Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Нетрадиционные формы уроков как средство активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Нетрадиционные формы уроков как средство активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы


Автор(ы): Мадаева Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник!
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
В.Троицкий
Когда-то давно, в детстве, я прочитала замечательную книгу С.Соловейчика “Учение с увлечением” и раз и навсегда для себя решила сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Стремление это стало еще более прочным, когда я вернулась в школу уже в качестве учителя. Но одно дело – заинтересовать себя, другое – целую группу людей, самых разных по характеру, увлечениям, способностям. Что можно предпринять, чтобы ученикам было не скучно воспринимать правила, читать о “делах давно минувших дней”? Конечно же, попытаться разнообразить формы уроков. Приложение.
Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения. Нетрадиционный урок – одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, лингвистического или литературного эксперимента.
Например, на уроке по теме “Не с причастиями” ученики получают задания по уровням:
Уровень “Звоночки”
Составьте словосочетания из слов
(не)разбирающийся; (не)ухаживающий; (не)смотрящий; (не)отказавшийся; (не)пришедший; от цветов; на цветы; в цветах; с цветами; за цветами .
Уровень “Звоночки” – это слабые ученики. Подобное упражнение позволяет им справиться с заданием.
Уровень “Карандаш”
Составьте словосочетания, в которых
НЕ – приставка
(не)распустившийся__________________
(не)сорванный __________________
(не)выращенный ___________________
(не)политый __________________
(не)купленный ___________________
(не) подаренный ___________________
Уровень “Карандаш” – средний уровень учащихся.
Уровень “Книга”
Составьте словосочетания, в которых
Не – частица
(не)распустившийся _________________
(не)сорванный __________________
(не)выращенный ____________________
(не)политый ____________________
(не)купленный ____________________
(не) подаренный_____________________
Уровень “Книга” – уровень сильных учащихся. Подобный материал позволяет проявить свои знания.
Выполнив это упражнение, ребята учатся составлять текст, используя в нем причастия с изучаемой орфограммой.
Работа по составлению текста

Цель: учить употреблять слова с изученной орфограммой в тексте

Учитель
. А теперь попробуем правильно употребить причастия с НЕ при составлении текста. Но в то же время познакомимся с еще одной историей о хризантеме.
По другой легенде, родиной этого_____________________________ очарования растения является Китай. Китайцы, _____________ в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По __________силы преданию, смельчак, __________сорвать
в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие.
Для справок: (не)побоявшийся, (не)потерявшего, (не)утратившему, (не)сомневающиеся.

Такие уроки можно проводить в классах с различным уклоном, будь то гуманитарный класс, либо физико-математический, с различными уровнями познавательной активности.
В зависимости от направленности можно подобрать методы, эффективные именно для данного класса. Например, для класса с ярко выраженным гуманитарным уклоном, ориентированным на образно – чувственное восприятие материала, можно провести в стихах. А для любителей точности – предпочтительна лаборатория, эксперимент.
Нетрадиционных форм проведения занятий существует множество: это урок-КВН, урок-телемост, урок-сказка, урок-театр, урок-путешествие, урок-концерт... Все уроки перечислить просто невозможно. И каждый из этих уроков носит в себе определенные цели: сформировать навык правильного письма; развивать устную и письменную речь учащихся, формировать умение создавать текст, используя ключевые слова, развивать коммуникативно-речевые умения, умение работать с текстовыми фрагментами различного характера, совершенствовать степень владения нормами литературного языка; учить аргументировать свои высказывания; обучать умению корректно вести спор; воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, формировать осознанный выбор профессии, формировать толерантное отношение к людям и т.д.
Подготовка к уроку-проекту требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника. Кроме того, совместная работа над проектом невозможна без активного коммуникативного взаимодействия. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Например, готовясь к уроку “Откуда эти наречия?”, учащиеся не только открыли для себя этимологию многих наречий, поняли, почему одни из них пишутся слитно, другие через дефис, а третьи – раздельно, но и подготовили дидактический материал для работы по этой теме.
Этимологический словарь “Откуда эти наречия”
Внутрь – в “утрь” (внутренности).
Нахрапом – застывшая форма Тв. п. древнерусского слова “нахрап” ( сила, нахальство).
Невдомек – не в “домек” ( старосл. “домек” – дар, свойство).
Набекрень ( искон. русское) – сращение предлога на и сущ. “бекрень” (бок), которое в диалектах еще известно.
Дотла – от формы Р.п. древнерус. сущ. “тло” (дно, основание) и предлога до.
Невмоготу (собств.рус.) – сращение не в моготу, в котором “могота” – сила, мощь, возможность, этимологически родственно вельможа ( “вель” – большой, можа – силач).
Исподволь (собств.рус.) – образовано путем сращения сложного предлога из-под с формой Р.п. сущ. воля.
Наизусть – сращение предлога на и сущ. “изусть” (память).
Момоходом – застывшая форма Т.п. старосл. слова “мимоход” (прохожий).
Запанибрата (запросто, по-товарищески, с равным), образовано путем слияния предлога за и сущ. панибрат в форме Р.п. Слово “панибрат” заимствовано из польского языка, сначала наречие писали за-панибрата, затем оно слилось.
Вдребезги – образовано путем сращения предлога в с древнерус. сущ. “дребезг” ( черепок, осколок).в В.п.
Результатом урока литературы в 6 классе по сказу Н.С.Лескова “Левша” стал словарь лесковских неологизмов.
Словарь неологизмов Н.А.Лескова
Аболон полведерский(искаж.) – Апполон Бельведерский
Буреметр(народ. этим.) – барометр.
Верояции – вариации
Грабоватый(искаж.) – горбатый
Дансе – танец
Дванадесять язык – двенадцать языков
Керамиды -(искаж.) пирамиды
Клеветон (народ. этим) – сатирическое словообразование от слов “клевета” и “фельетон”.
Мерблюзьи(искаж.) – верблюжьи
Мантоны (искаж.) – пальто
Мелкоскоп(народ. этим.) – микроскоп
Мурин – негр
Ноговки (народ. этим.) – носки
Преламут (искаж.) – перламутр
Пубеля (искаж.) – пуделя
Публицейские (народ. этим.) – сатирическое словообразование от слов “публичные” и “полицейские”
Парей(искаж.) – пари
Из противной аптеки(народ. этим.) – то есть аптеки, расположенной стороне улицы.
Свистовые (народ. этим.) – от слов “свисток” и “вестовый” (посланный для передачи вести).
Складень – складная икона
Студинг (народ. этим.) – от слова пудинг
Тугамент (народ. этим.) – документ
Твердеземное (народ. этим.) – Средиземное море.
Урок русского языка в 5 классе на тему “Алфавит – дорога к письменности” с элементами проектной деятельности познакомил учащихся с историей культуры нашей страны и всей человеческой цивилизации в целом.
Учащиеся не только анализировали исторические изменения в русском алфавите, но и создавали свой учебный проект “Мохнатая азбука” по аналогии с “Мохнатой азбукой” Б.Заходера, подбирая к каждой букве названия животных и птиц.
Учитывая отдаленность нашего региона, сложность в организации непосредственного посещения памятных мест, связанны...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.01.17 | Просмотров: 1033

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340