Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Итоговый урок в психолого-педагогическом классе Слагаемые педагогического мастерства - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Итоговый урок в психолого-педагогическом классе Слагаемые педагогического мастерства


Автор(ы): Кузьмина Татьяна Николаевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Поэтапный анализ урока

Технология: “Сотрудничество”

Этапы урока Цели Методы, формы и средства достижения Оборудование
“Эксперсс-опрос” Включение в урочный процесс.
Выявление взглядов учащихся на профессии “Учитель”, “Психолог”, “Классный руководитель”
Метод анализа конкретных понятий. Раздаточный материал.
“Слагаемые мастерства” Роль психолого-педагогических знаний и умений в мастерстве учителя.
1 слагаемое:
“Темперамент”
Роль темперамента ученика и учителя в успешности учебного процесса. Содержательно-дискуссионный метод.
2 слагаемое:
“Тип поведения ученика”
Педагогическое искусство в работе с детьми “плохого” поведения. Словесно-дедуктивный метод.
(Ученик – объект)
Раздаточный материал.
3 слагаемое:
“Репрезентативная система человека”
Трансляция знаний в умения и навыки посредством творческого упражнения “Домашнее задание”. Метод творческого самовыражения.
(Ученик – субъект)
Раздаточный материал.
4 слагаемое:
“Эмоциональная и педагогическая культура учителя
Использование психолого-педагогических знаний в решении педагогических ситуаций. Экспериментальный метод поиска верного решения. Раздаточный материал.
5 слагаемое:
“Барьеры педагогического общения”
Практическое применение знаний о барьерах педагогического общения через игру “В класс вошёл учитель”. Метод ролевой игры; метод творческой изобретательности.
(Ученики – субъекты и объекты)
Раздаточный материал.
6 слагаемое:
“Урок – это искусство” (начало урока)
Развитие творческих способностей учащихся через психолого-педагогическую игру “Начни урок” Метод самодеятельности, творческой изобретательности.
(Ученик – субъект)
Музыкальное сопровождение.
“Всё ещё впереди” Подведение итогов “Эксперсс-опроса” (возможна дискуссия).Настрой на следующие “слагаемые” через “концовку урока”. Метод метафоры.Интонационно-речевой метод.
Цели
  • Подготовка будущих психологов и педагогов к успешной профессиональной деятельности.
  • Знакомство с психолого-педагогическими секретами мастерства.
  • Практическое применение знаний в игровых ситуациях.
ХОД ЗАНЯТИЯ

“Экспресс-опрос”

Цель
  • Включение в урочный процесс.
  • Выявление взглядов учащихся на профессии “Учитель”, “Психолог”, “Классный руководитель”.
Раздаточный материал по рядам, на котором каждому дать краткое (1-2 слова) определение, предназначение профессий: Учитель, Психолог, Классный руководитель; чтение и анализ опроса в конце урока

“Слагаемые мастерства”

