Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Итоговый урок в психолого-педагогическом классе Слагаемые педагогического мастерства
Автор(ы): Кузьмина Татьяна Николаевна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Поэтапный анализ урока Технология: “Сотрудничество” Этапы урока | Цели | Методы, формы и средства достижения | Оборудование | “Эксперсс-опрос” | Включение в урочный процесс. Выявление взглядов учащихся на профессии “Учитель”, “Психолог”, “Классный руководитель” | Метод анализа конкретных понятий. | Раздаточный материал. | “Слагаемые мастерства” | Роль психолого-педагогических знаний и умений в мастерстве учителя. | | | 1 слагаемое: “Темперамент” | Роль темперамента ученика и учителя в успешности учебного процесса. | Содержательно-дискуссионный метод. | | 2 слагаемое: “Тип поведения ученика” | Педагогическое искусство в работе с детьми “плохого” поведения. | Словесно-дедуктивный метод. (Ученик – объект) | Раздаточный материал. | 3 слагаемое: “Репрезентативная система человека” | Трансляция знаний в умения и навыки посредством творческого упражнения “Домашнее задание”. | Метод творческого самовыражения. (Ученик – субъект) | Раздаточный материал. | 4 слагаемое: “Эмоциональная и педагогическая культура учителя | Использование психолого-педагогических знаний в решении педагогических ситуаций. | Экспериментальный метод поиска верного решения. | Раздаточный материал. | 5 слагаемое: “Барьеры педагогического общения” | Практическое применение знаний о барьерах педагогического общения через игру “В класс вошёл учитель”. | Метод ролевой игры; метод творческой изобретательности. (Ученики – субъекты и объекты) | Раздаточный материал. | 6 слагаемое: “Урок – это искусство” (начало урока) | Развитие творческих способностей учащихся через психолого-педагогическую игру “Начни урок” | Метод самодеятельности, творческой изобретательности. (Ученик – субъект) | Музыкальное сопровождение. | “Всё ещё впереди” | Подведение итогов “Эксперсс-опроса” (возможна дискуссия).Настрой на следующие “слагаемые” через “концовку урока”. | Метод метафоры.Интонационно-речевой метод. | | Цели - Подготовка будущих психологов и педагогов к успешной профессиональной деятельности.
- Знакомство с психолого-педагогическими секретами мастерства.
- Практическое применение знаний в игровых ситуациях.
ХОД ЗАНЯТИЯ “Экспресс-опрос” Цель - Включение в урочный процесс.
- Выявление взглядов учащихся на профессии “Учитель”, “Психолог”, “Классный руководитель”.
Раздаточный материал по рядам, на котором каждому дать краткое (1-2 слова) определение, предназначение профессий: Учитель, Психолог, Классный руководитель; чтение и анализ опроса в конце урока “Слагаемые мастерства” Оборудование - Магнитофон,
- Кассета с релаксационной музыкой,
- На доске:
Слагаемые мастерства = знания о… (заполняется по мере изучения слагаемого) Метафора - “О художниках-пуантилистах”, идея которой в том, что “большее видится на расстоянии”.
Цель - Определение с помощью практических заданий и упражнений влияния психолого-педагогических знаний на мастерство учителя.
1 слагаемое: “Темперамент” Содержательная дскуссия о роли темперамента на работу учителя (вопросы): - Наиболее подходящие типы темперамента при выборе профессии типа “Человек-человек?
- С учащимися какого типа темперамента легче работать учителю? Почему?
- С учащимися какого типа темперамента интереснее работать учителю? Почему?
- С учащимися какого типа темперамента труднее работать учителю? Почему?
2 слагаемое: “Тип поведения учащихся” Цель - Показать приёмы педагогического искусства в работе с детьми “плохого” поведения (типы поведения):
- “Привлечение внимания”
- “Власть”
- “Месть”
- “Избегание неудачи”
Задание № 1. На доске расположить карточки от “лёгкого” типа к “сложному”. Вопросы - Чем они отличаются друг от друга?
- Почему “Избегание неудачи” – самый трудный?
