Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Звездный час функции (урок – смотр знаний) - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Звездный час функции (урок – смотр знаний)


Автор(ы): Березовская Татьяна Николаевна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ВВЕДЕНИЕ
Накопленный наглядный материал, богатая “методическая копилка” из изученных и законспектированных научных статей журналов и газет по математике, их системность облегчили составление сценария и оформление урока.
Цели урока:
  • повторение и обобщение понятия функции, ее свойств, а также расширение кругозора учащихся,
  • повышение уровня их математической культуры,
  • осуществление крупноблочного изучения математики, дифференцированного подхода в обучении.
Содержание:
  • задачи физического содержания;
  • задачи из нематематических областей;
  • применение математических методов исследования функции для решения практических задач, задач нестандартного типа.
Организация и подготовка
Основные участники урока-смотра – 10-11 классы, из 7-9 классов – хорошисты. Гости: администрация школы, учителя.
В каждой команде учащиеся с 7 по 11 классы, всего 4 команды по 7 человек.
Ответы на вопросы игры “Математические карты”, домашнее задание “Примеры функций в нематематических областях” готовятся заранее за месяц до урока. Планомерно проводится теоретическая и практическая подготовка учащихся по теме “Функция” с 7 по 11 классы.
Капитанам команд до урока дается инструктаж о выставлении оценок в ведомость, об использовании раздаточного материала, который раскладывается заранее на столе.
Оформление
1. Постоянное оформление.
а) Высказывания в таблицах
“Установить соответствие и задать функцию означает одно и то же”
Маркушевич А.И.

“В понятии функциональной зависимости, как в зародыше, уже заложена вся идея овладения явлениями природы и процессами техники при помощи математического аппарата”
Хинчин А.Я.