Оборудование
  • Магнитофон,
  • Кассета с релаксационной музыкой,
  • На доске:
Слагаемые мастерства = знания о… (заполняется по мере изучения слагаемого)
Метафора
  • “О художниках-пуантилистах”, идея которой в том, что “большее видится на расстоянии”.
Цель
  • Определение с помощью практических заданий и упражнений влияния психолого-педагогических знаний на мастерство учителя.
1 слагаемое: “Темперамент”
Содержательная дскуссия о роли темперамента на работу учителя (вопросы):
  • Наиболее подходящие типы темперамента при выборе профессии типа “Человек-человек?
  • С учащимися какого типа темперамента легче работать учителю? Почему?
  • С учащимися какого типа темперамента интереснее работать учителю? Почему?
  • С учащимися какого типа темперамента труднее работать учителю? Почему?
2 слагаемое: “Тип поведения учащихся”
Цель
  • Показать приёмы педагогического искусства в работе с детьми “плохого” поведения (типы поведения):
  • “Привлечение внимания”
  • “Власть”
  • “Месть”
  • “Избегание неудачи”
Задание № 1. На доске расположить карточки от “лёгкого” типа к “сложному”.
Вопросы
  1. Чем они отличаются друг от друга?
  2. Почему “Избегание неудачи” – самый трудный?
  3. Какие педагогические находки можно использовать при работе с учащимися этих типов поведения.
3 слагаемое: “Репрезентативная система (система восприятия человека)”
Практическое творческое упражнение “Домашнее задание”.
Работа по рядам:
  • 1 ряд – аудиалисты
  • 2 ряд – визуалисты
  • 3 ряд – кинестетики
Кто попробует дать домашнее задание одновременно всем трём типам восприятия?
4 слагаемое: “Эмоциональная и педагогическая культура учителя”
Практическая работа по группам (4 группы) “Решение педагогических ситуаций”.
Общая ситуация № 16 – всем группам.
Ситуация № 16.
Проверяя сочинение по литературе, учительница не верит своим глазам: у слабой, безграмотной девочки – хорошая работа. Только почему-то очень знакомая. Учительница вспоминает, что читала эту работу в прошлом году, и она принадлежала умненькой девочке-отличнице. На уроке учительница как бы невзначай спрашивает: “Катя, а ты знаешь Таню Савицкую?” – “Да, это моя соседка”, – бесхитростно отвечает девочка. Всё ясно: сочинение попросту переписано. Как поступить?
  • Наказать девочку за списывание двойкой.
  • Заставить девочку переписать сочинение, изменив при этом тему.
  • Наказать обеих девочек, проведя с ними нелицеприятную беседу.
  • Оставить положительную оценку без изменения, но отличницу, давшую списать сурово наказать.
  • Решительно спросить: “Таня дала тебе списать, но чем же ты в ответ её отблагодарила?
  • Лучше спустить всё “на тормозах”: даже переписывание для двоечницы не пройдёт бесследно.
Отдельные ситуации по группам: № 34, 15, 22, 18. Обсуждение правильности выбора ответа.
Группа № 1 (№ 15).
На уроке литературы пожилая учительница решила высказать ребятам всё, что о них думает: “Равнодушные они и идеалов у них нет, и интересов никаких; в театры и музеи не ходят, книг не читают, о классической музыке понятия не имеют …”. Мальчик поднимает руку: “Ирина Гавриловна, Вы так говорите, потому что не “въезжаете в то, чем мы живём. Попробуйте сначала “въехать”, а потом учите”. “Я и так всё вижу и понимаю”, – лихо парировала учительница. “А зря – откликнулся мальчик, – Татьяна Леонтьевна, по истории, сначала тоже так говорила. А мы её дали послушать кассету группы “Агата Кристи” и ей понравилось”. Что ответить?
  • Грустно развести пуками: “Да вот такая я отсталая, ребятки, честь для меня остаётся честью, а дурь – дурью”.
  • Собраться с духом и выпалить: “Я не въезжаю, так ты врубись в то, о чём я толкую”.
  • Улыбнуться: “Ну, достали! Так и быть несите вашу “Агату Кристи” – попробую въехать”.
  • С готовностью произнести: “Согласна на “Агату Кристи” в обмен на Шестую симфонию Чайковского. Идёт?”
  • Серьёзно заметить: “Позвольте заметить, что Пушкин тоже не всегда въезжал в своих современников, а Толстому слабо было въехать даже в собственную семью”.
Группа № 2 (№ 22).
Заметив, что по классу из рук в руки ходит электронная игра, учительница её отбирает. Тут же объявляется хозяин и просит её вернуть. Учительница обещает отдать после уроков, на что мальчик уверенно заявляет: “Это моя частная собственность и Вы не имеете права её отнимать”. Как поступить?
  • Отдать без лишних разговоров, а то хлопот не оберёшься.
  • Спокойно продолжать урок, никак не реагируя на сказанное.
  • Быстро парировать: “Только что эта собственность была коллективной и мешала мне и другим ребятам работать”.
  • Удивиться: “Твоя частная собственность? Что же ты раньше её так плохо охранял?”
  • Уверенно резюмировать: “Это не частная собственность, а мелочь, создающая помехи на уроке. Получишь свою игрушку после уроков”.
  • Решительно возразить: “Ну уж нет, сначала я сама поиграю, а потом верну тебе твою частную собственность в целости и сохранности”.
  • Спросить вкрадчиво: “Ты ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1685

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340