- Какие педагогические находки можно использовать при работе с учащимися этих типов поведения.
3 слагаемое: “Репрезентативная система (система восприятия человека)” Практическое творческое упражнение “Домашнее задание”. Работа по рядам: - 1 ряд – аудиалисты
- 2 ряд – визуалисты
- 3 ряд – кинестетики
Кто попробует дать домашнее задание одновременно всем трём типам восприятия? 4 слагаемое: “Эмоциональная и педагогическая культура учителя” Практическая работа по группам (4 группы) “Решение педагогических ситуаций”. Общая ситуация № 16 – всем группам. Ситуация № 16. Проверяя сочинение по литературе, учительница не верит своим глазам: у слабой, безграмотной девочки – хорошая работа. Только почему-то очень знакомая. Учительница вспоминает, что читала эту работу в прошлом году, и она принадлежала умненькой девочке-отличнице. На уроке учительница как бы невзначай спрашивает: “Катя, а ты знаешь Таню Савицкую?” – “Да, это моя соседка”, – бесхитростно отвечает девочка. Всё ясно: сочинение попросту переписано. Как поступить? - Наказать девочку за списывание двойкой.
- Заставить девочку переписать сочинение, изменив при этом тему.
- Наказать обеих девочек, проведя с ними нелицеприятную беседу.
- Оставить положительную оценку без изменения, но отличницу, давшую списать сурово наказать.
- Решительно спросить: “Таня дала тебе списать, но чем же ты в ответ её отблагодарила?
- Лучше спустить всё “на тормозах”: даже переписывание для двоечницы не пройдёт бесследно.
Отдельные ситуации по группам: № 34, 15, 22, 18. Обсуждение правильности выбора ответа. Группа № 1 (№ 15). На уроке литературы пожилая учительница решила высказать ребятам всё, что о них думает: “Равнодушные они и идеалов у них нет, и интересов никаких; в театры и музеи не ходят, книг не читают, о классической музыке понятия не имеют …”. Мальчик поднимает руку: “Ирина Гавриловна, Вы так говорите, потому что не “въезжаете в то, чем мы живём. Попробуйте сначала “въехать”, а потом учите”. “Я и так всё вижу и понимаю”, – лихо парировала учительница. “А зря – откликнулся мальчик, – Татьяна Леонтьевна, по истории, сначала тоже так говорила. А мы её дали послушать кассету группы “Агата Кристи” и ей понравилось”. Что ответить? - Грустно развести пуками: “Да вот такая я отсталая, ребятки, честь для меня остаётся честью, а дурь – дурью”.
- Собраться с духом и выпалить: “Я не въезжаю, так ты врубись в то, о чём я толкую”.
- Улыбнуться: “Ну, достали! Так и быть несите вашу “Агату Кристи” – попробую въехать”.
- С готовностью произнести: “Согласна на “Агату Кристи” в обмен на Шестую симфонию Чайковского. Идёт?”
- Серьёзно заметить: “Позвольте заметить, что Пушкин тоже не всегда въезжал в своих современников, а Толстому слабо было въехать даже в собственную семью”.
Группа № 2 (№ 22). Заметив, что по классу из рук в руки ходит электронная игра, учительница её отбирает. Тут же объявляется хозяин и просит её вернуть. Учительница обещает отдать после уроков, на что мальчик уверенно заявляет: “Это моя частная собственность и Вы не имеете права её отнимать”. Как поступить? - Отдать без лишних разговоров, а то хлопот не оберёшься.
- Спокойно продолжать урок, никак не реагируя на сказанное.
- Быстро парировать: “Только что эта собственность была коллективной и мешала мне и другим ребятам работать”.
- Удивиться: “Твоя частная собственность? Что же ты раньше её так плохо охранял?”
- Уверенно резюмировать: “Это не частная собственность, а мелочь, создающая помехи на уроке. Получишь свою игрушку после уроков”.
- Решительно возразить: “Ну уж нет, сначала я сама поиграю, а потом верну тебе твою частную собственность в целости и сохранности”.
- Спросить вкрадчиво: “Ты ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1685
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|