Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Технология РКМЧП на уроках химии
Автор(ы): Петров Юрий Николаевич, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Первая стадия технологии “Критическое мышление” - стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно с точки зрения данной технологии и позволяет: - актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
- пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- пробудить ученика к активной деятельности на уроке.
На стадии Осмысления задача другая – получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с собственными знаниями. Заключительная стадия – стадия размышления (рефлексии). Основные задачи деятельности на этой стадии: - целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы (“новый вызов”);
- анализ всего процесса изучения материала.
Что дает эта технология ученику? - повышение ответственности за собственное образование;
- развитие навыков работы с текстами любого типа и с большими объемами информации;
- развитие творческих и аналитических способностей;
- умение эффективно работать совместно с другими.
Технология РКМЧП включает в себя несколько стратегий проведения уроков: составление кластеров, написание синквейнов; чтение текста с пометками; стратегия ЗХУ; стратегия “Продвинутая лекция”; стратегия “Параллельные тексты”; стратегии дискуссионных форм работы учащихся на уроке. Урок №1: “Алюминий и его соединения” (с использованием стратегии “Знаю – хочу узнать – узнал”) Цель: обобщить знания учащихся об алюминии и его соединениях; опытным путем изучить свойства амфотерности оксида и гидроксида алюминия, показать большое практическое значение алюминия и его соединений и отрасли их применения человеком. Ход урока: Деятельность учителя | Деятельность учеников | Вызов | 1. Целеполагание. | 1. Совместно с учителем ставят цели урока. | 2. Организует заполнение таблицы ЗХУ учащимися. | 2. Заполняют таблицу ЗХУ | 3. Заполняет таблицу на доске. | 3. Фронтальная беседа. | Осмысление | 4. Организует работу с текстом. | 4. Чтение текста с пометками, ндивидуальное заполнение в таблице графы “узнал”. Обсуждение друг с другом в группах результатов заполнения таблицы. | 5. Заполняет со слов учащихся графу “узнал” на доске. | 5. Фронтальная беседа. | Р е ф л е к с и я | 6. Организует проведение лабораторных опытов. | 6. Экспериментально доказывают свойства амфотерности гидроксида алюминия. Пишут уравнения в ионном виде на оценку. | 7. Задает вопросы по тексту:1) Почему алюминий был дорог в XIX веке? 2) Как будет выглядеть полное ионное уравнение взаимодействия гидроксида алюминия со щелочью? 3) Как гидроксид алюминия с точки зрения химии понижает кислотность желудочного сока? | 7. Фронтальное обсуждение с опорой на текст. Заполняют IV графу в таблице “что бы еще хотели узнать о соединениях алюминия”. | 8. Подводит итоги урока, возвращается к целям урока. | 8. Составляют по группам кластер. | Текст для работы учащихся на уроке “Люди гибнут за металл” (В. Гете) Алюминий – типичный р-металл. Конечно, слова поэта В. Гете сказаны о золоте, но в IX веке алюминий тоже ценился на вес золота, так Д.И. Менделееву в знак его больших научных заслуг на международном съезде ученых химиков был вручен ценный подарок в виде большой алюминиевой кружки. Подумайте, почему алюминий так дорого ценился. Алюминий – основной представитель металлов главной подгруппы III группы периодической системы. Свойства его аналогов – галлия, индия и таллия – во многом напоминают свойства алюминия, поскольку все эти элементы имеют одинаковую электронную конфигурацию внешнего уровня ns2np1 и поэтому все они проявляют степень окисления 3+. Алюминий – серебристо-белый металл, обладающий высокой тепло- и электропроводностью. Поверхность металла покрыта тонкой, но очень прочной пленкой оксида алюминия Al2O3. Алюминий весьма активен, если нет защитной пленки Al2O3. Эта пленка препятствует взаимодействию алюминия с водой. Если удалить защитную пленку химическим способом (например, раствором щелочи), то металл начинает энергично взаимодействовать с водой с выделением водорода: Алюминий в виде стружки или порошка ярко горит на воздухе, выделяя большое количество энергии: 2Al + 3/2O2 = Al2O3 + 1676 кДж. Эта особенность алюминия широко используется для получения различных металлов