Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
О положительном опыте изучения проверяемых безударных гласных в корне слова - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

О положительном опыте изучения проверяемых безударных гласных в корне слова


Автор(ы): Куропаткина Татьяна Ивановна, доцент кафедры русского языка и культуры речи


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В своей практике обучения нам неоднократно удавалось добиваться высокого уровня освоения этой орфограммы. Правописание безударных проверяемых гласных в корне может быть освоено всеми учащимися без исключения, но ... не на пути фонетического способа проверки, господствующего в школах.
Каждый учитель должен понять, что использование фонетического способа проверки, как единственно возможного, делает проблему правописания данной орфограммы неразрешимой. Попытаемся доказать это.
Так, всем хорошо известное правило, регулирующее правописание проверяемых безударных гласных, нацеливает на выработку навыка нахождения фонетически бесспорного варианта корня. Навык, который учитель должен выработать у каждого учащегося, представляет собой комплекс следующих умений:
1. Умение обнаружить орфограмму в слове.
2. Умение быстро подобрать 2-3 родственных слова.
3. Умение выделить корень на базе однокоренных слов.
4. Умение найти в ряду родственных слов такое, в котором гласный стоял бы под ударением.
5. Умение сопоставить ударный и безударный корни.
Понятно, что правило только в том случае будет “работать”, если учитель сможет выработать у учащихся все эти умения. Но в состоянии ли учитель сделать это? Что касается первого и четвёртого умений, то их выработка особых затруднений не вызывает. Но может ли учитель научить каждого ученика к каждому слову подбирать родственные слова (второе умение), и – что немаловажно - делать это очень быстро? Каждый практикующий учитель знает, как это сложно. И если бы главной и единственной причиной был бы бедный словарь учащихся, то можно было бы дать положительный ответ. Но дело-то в том, что учащиеся зачастую не могут в нужный момент извлечь из памяти хорошо известные (!) им однокоренные слова. А как можно научить этому?!
Далее. Привычной, естественной и верной нам представляется практика выделения корня на базе подобранных родственных слов (третье умение). Однако корень, как хорошо всем известно, это общая часть всех родственных слов, а не двух-трёх, случайно (!) пришедших на ум учащемуся в момент записи слова. Совершенно естественно, что такая практика нахождения корня ведёт к многочисленным ошибкам. А как, в таком случае, научить школьника вспомнить все родственные слова?
И, наконец, пятое умение. Безусловно, научить сопоставлять ударный и безударный вариант корня можно, но для этого нужно изучать гнёзда корней, иначе как учителю объяснить ученику, почему СЕДок СИДит в СЕДЛе?
Итак, из пяти умений учитель может выработать только два (первое и четвёртое). Ещё одно – пятое – при изменении программы. Понятно поэтому, что на пути поиска фонетически бесспорного варианта учителю успеха не добиться: на этом пути нет решения. [1]
Мысль о существовании иного пути, следуя по которому ученики могли бы прийти к верному заключению, высказывалась многими учёными. Так, ещё в 1937 году в своей монографии “Работа над безударными гласными” М.В. Ушаков писал о том, что проверяемые и непроверяемые гласные обычно рассматриваются как две совершенно различные категории, однако разницу между ними, по его мнению, не следует переоценивать, так как “правописание безударных гласных корня как проверяемых, так и не проверяемых ударением, одинаково подчиняется морфологическому принципу ... проверка ударением есть не больше как частный (выделено нами) случай сопоставления слов одного и того же корня”.
“Известен факт, что и безударные гласные, не проверяемые ударением, усваиваются не хуже гласных, проверяемых ударением. По-видимому, ученик устанавливает соотношение родственных слов друг с другом и таким образом усваивает их правописание: леса, лесной, лесник, равно как и корова, коровник, коровушка”, - писал Рождественский. [2]
Теоретическое обоснование второго – графического – способа проверки дано в монографии Д.Н.Богоявленского “Психология изучения орфографии”, вышедшей в 1966 году.
Изучив динамику ошибок учащихся разных классов в проверяемых и непроверяемых словах, Д.Н.Богоявленский не только высказал соображение о том, что фактор “проверяемости” и “непроверяемости” не оказывает на усвоение правописания решающего влияния, но и доказал опытным путём, что там, где фонетический образец отсутствует, его роль выполняет – и весьма успешно – образец графический. Это во - первых.
