Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в старших классах - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в старших классах


Автор(ы): Охлопкова Марина Юрьевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Известно, что одна из самых сложных тем курса русского языка является тема “Непроверяемые гласные и согласные в корне слова”, иными словами, правописание словарных слов, т.к. эти слова нельзя проверить, а нужно “запоминать или проверять по словарю”. А как же запомнить такое огромное количество слов? Разумеется, легче тем, у кого хорошая зрительная память, кто много читает. К сожалению, среди сегодняшних школьников таких немного. Что же делать им? Я предлагаю следующие приемы работы.
1 ЭТАП – знакомство со словарными словами

Слова для запоминания нужно каким-то способом группировать. Например, так.
Слова, в которых в “опасных” местах пишутся
А-А О-О
АвАнгард кАбАла дОскОнально
АрмАтура кАтАкомбы кОмпОновка
БАлАган кАтАклизм кОрпОрация
ВАндАл кАвАлерия кОнглОмерат
ВАкАнсия мАкулАтура кОпОшиться
ДиАпАзон мАлАхит нОвОкаин
КАрАкатица нАвАждение рОтОнда
КАрАвай нАфтАлин
ТрАнспАрант пАрАдокс

-А- -О-
бАнальный кАвычки бОгема кОнверсия
бАгровый пАмфлет бОйкот кОгорта
вАтрушка пАритет бОрдюр кОрифей
гАлактика пАром вОлынка кОлибри
кАлач пАродия кОнфорка кОралл
кАлитка кАнтата кОбура пОртьера
кАморка стрАтегия кОчан пОрхать
кАбала ярмАрка кОрдон спОнтанный

-Е-И- -И-Е-
вЕнтИлятор бИссЕктриса
вЕстИбюль вИнЕгрет
вЕрнИсаж дИлЕтант
дЕлИкатес гИпотЕза
пЕрИферия дИрЕктива
пЕрИскоп дИссЕртация
пЕрИпетии дИвЕрсант
прЕзИдент ИнтЕллект
сЕмИнар лИнолЕум
фЕстИваль стИпЕндия

-Е-Е- -И-И-
вЕтЕран дИвИзия
дЕзЕртир дИрИжабль
мЕцЕнат дИвИденд
прЕтЕндент дИрИжер
прЕцЕдент дИскрИмИнация
рЕпЕтиция ИждИвение
рЕвЕранс ИнцИдент
рЕфЕрендум лИквИдация
тЕмпЕрамент нИгИлист
фЕдЕрация прИвИлегия

-Л- -ЛЛ-
аЛюминий артиЛЛерия интеЛЛигент
аЛогизм аЛЛергия иЛЛюминация
баЛанс аЛЛигатор иЛЛюзия
баЛюстрада апеЛЛяция дистиЛЛированный
вентиЛяция баЛЛон кораЛЛ
гаЛерея бациЛЛа баЛЛада
диЛер баЛЛ бюЛЛетень
коЛичество баЛЛаст коЛЛектив
кристаЛьный беЛЛетристика капиЛЛяр
эЛегия интеЛЛект коЛЛаж и т.д.
То же самое можно сделать и с другими согласными.
Кроме того, есть целый ряд слов, в которых прибавляют ненужный гласный или согласный. Такие слова я даю отдельно (с кратким пояснением).
Благословение (после В нет Л) нюанс (после Н нет Ь)
Вдохновение (после В нет Л) прецедент (перед Д нет Н)
Дерматин( после А нет Н) продюсер (после Д нет Ь)
Дикобраз(после О нет второго О) стипендиат (перед конечным Т нет Н)
Интриган, интриганка (после второго Н нет Т) ханжество (после Е нет Н)
Инцидент(после второго И нет Н) эскорт (после Э нет К)
Компрометация (после Е нет Н) юрисконсульт (после первого С нет Т)
Констатация (после первого А нет Н) мюзикл ( после М нет Ь)
(Слова , в которые “вставляют” ненужный согласный, взяты из книги Т.Ф. Ивановой, Т.А, Черкасовой “Русская речь в эфире” - М.: Рус. яз., 2002)
2 ЭТАП – заучивание (домашнее задание).

Предлагаю для заучивания слова по группам. Например: задание №1 слова на –А-А-; -О-О-; задание №2 слова на –А-; -О- и т.д. Когда записываю на доске (или распечатываю для каждого) слова, то обязательно объясняю значение каждого слова. Учащимся нужно не только знать написание слов, но и их лексическое значение.
В качестве домашнего задания можно также предложить самим составить связный текст, используя как можно больше словарных слов. Например. Закончите предложенный текст.
Однажды бывший импресарио Иннокентий в очередной раз досконально изучал страничку в утренней прессе с предложениями о вакансиях. Диапазон предлагаемых профессий был широк: от банального водителя троллейбуса до продюсера мюзикла
3 ЭТАП – проверка усвоения.
Проверку можно проводить:
а) в виде словарного диктанта (при этом проверяется не только то, как ребята усвоили правописание этих слов, но и то, как они знают их лексическое значение).
Например:
Словарный диктант № 1: Богема, багровый, ватрушка, кочан, кордон, порхать, кантата, ярмарка, пародия, спонтанный, корифей, колибри, каблук, кавычки, когорта, банальный, коралл, бойкот, волынка, кабала, галактика, памфлет, каморка, калитка, конфорка, конверсия, кобура, паритет, стратегия, портьера, паром, калач.
Задание к диктанту.
  1. Подчеркните волнистой линией слово, значение которого следующее: “искусство планирования какой-либо деятельности на длительную перспективу” (стратегия).
  2. Подчеркните пунктиром слово, значение которого “злободневное публицистическое произведение ост...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.01.26 | Просмотров: 776

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340