Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока русского языка по теме Формулы слогов в глаголах (4-й класс) - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока русского языка по теме Формулы слогов в глаголах (4-й класс)


Автор(ы): Срогович Алина Геннадьевна, преподаватель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи:
  1. Уточнить знания о глаголе.
  2. Формировать орфографическую зоркость.
  3. Формировать элементарные навыки учебного исследования на основе языкового материала.
  4. Учить осознавать противоречивость мнений о фактах языка.
  5. Учить планировать собственную деятельность.
  6. Совершенствовать умение обобщать, делать выводы.
  7. Формировать умение выделять опорные слова урока.
  8. Совершенствовать навыки работы в группе.
Определение типа урока.
  • Рассмотрите рисунок.

  • Чем занят ученик? Скажите об этом одним словом. (Смотрит, рассматривает, изучает, исследует.)
  • Давайте запишем эти слова. (Один ученик работает у доски.) На какие орфограммы следует обратить внимание при записи?
Смотрит, рассматривает, изучает, исследует.
  • Какая орфограмма присутствует во всех словах? (Буква безударного гласного в окончаниях.)
  • Как может называться урок, на котором что-то исследуют? (Урок-исследование.)
  • Учитель назначает одного ученика составителем словаря урока и дает ему словарные карточки для этого словаря.
  • Ты будешь заведующим "Словаря урока".
СЛОВАРЬ УРОКА
  • Как только на уроке появится новое слово, которое есть на твоих карточках, ты его сразу вывешиваешь на доску. Какую карточку ты уже можешь вывесить? (Урок – исследование.)
  • Итак, сегодня мы проводим урок-исследование. Кем вы будете на таком уроке? (Исследователями – карточка в "Словарь урока".)
Определение предмета исследования
  • У нас урок русского языка. Что можно исследовать на уроке русского языка? (Звук, букву, слог, слово, предложение, текст.)
  • Видите, как много возможностей для исследования. Верно, исследовать можно любую языковую единицу (карточка). Давайте остановимся на слове.
  • Что вам известно о слове?
? ? ? ?
значение звуки
ударение
слоги
буквы правила письма
  • Ученые-языковеды изучают слово с разных сторон, потому что слово живет в разных разделах языка. (Разделы языка – карточка в " Словарь урока"). Прочитайте, как называются эти разделы. (Учитель вывешивает эту таблицу над предыдущей.)
Разделы языка Фонетика
Лексика
Орфография
Графика
(Лексика, графика, фонетика, орфография – карточка в "Словарь урока").
  • Как вы думаете, что может скрываться под знаками вопроса? (Названия разделов языка).
  • В каком столбике таблицы какая карточка должна стоять?
Лексика Фонетика Графика Орфография
значение звуки
ударение
слоги
буквы правила письма
  • Итак, в разных разделах науки о языке слово может быть предметом изучения, предметом исследования. Но слов в языке очень много. Слова какой части речи вы записали? (Глаголы.)
  • Давайте определим, ЧТО именно мы будем исследовать у глагола? Рассмотрите записи.

