Главная / Методические материалы / Преподавание технологии
Классный час по профориентации Мир профессий
Автор(ы): Дубровская Елена Николаевна, учитель технологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Для классного часа учителю необходимо подготовить заранее 11 детей для "литературных вставок" по ходу работы. Столы классной комнаты поставлены таким образом, чтобы учащимся можно было работать в группах по типу "круглых столов". На столах - бумага, ручки, фломастеры. В углу класса - выставка книг, журналов по разным профессиям, альбомов с репродукциями людей труда, в том числе - самодельный альбом "Азбука профессий". На доске: плакат с мудрыми мыслями о труде и людях труда, пословицы и поговорки о труде, профессиях и др. Хорошо, если учитель пригласит на классный час 1 - 3 человек, которые познакомят ребят со своей профессией (выступление должно быть 3-4 минуты) – это могут быть родители, учителя - предметники, представители общественности, а также представители из учебно-производственного комбината (УПК) Учитель: Ребята, мы проводим классный час "Мир профессий". Сегодня в мире существует более 10 тыс. профессий, а включая специальности, специализации, квалификации - свыше 40 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Оказывается, и в нашем городе Каменске - Уральском существует около 750 профессий и специальностей. Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем. Посмотрите, каждый из вас занял место вокруг одного из пяти столов. Каждый сидящий за столом, таким образом, становится участником команды. Но, как в любой игре, необходимо как-то назвать свою команду. Поэтому мы проведём игру, которая называется. 1. "УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ" Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии. (Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает, остальные группы отгадывают профессию. Если возникают затруднения, можно воспользоваться самодельным альбомом "Азбука профессий"). Учитель: Придуманные вами профессии и составят название команды. Итак, у нас появились следующие команды "Плотники", "Егеря", "Врачи", "Чертёжники", "Ювелиры". Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята). Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята). Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. ЗАДАНИЕ № 2. Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось. "Закончить предложения": - Люди работают ради…
- Настоящий труд – это…
- При выборе профессии люди часто не учитывают…
- В любом профессиональном труде самое важное…
- Счастье – это…
Пока дети заканчивают предложения, учитель вывешивает тексты этих предложений на доску с чистым листом для ответов, которые будут записываться за ребятами. (Записали, зачитали). Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков. 1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я". 2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество. 3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо. А. Хочу - своё желание. Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья. В. Надо - потребности рынка труда. 4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике. 5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком. Учитель: А сейчас слово предоставляется вам, ребята. Идёт литмонтаж, подготовленный заранее группой детей самостоятельно или под руководством учителя. 1 – "У меня растут года. Будет и 17. Где работать мне тогда? Чем заниматься?" Эти стихи Владимира Владимировича Маяковского "Кем быть?" знакомы нам с детства. Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда... 2 – Летят столетия, как птицы, Как в книге - мудрые страницы… А начиналось всё с нуля: Юной, суровой была Земля. Человек был жалок и слаб, Пылинка природы, раб. Не сбейся с пути, не ищи, не перечь!.. Но мозг работал, возникла речь. И руки, приказ исполняя теперь, К вершинам науки открыли дверь. 3 – Трудились люди, мечтали, терпели, Изобретали не то, что хотели. Было порою и трудно, и сложно, Но, как оказалось, всё же возможно. 4 – Работают руки, а мысли идут. Какой простор для фантазии тут! Жизнь заставляет: не бойся, дерзай! Запоминай, изучай, осязай! 5 – Могут спросить: "Где же знаний вершины?" Изобрели механизмы, машины. Техника - в помощь, с природой - на "ты". Нет, и не будет вершин для мечты! 6 – В современном обществе существует множество видов труда, десятки тысяч! Каждый из них предъявляет свои требования к человеку, и каждый труд может стать профессией. Но профессии разделяются ещё на специальности. Например, профессия - учитель. Специальности - учитель физики, математики, химии и т.д. 7 - А мне вот интересно собирать разные машины. Даже смотреть любопытно, как ловко и умело соединяют, прикрепляют рабочие одну деталь трактора к другой. 6 – Кто так ловко собирает трактор? 7 – Слесари – сборщики. А вот в другом цехе делают инструменты и приспособления для всех заводских станков. 6 – А кто здесь работает? 7 – Слесари – инструментальщики. 6 – Пойдём на улицу. Там новый дом строится. Рабочие прокладывают трубы для горячей и холодной воды, для газа на кухне. 7 – Это слесари – сантехники. Пойдём дальше. 6 – По дороге едут автомобили, троллейбусы, автобусы. Все спешат, но один пешеход зазевался. Слышу, тормоза заскрипели. Вовремя шофёр машину остановил, а были бы неисправные тормоза - не миновать беды. 7 – Так не должно быть! На автобазе все машины перед выездом на работу проверяют и, если надо, ремонтируют. 6 – Кто же это делает? 7 – Известно, кто: слесари - ремонтники. 6 – Перешла я улицу, вижу - мастерская. На ней вывеска: "Металлоремонт". В мастерскую люди спешат. Кто велосипед сломанный несёт, кто ключ от квартиры потерял, у кого-то ручка от чайника отвалилась. Захожу в мастерскую, спрашиваю: "Кто тут у вас такой мастер, что всем может помочь?" 7 – А у нас слесари работают. Они всё могут! 6 – Кто же такой слесарь? Что за профессия, которая всем и всегда нужна? 1 – Русское слово "слесарь" произошло от немецкого "шлоссер". Так давным-давно в Германии называли умельцев по изготовлению и ремонту замков. Слово сохранилось до наших дней, а "замочных дел мастер" превратился в очень важную рабочую профессию… Ребята, а вы знаете, кто начинает день? 3 – Шофёр не любит долго спать, Чуть свет встаёт шофёр. К своей машине он спешит, Чтоб завести мотор. Везде дела шофёра ждут - Во все концы Земли! Возить готов он кирпичи, Чтоб города росли. 4 – Едва забрезжила заря - Поднялся хлебопёк, Чтоб ты румяным калачом Полакомиться мог. 5 – Маляр порадовать спешит Природу и людей - Нам пестроту весны дарит Весёлый чародей. Спроси у солнца и земли, Спроси у быстрых рек: "Кто начинает новый день?" Все (вместе): Рабочий человек! (Ребята садятся на свои места). Учитель: Ребята, каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Сейчас пришло время для нового задания. ЗАДАНИЕ № 3: Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые: А) почти или совершенно исчезли; Б) появились только в XX веке; В) появятся в будущем. Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий. Для справки: А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.; Б) программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.; В) профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д. Учитель: Человеческая мысль не стоит на месте, люди придумывают новое, появляются, изобретаются новые профессии. Но очень часто получается, что новое - это хорошо забытое старое. На базе старых профессий рождаются другие, которые… А, впрочем, давайте посмотрим и послушаем… (Инсценировка по рассказу Евгения Пермяка "Маляр с золотой медалью") 8 – Знаете, ребята, а у нас сосед есть: маляр Корней. У него четыре сына: Иван, Степан, Василий и Петя. Пришло время Пете ремесло выбирать. Говорит ему отец: 9 (отец) – Будь, Петя, как я, как братья твои, маляром. Хорошее ремесло. 10 (Петя) – Папа, я же школу закончил с золотой медалью. Как же я могу с таким образованием маляром быть, мазаным ходить? 9 – А ты поезжай, посмотри, как твои братья работают. Тогда решишь. 8 – Приехал Петя к старшему брату, Ивану, в Тулу. Брат...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.02.04 | Просмотров: 1024
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|