из оксидов путем восстановления алюминия. Метод получил название алюмотермии. Алюмотермией можно получить только те металлы, у которых теплоты образования оксидов меньше теплоты образования Al2O3, например: Cr2O3 + 2 Al = 2 Cr + Al2O3 + 539 кДж. При нагревании алюминий реагирует с галогенами, серой, азотом и углеродом. Алюминий легко растворяется в соляной кислоте любой концентрации: Концентрированная серная и азотная кислоты на холоде не действуют на алюминий. При нагревании алюминий способен восстанавливать эти кислоты без выделения водорода: 2Al + 6H2SO4(конц) = Al2(SO4)3 + SO2 + 6H2O, Al + 6HNO3(конц) = Al(NO3)3 + 3NO2 + 3 H2O. В разбавленной серной кислоте алюминий растворяется с выделением водорода. Соединения алюминия и их свойства. Амфотерность. Амфотерность – это способность оксида или гидроксида элемента-металла проявлять одновременно основные и кислотные свойства. Оксид алюминия, будучи амфотерным, может реагировать не только с кислотами, но и щелочами, давая при этом метаалюминаты. Al2O3 + 2NaOH = 2NaAlO2 + H2O. Гидрооксид алюминия – белое студенистое вещество, практически нерастворимое в воде, обладающее амфотерными свойствами. Гидрооксид алюминия может быть получен обработкой солей алюминия щелочами. Доказательством его амфотерности является его взаимодействие с кислотами и со щелочами. Al(OH)3 + NaOH = NaH2AlO3 H2O – орто-алюминат натрия. Подумайте, а как будет выглядеть полное уравнение этой реакции. Из гидрооксида алюминия можно получить практически все соли алюминия. Почти все соли алюминия и сильных кислот хорошо растворимы в воде и при этом сильно гидролизованы. Применение алюминия и его соединений. Важнейший сплав алюминия – дюралюминий. Замечательный сплав дюралюминий получил свое название от города Дюрен в Германии. Отечественный сплав похожего состава одно время называли “кольчугалюминием” - по имени поселка металлургов Кольчугино во Владимирской области. Алюминиевые сплавы незаменимы для авиации – они почти в три раза легче стали и меди и вместе с тем тверды, жаростойки и прочны. Так, проволока из дюралюминия сечением 1 мм2 не рвется под грузом 50 кг. Оксид алюминия (корунд) находит широкое применение в производстве стекла и кристаллов для лазеров. Гидроксид алюминия – основной компонент всем известных лекарств: “маалокс”, “альмагель” и др., которые понижают кислотность желудочного сока. Подумайте, с точки зрения химии, как это происходит? Урок №2 “Главные переходные металлы (d-элементы) и их соединения”. (на примере хрома и железа) (с использованием стратегии “Продвинутая лекция” Цели: учащиеся должны уяснить существенное различие в строении атомов металлов главных и побочных подгрупп, понять причину разнообразия соединений металлов побочных подгрупп, убедиться в том, что окислительно-восстановительные и кислотно-основные свойства соединений зависят от степени окисления металла. Ход урока: Деятельность учителя | Деятельность учеников | 1. Целеполагание. Сообщает план лекции (он записан на доске): - Строение атомов d-элементов;
- Химические свойства простых веществ: железа и хрома;
- Важнейшие соединения железа и хрома и их свойства.
| 1. Совместно с учителем ставят цели урока. | 2. Стадия вызова к первой части лекции. | 2. Учащимся предлагается самостоятельно предположить и записать в тетрадь, используя таблицу Д.И. Менделеева, краткую характеристику элементов железа и хрома. | 3. Читает I часть лекции. | 3. Конспектируют в тетрадь в таблицу:Железо Хром | 4. Стадия рефлексии. | 4. Сравнивают свои предположения и услышанное в лекции, групповое обсуждение. | 5. Стадия вызова ко II части лекции. | 5. Записывают в тетрадь уравнения предполагаемых химических свойств железа и хрома. | 6. Читает II часть лекции. | 6. Конспектируют в тетрадь в таблицу аналогично п. 3. | 7. Стадия рефлексии. | 7. Соотносят свои предположения и услышанное в лекции, выясняют причины неправильного написания отдельных уравнений реакций. | 8. Стадия вызова к III части лекции. | 8. Предполагают, какие важнейшие соединения хрома и железа существуют и каковы их свойства. | 9. Читает III часть лекции. | 9. Конспектируют в тетрадь в таблицу аналогично п. 3. | 10. Стадия рефлексии к III части лекции и к лекц...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2586
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|