Во- вторых, поставив вопрос о функциональной значимости фонетического и графического способов проверки, Д.Н.Богоявленский высказал соображение о том, что их “функциональная роль в применении правила равноценна”, хотя роль “зрительного образца должна расти вместе с расширением словарного запаса школьника, вместе с увеличением его практики в чтении и письме”.[3]
И, наконец, учёному удалось использовать свои выводы в методических целях. Богоявленский Д.Н. высказал мысль о том, что в основу изучения проверяемых безударных гласных в корне слова следует положить изучение орфографии корня: “Необходимо культивировать в обучении не только слуховой, но и зрительный образец корня, незаслуженно до сих пор игнорирующийся методикой” [4]. Для того, чтобы в практику обучения ввести графический способ проверки, по мысли Богоявленского Д.Н., должно быть соблюдено два условия: учащиеся должны понимать обобщённое значение корня и знать его графический облик.
Таким образом, теоретическая основа для введения второго – графического- способа проверки была создана.
Основываясь на идеях учёного, в практику обучения безударной гласной мы ввели методику осмысленного разучивания графического облика корней. В наши дни, когда к учебному процессу предъявляются требования познавательной активности, ориентация на запоминание, заучивание настораживает. В самом деле, другие методы возбуждают поисковую деятельность, формируя умения на основе правил, а не основе заучивания. Однако необходимо сказать несколько слов и в защиту запоминания.
Во-первых, любая информация, даже добытая исследовательскими методами, только тогда актуализируется и становится инструментом деятельности учащегося, когда ученик ее запомнил. Память – основа мыслительной деятельности. Без хорошо развитых механизмов запоминания и воспроизведения обучение невозможно.
Во-вторых, для решения грамматико-орфографических задач нужна серьезная основа в виде грамматических и иных языковых знаний, необходим достаточный уровень аналитико-синтетических умений в области фонетики, графики, грамматики. Поэтому понятно, что в период обучения, когда ученик еще не овладел всей суммой знаний и умений, запоминание необходимо, причем чем меньше знаний и умений у школьника, тем запоминание играет большую роль. “Опыт показывает, что в начальных классах запоминание играет исключительно важную роль, и его недооценка приводит к замедленному формированию орфографического навыка” [5]. По-видимому, отрицательное отношение к заучиванию сформировалось из-за несовершенства методики заучивания, которая на практике нередко сводилась к бессмысленной зубрежке.
Для того, чтобы запоминание как метод обучения приносил результаты, нужно, во-первых, помнить, что бессмысленное запоминание графического образца корней бесполезно, потому что основанием для переноса служит семантическое родство между обобщенным значением корня и конкретным словом. Таким образом, разучивание должно носить осознанный характер.
Во-вторых, разучивание должно быть организовано на чувственной основе, при этом восприятие орфографии корня не должно быть односторонним, то есть при разучивании корней должны быть задействованы и слуховые, и зрительные, и речедвигательные, и рукодвигательные факторы.
В-третьих, для запоминания графического облика корня необходимо обеспечить достаточное количество повторений.
Организация систематической работы с корнями предполагает наличие у школьников специального пособия, в котором собраны корни, предназначенные для изучения. В нашем пособии [6] собрано 1078 корней, размещённых в таблицах. Всего в нашем пособии 21 таблица: в первой таблице корни начинаются с гласной буквы, в остальных – с согласных букв: Б, В, Г, Д и т. д. Каждая таблица разделена на пять колонок (по количеству гласных, требующих проверки - А, О, Е, И, Я). В пределах одной колонки корни помещаются в алфавитном порядке.
Так выглядит, например, часть таблицы корней, которые начинаются с буквы Б:
Б-А Б-О Б-Е Б-И Б-Я
УБАюкивать
БАБуся
БАЛовать
БАНДитизм
БЛОХа
(БЛОШка)
Боец
БОБРовый
заБЕГать
(уБЕЖать)
БЕДа
БЕДРо
приБИвать
БИНТовать
сБЛИЖение
(вБЛИЗи)
поБРЯКушка
(заБРЯЦать)
и т.д..
Изложим методику осознанного разучивания графического облика корней.
На первом этапе учитель медленно читает одно слово за другим из первой колонки, в нашем случае “Б–А”, выясняя при этом, какие слова непонятны учащимся с точки зрения их семантики. Если такие слова имеются, их выписывают и подбирают...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.01.24 | Просмотров: 1175

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340