б) Портреты Леонарда Эйлера (1707-1783), Г. Кантора (1845-1918).
в) 16 самодельных таблиц по всему школьному курсу математики (ЛОСы):
7 класс
№ 4. Функция.
№ 5. Линейная функция.
№ 8. Функция и .
№14. График линейного уравнения с двумя переменными.
8 класс
№ 6. Функция
№ 9. Функция
9 класс
№ 1. Функция и ее свойства.
№ 3. Квадратичная функция и ее свойства.
№ 4. Квадратичная функция и ее график.
№11. Степенная функция.
№14. Определение тригонометрических функций. Свойства.
10 класс
№ 1. Зависимость.
11 класс
№ 2. Чтение графика у = f(x).
№ 3. Линейная функция у = кх + в.
№ 5. Квадратичная функция
№ 7. Исследование функции.
№ 8. sin и cos.
2. Сменное оформление Рисунок 1
1) “Кто с детских лет …” (во вступительном слове).
2) “Непреодолимого …” (1 этап).
3) “Чтобы переваривать …” (2 этап).
4) “Математика-наука ...” (3 этап).
5) “Где есть желание …” (3 этап).
6) “Алгебра учит …” (4 этап).
7) “Ошибаться …” (5 этап).
8) “Хорошая …” (6 этап).
9) “Мудр …” (6 этап).
10) “Через математические знания …” (7 этап).
11) “Люди учатся …” (в нужной ситуации).
12) 5 таблиц для игры “Лабиринт”:
3. Изготовленные учащимися рисунки для “Домашнего задания”.
1) Написание буквы И.
2) Список богов римской мифологии.
3) График зависимости изменения тока от сечения провода.
4. Записи на доске (написать до урока).
1) Тема, цель и план проведения урока.
2) Ведомость для игры “Улей”.
5. Раздаточный материал
4 ведомости для капитанов (Приложение 1).
Математические карты (теоретические вопросы) 4 колоды по 36 карт:
7 класс – зеленым цветом карты № 1-9,
8 класс – черным цветом карты № 10-15,
9 класс – красным цветом карты № 16-25,
10 класс - фиолетовым цветом карты № 26-29,
11 класс – синим цветом карты № 30-36.
Бочонки от “Лото” (№ 1-5).
Проволочные кольца, мыльный раствор (“Домашнее задание”).
Картонные раскрашенные картинки “Лабиринт”.
4 одинаковые карточки с формулами (“Преобразование графиков”) Рисунок 1.
14 небольших таблиц (игра “График-формула”) Рисунок 1
14 карточек к игре “График-формула” с формулами Рисунок 1
28 карточек-заданий с 7 по 11 классы для практической части.
4 карточки с пословицами Рисунок 1
Проверка степени усвоения учебного материала:
  • метод тестирования с выбором правильного ответа,
  • метод “вопрос-ответ”.
Оценка: правильный ответ – 5 баллов.
Победитель – наибольшее количество баллов.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент
II. Основная часть урока
1 этап
Теоретический опрос. Игра “Математические карты”.
2 этап
Домашнее задание. Примеры функций в нематематических областях.
3 этап
Чтение графиков. Игра “Лабиринт”.
4 этап
Конкурс “График-формула”.
5 этап
Практическая часть. Игра “Улей”.
6 этап
Логическая пауза. “Графическое изображение пословиц”.
III. Подведение итогов
КТО НАЧИНАЕТ ИГРУ
1 этап. Ученик с картой с наименьшим номером.
2 этап. По жребию.
3 этап. По жребию (или по номеру бочонка из мешочка).
4 этап. В процессе игры.
5 этап. В процессе игры.
6 этап. В процессе игры.
ХОД УРОКА
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ)
1) Представить ребятам собравшихся гостей.
2) Рассказать о том, как будет организована работа.
3) Сообщить цель сдвоенного урока-смотра знаний по теме “Функция”.
ВЕДУЩИЙ
Функция – это одно из основных математических и общенаучных понятий. Она выражает зависимость между переменными величинами. Каждая область знаний – физика, химия, биология, социология, лингвистика, математика и другие – имеет свои объекты изучения, устанавливает свойства и взаимосвязи между этими объектами.
На нашем уроке мы постараемся вспомнить основные свойства функций, методы построения графиков функций, исследование и применение их в различных областях. И еще мы постараемся доказать, что математику не зря называют “царицей наук”, что ей больше, чем какой- либо науке свойственны красота, гармония, изящность и точность [1] Поэтому, ребята, (прочитать цитату 1)
(Цитата 1)“Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”
А. Маркушевич
Так что дерзайте, играйте и выигрывайте!
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
(Цитата 2)“Непреодолимого на свете ничего нет”
А.В.Суворов
1 ЭТАП УРОКА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОПРОС. ИГРА “МАТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ”
ВЕДУЩИЙ
1 этап урока “Теоретический опрос” проводим в форме игры “Математические карты”. Объясняю правила игры. На каждом столе имеется колода из 36 карт с вопросами по теме “Функция” по всему школьному курсу алгебры. По моей команде капитан каждому члену команды раздает по 4 карты, причем ученикам 7 класса только вопросы по 7 классу, ученикам 8 класса - вопросы 7, 8 классов и т.д.
Игру начинает ученик с картой с наименьшим номером. Вы, ребята, отвечаете по часовой стрелке по порядку на один вопрос. К каждой команде подходит член комиссии. После правильного ответа учащихся член комиссии говорит “карта бита”.
Битая карта откладывается в сторону. Если ответ неверный, то карта остается в колоде у игрока. Проигрывает тот, у кого в конце игры на руках окажутся карты.
Образец карты: 4 колоды по 36 карт (т.е. по 36 теоретических вопроса).
6
Какая функция называется линейной?
Оценка игры каждого:
“2 балла” - в руках осталось 2 и более карт,
“3 балла” - в руках осталась 1 карта,
“4 балла”- при ответе были недочеты,
“5 баллов” - нет карт.
Оценка команды:
“5 баллов” - все карты биты,
“4 балла”- одна небитая,
“3 балла”- две небитые карты,
“2 балла” - 3 и более небитых карт. (Приложение 2)
2 ЭТАП УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
ПРИМЕРЫ ФУНКЦИЙ В НЕМАТЕМАТИЧЕСКИХ ОБЛАСТЯХ
(Цитата 3)“Чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом.”
Франс А.
ВЕДУЩИЙ
2 этап урока “Домашнее задание”.
Функции – это математические портреты устойчивых закономерностей, познаваемых человеком. Домашним заданием было найти примеры таких устойчивых закономерностей, выверенных многовековым опытом народа.
Сейчас, ребята, вы приведете примеры функций в нематематических областях. (Приглашение выступающих с сообщениями[2])
  1. Из истории письменности.
  2. Пример из биологии.
  3. Пример из древней мифологии.
  4. Пример из электротехники.
  5. Пример из повседневного быта.
(Приложение 3)
3 ЭТАП. ЧТЕНИЕ ГРАФИКОВ. ИГРА “ЛАБИРИНТ”
(Цитата 4) “Математика – наука для глаз, а не для ушей”
К.Гаусс

(Цитата 5)“Где есть желание, найдется путь”
Пойа Л.
ВЕДУЩИЙ
Ребята, перед вами 5 таблиц [1] на чтение и преобразование, на свойства функции: периодичность, непрерывность и четность функций (приложение 4)Рисунок 1
На каждом столе картонные раскрашенные картинки, так называемые “Лабиринты” (показать). Капитаны команд поочередно вытаскивают из мешочка бочонки (или тянут жребий), в котором указан номер графика из таблицы №1. Это будет начало лабиринта.
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.02.05 | Просмотров: 1105

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340