Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в старших классах
Автор(ы): Охлопкова Марина Юрьевна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Известно, что одна из самых сложных тем курса русского языка является тема “Непроверяемые гласные и согласные в корне слова”, иными словами, правописание словарных слов, т.к. эти слова нельзя проверить, а нужно “запоминать или проверять по словарю”. А как же запомнить такое огромное количество слов? Разумеется, легче тем, у кого хорошая зрительная память, кто много читает. К сожалению, среди сегодняшних школьников таких немного. Что же делать им? Я предлагаю следующие приемы работы. 1 ЭТАП – знакомство со словарными словами Слова для запоминания нужно каким-то способом группировать. Например, так. Слова, в которых в “опасных” местах пишутся А-А | О-О | АвАнгард | кАбАла | дОскОнально | АрмАтура | кАтАкомбы | кОмпОновка | БАлАган | кАтАклизм | кОрпОрация | ВАндАл | кАвАлерия | кОнглОмерат | ВАкАнсия | мАкулАтура | кОпОшиться | ДиАпАзон | мАлАхит | нОвОкаин | КАрАкатица | нАвАждение | рОтОнда | КАрАвай | нАфтАлин | | ТрАнспАрант | пАрАдокс | | -А- | -О- | бАнальный | кАвычки | бОгема | кОнверсия | бАгровый | пАмфлет | бОйкот | кОгорта | вАтрушка | пАритет | бОрдюр | кОрифей | гАлактика | пАром | вОлынка | кОлибри | кАлач | пАродия | кОнфорка | кОралл | кАлитка | кАнтата | кОбура | пОртьера | кАморка | стрАтегия | кОчан | пОрхать | кАбала | ярмАрка | кОрдон | спОнтанный | -Е-И- | -И-Е- | вЕнтИлятор | бИссЕктриса | вЕстИбюль | вИнЕгрет | вЕрнИсаж | дИлЕтант | дЕлИкатес | гИпотЕза | пЕрИферия | дИрЕктива | пЕрИскоп | дИссЕртация | пЕрИпетии | дИвЕрсант | прЕзИдент | ИнтЕллект | сЕмИнар | лИнолЕум | фЕстИваль | стИпЕндия | -Е-Е- | -И-И- | вЕтЕран | дИвИзия | дЕзЕртир | дИрИжабль | мЕцЕнат | дИвИденд | прЕтЕндент | дИрИжер | прЕцЕдент | дИскрИмИнация | рЕпЕтиция | ИждИвение | рЕвЕранс | ИнцИдент | рЕфЕрендум | лИквИдация | тЕмпЕрамент | нИгИлист | фЕдЕрация | прИвИлегия | -Л- | -ЛЛ- | аЛюминий | артиЛЛерия | интеЛЛигент | аЛогизм | аЛЛергия | иЛЛюминация | баЛанс | аЛЛигатор | иЛЛюзия | баЛюстрада | апеЛЛяция | дистиЛЛированный | вентиЛяция | баЛЛон | кораЛЛ | гаЛерея | бациЛЛа | баЛЛада | диЛер | баЛЛ | бюЛЛетень | коЛичество | баЛЛаст | коЛЛектив | кристаЛьный | беЛЛетристика | капиЛЛяр | эЛегия | интеЛЛект | коЛЛаж и т.д. | То же самое можно сделать и с другими согласными. Кроме того, есть целый ряд слов, в которых прибавляют ненужный гласный или согласный. Такие слова я даю отдельно (с кратким пояснением). Благословение (после В нет Л) | нюанс (после Н нет Ь) | Вдохновение (после В нет Л) | прецедент (перед Д нет Н) | Дерматин( после А нет Н) | продюсер (после Д нет Ь) | Дикобраз(после О нет второго О) | стипендиат (перед конечным Т нет Н) | Интриган, интриганка (после второго Н нет Т) | ханжество (после Е нет Н) | Инцидент(после второго И нет Н) | эскорт (после Э нет К) | Компрометация (после Е нет Н) | юрисконсульт (после первого С нет Т) | Констатация (после первого А нет Н) | мюзикл ( после М нет Ь) | (Слова , в которые “вставляют” ненужный согласный, взяты из книги Т.Ф. Ивановой, Т.А, Черкасовой “Русская речь в эфире” - М.: Рус. яз., 2002) 2 ЭТАП – заучивание (домашнее задание). Предлагаю для заучивания слова по группам. Например: задание №1 слова на –А-А-; -О-О-; задание №2 слова на –А-; -О- и т.д. Когда записываю на доске (или распечатываю для каждого) слова, то обязательно объясняю значение каждого слова. Учащимся нужно не только знать написание слов, но и их лексическое значение. В качестве домашнего задания можно также предложить самим составить связный текст, используя как можно больше словарных слов. Например. Закончите предложенный текст. Однажды бывший импресарио Иннокентий в очередной раз досконально изучал страничку в утренней прессе с предложениями о вакансиях. Диапазон предлагаемых профессий был широк: от банального водителя троллейбуса до продюсера мюзикла… 3 ЭТАП – проверка усвоения. Проверку можно проводить: а) в виде словарного диктанта (при этом проверяется не только то, как ребята усвоили правописание этих слов, но и то, как они знают их лексическое значение). Например: Словарный диктант № 1: Богема, багровый, ватрушка, кочан, кордон, порхать, кантата, ярмарка, пародия, спонтанный, корифей, колибри, каблук, кавычки, когорта, банальный, коралл, бойкот, волынка, кабала, галактика, памфлет, каморка, калитка, конфорка, конверсия, кобура, паритет, стратегия, портьера, паром, калач. Задание к диктанту. - Подчеркните волнистой линией слово, значение которого следующее: “искусство планирования какой-либо деятельности на длительную перспективу” (стратегия).
- Подчеркните пунктиром слово, значение которого “злободневное публицистическое произведение ост...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.01.26 | Просмотров: 776
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|