Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Некоторые методические рекомендации по работе над сочинением-рассуждением (рецензия) при подготовке к сдаче ЕГЭ
Автор(ы): Сибгатуллина Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы; Ермиенко Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Учитель, начиная с 8 кл., учит школьников давать общие характеристики книгам, оценивать их содержание и форму, размышлять по поводу проблем, затронутых в прочитанном произведении т.е. проводит уроки развития речи, знакомя с жанрами: отзывом, рецензией и др. В связи с проводимым в стране Е Г Э перед учителем встала задача: научить правильно писать сочинение-рассуждение разных жанров. Чтобы научить учащихся, учитель сам должен уметь спланировать и провести уроки знакомства с названными жанрами, подобрать интересный дидактический материал, предложить школьникам нетрадиционные исследовательские задания. Цель нашей работы-предоставить учителю и апробировать на практике дидактический материал для проведения уроков развития речи. Для начала работы с учащимися целесообразен методический путь 1 этапа - изучение всего теоретического материала (табл. 1) “Жанровая специфика в произведении”. Эта таблица поможет учащимся в разграничении жанровой специфики произведении. Таблица 1. “Жанровая специфика произведений” Жанр (критерии) | Отзыв | Рецензия | Эссе | Дефиниция (определение ) | Эмоциональная оценка личностного восприятия | Разбор, оценка | Художественный очерк | Отнесенность жанра | Библиография | Жанр критики | Художественная проза | Композиция | Свободная: (впечатления с обоснованием) что вызвало это чувство, переживание; выходные данные кому адресовано, его жанр, главное действующее лицо. | Строгая | Свободная (текст выстраивается как новое субъективное мнение о чем-либо в форме заметки, впечатлений, соображений). | Язык | Эмоционально окрашенная лексика с использованием выразительных средств языка | Оценочная лексика с использованием профессионализмов и терминов. Демонстрация компетенции автора | Образность, афористичность, парадоксальность, установка на разговорную речь. | Цель | Обмен впечатлениям, выражениями, отношениями к тексту. | Рациональное, логическое и эмоциональное воздействие на читателя с целью сделать своими единомышленниками, призвать к активному действию. | Выражение личности автора текста с размышлениями, с ассоциативными и коннотативными соображениями. | Следующий этап - работа над лексическими средствами, которые помогают созданию текста. Таблица 2. “Передача информативного содержания текста при помощи его описания с включением оценки”. Примеры: Выражение наличия информации в авторском тексте | Автор анализирует, доказывает причину этого, видит том, что критически относится (к чему?) | Описание авторского текста | Ценные сведения, убедительные доказательства. | Выражение уверенности | Убежден, уверен | Выражение согласия | Одобрять, разделять точку зрения. | Таблицы 1- 2 взяты из книги: “Практическое пособие по развитию речи” М. 1983 ответственный редактор Добровольская. Так как с жанровой спецификой произведений учащиеся познакомлены, лексические средства связи им предложены и у детей появился некоторый опыт в разграничении жанров сочинения-рассуждения, предлагаем тексты по работе различения жанровых произведений. Сочинение-рассуждение в жанре эссе по притче Н. Соколовой “Рябинка”. Прочитав текст о рябинке автора Соколовой, я четко и ясно поняла, что автор поднимает проблемы экологии, милосердия к окружающему миру. Иносказательный смысл текста помогает разграничить добро и зло. Учит нравственным нормам. Проблема добра и зла, поднятая автором, актуальна во все времена. В тексте говорится о рябинке, которая выросла при дороге случайно, незаконно, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой. Но когда наступил август, рябинка совершенно преобразилась, созревшие ягоды пылали как костер, и она согнулась под тяжестью кистей. Хороша была рябинка и в солнечный, и в дождливый день. Стояла и радовала красавица окружающих, пока добрые люди не приняли участия в ее судьбе: и девочка, и усатый дядька, и туристы, и влюбленный человек. Каждый из них унес кусочек ее красоты, желая порадовать близких и родных. А хозяйственник, приехав и увидев ее, сказал:"Убрать. Срубить. Весь вид портит!". И срубили рябинку. Передо мной в один миг промелькнула ее короткая жизнь, оставив в душе неизгладимый след. Эта история учит нас по-новому смотреть на жизнь, на Добро и Зло (хотя “учат” не совсем точное слово, они просто помогают нам понять). Отзыв о прочитанной статье Мне интересно было прочесть статью Д. Гранина “Все, о Люцилий, не наше”, поскольку раньше я не была знакома с автором в качестве публициста. На первый взгляд может показаться, что речь в статье идет о дефиците времени, о том, что даже технический прогресс не решил этой проблемы. Но, внимательнее прочитав статью, я заметила, что автор обеспокоен не столько самой нехваткой времени, сколько тем, что в суете буден человек не замечает самого главного, того, ради чего он живет. Статья адресована не только деловому человеку, жизнь которого проносится в беготне и суете, но и школьнику, студенту, старику. И у самого автора та же проблема. Вот он сокрушается: “Не достает времени на друзей, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы, не думая, постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев”. Современный человек лишен главной своей привилегии, которая отличает его от всего живущего на земле, - привилегии думать. На самом деле, время не стало бежать быстрее, это мы все спешим куда-то, лишая себя радости общения с детьми, природой, с самим собой. Душевная нерастраченность - вот главный дефицит современного человека. "Остановись, прислушайся к себе, сумей увидеть главное, не торопись, ведь бег ведет к опустошению души"- вот то главное, что хочет сказать нам Д. Гранин. Рассказ “Пещера” - необычайное произведение русской литературы. С первых же строк погружаешься в обстановку каменного века: “Ледники, мамонты, пустыни. Ночные, черные. Чем-то похожие на дома, скалы; в скалах пещеры. И неизвестно, кто трубит ночью на каменной тропинке между скал и, вынюхивая тропинку, раздувает белую снежную пыль, может быть, могучий гигант, может быть, ветер; а может быть - ветер и есть ледяной рев какого-то мохнатого чудовища. Одно ясно: зима...”. Но уже следующий эпизод возвращает читателя в сегодняшнее время. В данном рассказе писатель, так или иначе, касается “больных” сторон революционной и послереволюционной действительности. Замятин описывает лишь самые существенные вещи, предметы, а не дает детального изображения. Особое место он уделяет печке, уподобляя ее пещерному богу, олицетворяя ее. Кажется, что ржавая “буржуйка” живет собственной жизнью: “Чугунный бог еще гудел”, “ Пещерный бог затихал, съеживался, затих, чуть потрескивает”, “Но пещерный бог набил брюхо с самого утра, милостиво загудел”, “Пещерный бог змеино шипел”, “Равнодушно задремывает чугунный бог”. В ходе рассказа главный герой вступает в конфликт с самим собой - его душа как будто раскалываетс...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.02.12 | Просмотров: 1421
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|