образования Al2O3, например:
Cr2O3 + 2 Al = 2 Cr + Al2O3 + 539 кДж.
При нагревании алюминий реагирует с галогенами, серой, азотом и углеродом.
Алюминий легко растворяется в соляной кислоте любой концентрации:
Концентрированная серная и азотная кислоты на холоде не действуют на алюминий. При нагревании алюминий способен восстанавливать эти кислоты без выделения водорода:
2Al + 6H2SO4(конц) = Al2(SO4)3 + SO2 + 6H2O,
Al + 6HNO3(конц) = Al(NO3)3 + 3NO2 + 3 H2O.
В разбавленной серной кислоте алюминий растворяется с выделением водорода.
Соединения алюминия и их свойства. Амфотерность.
Амфотерность – это способность оксида или гидроксида элемента-металла проявлять одновременно основные и кислотные свойства.
Оксид алюминия, будучи амфотерным, может реагировать не только с кислотами, но и щелочами, давая при этом метаалюминаты.
Al2O3 + 2NaOH = 2NaAlO2 + H2O.
Гидрооксид алюминия – белое студенистое вещество, практически нерастворимое в воде, обладающее амфотерными свойствами. Гидрооксид алюминия может быть получен обработкой солей алюминия щелочами.
Доказательством его амфотерности является его взаимодействие с кислотами и со щелочами.
Al(OH)3 + NaOH = NaH2AlO3 H2O – орто-алюминат натрия.
Подумайте, а как будет выглядеть полное уравнение этой реакции.
Из гидрооксида алюминия можно получить практически все соли алюминия. Почти все соли алюминия и сильных кислот хорошо растворимы в воде и при этом сильно гидролизованы.
Применение алюминия и его соединений.
Важнейший сплав алюминия – дюралюминий. Замечательный сплав дюралюминий получил свое название от города Дюрен в Германии. Отечественный сплав похожего состава одно время называли “кольчугалюминием” - по имени поселка металлургов Кольчугино во Владимирской области. Алюминиевые сплавы незаменимы для авиации – они почти в три раза легче стали и меди и вместе с тем тверды, жаростойки и прочны. Так, проволока из дюралюминия сечением 1 мм2 не рвется под грузом 50 кг.
Оксид алюминия (корунд) находит широкое применение в производстве стекла и кристаллов для лазеров.
Гидроксид алюминия – основной компонент всем известных лекарств: “маалокс”, “альмагель” и др., которые понижают кислотность желудочного сока. Подумайте, с точки зрения химии, как это происходит?
Урок №2 “Главные переходные металлы (d-элементы) и их соединения”. (на примере хрома и железа) (с использованием стратегии “Продвинутая лекция”
Цели:
учащиеся должны уяснить существенное различие в строении атомов металлов главных и побочных подгрупп, понять причину разнообразия соединений металлов побочных подгрупп, убедиться в том, что окислительно-восстановительные и кислотно-основные свойства соединений зависят от степени окисления металла.
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Целеполагание. Сообщает план лекции (он записан на доске):
  • Строение атомов d-элементов;
  • Химические свойства простых веществ: железа и хрома;
  • Важнейшие соединения железа и хрома и их свойства.
1. Совместно с учителем ставят цели урока.
2. Стадия вызова к первой части лекции. 2. Учащимся предлагается самостоятельно предположить и записать в тетрадь, используя таблицу Д.И. Менделеева, краткую характеристику элементов железа и хрома.
3. Читает I часть лекции. 3. Конспектируют в тетрадь в таблицу:Железо
Хром



4. Стадия рефлексии. 4. Сравнивают свои предположения и услышанное в лекции, групповое обсуждение.
5. Стадия вызова ко II части лекции. 5. Записывают в тетрадь уравнения предполагаемых химических свойств железа и хрома.
6. Читает II часть лекции. 6. Конспектируют в тетрадь в таблицу аналогично п. 3.
7. Стадия рефлексии. 7. Соотносят свои предположения и услышанное в лекции, выясняют причины неправильного написания отдельных уравнений реакций.
8. Стадия вызова к III части лекции. 8. Предполагают, какие важнейшие соединения хрома и железа существуют и каковы их свойства.
9. Читает III часть лекции. 9. Конспектируют в тетрадь в таблицу аналогично п. 3.
10. Стадия рефлексии к III части лекции и к лекц...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2586

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340