  • Что вы можете сказать об этих записях? (Интересно. 1 – похоже на начало загадки: "А и В сидели на трубе, А упала, В пропала. Кто остался на трубе?" 2 – получается слово бабочка; это какая-то буквенно-рисуночная математика. 3 – Саша + Галя. 4 и 5 – что-то из химии. 6- математическая формула (сумма квадратов).
  • Как можно назвать все это одним словом? (Формулы – карточка в "Словарь урока").
  • Что может представлять собой формула С + Г в русском языке? Названия каких понятий в русском языке начинаются на эти буквы? (Слог: согласный + гласный – карточка в "Словарь урока").
  • Что же это такое: согласный + гласный? (Слог).
  • Кто теперь может назвать предмет нашего исследования? (Слоги в глаголах).
  • Как бы вы обозначили это на схеме слова? (Вертикальными линиями разделим слово на слоги).
  • А слово к какой части речи будет относиться? (Глагол).
  • Обозначьте и это на схеме так, как делаете всегда.
гл.
____|_____|_____ | |
  • Что вам хотелось бы узнать по теме "Слоги в глаголах"? С каких сторон можно рассматривать слоги в глаголах? (Молчат).
Вопросы-подсказки:
Вариант 1
  • Может быть, можно посчитать слоги? На какой вопрос мы этим ответим? (Сколько слогов может быть в словах-глаголах?)
  • И сколько же? (2, 3, 4, 5.)
  • Мнения разделились. Как провести такое исследование? (Надо взять глаголы.)
  • Приведите пример.
  • Что ты будешь делать с этим глаголом? (Разделю на слоги.)
  • Каким будет следующий шаг? (Считаю слоги.)
  • Каким будет вывод из такого исследования? (В глаголах может быть ____ слогов.)
  • Итак, у нас есть один вариант исследования: количество слогов в глаголах.
Вариант 2.
  • С какой еще стороны можно посмотреть на слоги в глаголах? (Молчат.)
  • А если обратить внимание на ударение? Что узнаем в таком исследовании? (Какой по счету слог может быть в глаголе ударным?)
  • И какой же? (1, 2, 3, 4.)
  • Опять нет единого мнения, значит, можно вести исследование. Кто расскажет порядок такого исследования? (Взять глагол, поставить ударение, разделить на слоги, определить порядковый номер ударного слога.)
  • Что нового в таком исследовании мы узнаем для себя? (Узнаем, какой по счету слог в глаголе может быть ударным; будем лучше знать правильное место ударения, т.к., может быть, придется обращаться к словарю.)
Вариант 3.
  • И наконец... Давайте обратимся к таблице формул. Вспомните, какая из этих формул нас интересовала больше всего? (С+Г.)
  • В словах русского языка встречаются только слоги такого состава: согласный + гласный? (Да, нет.)
  • Видите, опять разные мнения.
  • Открыть вопросы на доске:
  • Согласитесь, это очень интересные предложения для исследования. Прочитай, ___, их с доски.
1. Сколько слогов бывает в глаголах?2. Какой по счету слог может быть ударным?
3. Какие формулы слогов можно встретить в глаголах?
ПОРЯДОК
КАЧЕСТВО
КОЛИЧЕСТВО
  • В одном из исследований мы узнаем о порядке, в другом – о количестве, в третьем – о качестве слога. Соедините стрелками вопрос исследования и его итог.
1. Сколько слогов бывает в глаголах?2. Какой по счету слог может быть ударным?
3. Какие формулы слогов можно встретить в глаголах?
ПОРЯДОК 2
КАЧЕСТВО 3
КОЛИЧЕСТВО 1
Формулировка темы урока
  • Как вы думаете, какое из этих исследований будет вам более интересным? О чем вы знаете меньше всего? (О формулах слога).
  • Уточните тему нашего исследования. На какой вопрос мы будем искать ответ? (Какие слоги встречаются в глаголах? Формулы слогов в глаголах).
  • Учитель вывешивает плакатик с темой урока на доску.
Планирование деятельности
  • Что нужно сделать, чтобы провести такое исследование?
План работы
  1. Выбрать группу глаголов.
  2. Разделить глаголы на слоги.
  3. Составить их формулы.
  4. Сделать вывод.
  • Как вы поступите, если встретятся слоги одной и той же формулы? (Можно их вычеркивать, можно обводить в кружок нужные, можно отмечать другим каким-то знаком.)
  • Чтобы вывод был правильным и точным, обведите неповторяющиеся формулы.
  • Организация групповой работы
  • Эту работу вы будете выполнять в группе. Давайте повторим правила работы в группе. Прочитайте их вслух.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
  1. Делу – время.
  2. Если не я, то кто же.
  3. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
  4. Уважай чужое мнение, и к тебе прислушаются.
  • Как вы понимаете правило № 2? (Нужно быть инициативным, не ждать, что кто-то другой сделает работу.)
  • Познакомьтесь с плакатами для групповой работы. Вдумайтесь в их содержание.
Плакаты для групповой работы
Глаголы 1 слог 2 слог 3 слог 4 слог
1 группа
Вскрикивать
Ухватиться
Размышлять
Исследовать
Заблудиться
ИТОГ
Глаголы 1 слог 2 слог 3 слог 4 слог
2 группаВздрагивать
Смотреть
Искрить
Стройте
Сгребать
ИТОГ
Глаголы 1 слог 2 слог 3 слог 4 слог
3 группаТявкнуть
Охать
Властвовать
Всплеснуть
Взвизгнуть
ИТОГ
  • Что в плакате уже дано? (Глаголы.)
  • Прочитайте про себя глаголы в 1 графе.
  • Вторая группа, вопросы к вам. Что обозначает глагол искрить? (Давать искры при недостаточном электрическом контакте (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).
  • Найдите в своем столбике глагол, не похожий на другие. (Стройте. Все остальные – в неопределенной форме.)
  • Третья группа, вам задание. Покажите действия, которые обозначают глаголы тявкнуть, охать, всплеснуть.
  • Как вы думаете, для чего в таблице 2, 3, 4 графы? (Здесь нужно будет составить формулы слогов.)
  • Какие буквы нам будут в этом помогать? (С и Г.)
  • Что обозначает буква С€ Г?
  • Проба деятельности
  • Итак, первый пункт плана у нас уже выполнен: группа глаголов у нас уже есть. Давайте попробуем вместе поработать над глаголом думать.
Коллективная работа (один ученик у доски).
  • Запиши глагол думать. Рассуждай, что и как будешь делать дальше? (Делить слово на слоги вертикальными линиями.)
  • Что представляет собой 1 слог в глаголе думать? (СГ.)
  • Из каких звуков состоит 2 слог? (СГС.)
Ду-мать СГ* СГС*
  • Какой вывод можно сделать о глаголе думать? (Молчат.)
  • На какой вопрос мы ищем ответ? (Какие формулы слогов есть в глаголах?)
  • Какие формулы слогов встретились в этом глаголе? (СГ и СГС.)
  • Они повторяются? (Нет.)
  • Значит, оставляем обе формулы.
  • Вы заметили, в ваших таблицах есть итоговая строка. Для чего? (Посчитать неповторяющиеся формулы.)
Самостоятельная работа в группе.
  • Теперь вы сами продолжите работу на плакатах. Сразу обсудите, кто будет отчитываться о работе группы.
Вид плакатов после групповой работы
...

Глаголы 1 слог 2 слог 3 слог 4 слог
1 группа
Вскри-ки-вать ССССГ* СГ* СГС*
У-хва-тить-ся Г* ССГ* СГС СГ
Раз-мыш-лять СГС СГС СГС
Ис-сле-до-вать ГС* ССГ СГ СГС
За-блу-дить-ся СГ ССГ СГС СГ
ИТОГ 3 2 1 0
Глаголы 1 слог
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.02.04 | Просмотров: 1040

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340