Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Петербург в русской поэзии XVIII — начала XX века - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Петербург в русской поэзии XVIII — начала XX века


Автор(ы): Мирошникова Любовь Борисовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Словарно-лексическая работа
(комментарии)
1. Тредиаковский Василий Кириллович (1703-1769) “Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу”.
Ингрия (другие названия – Ингерманландия, Ижора) – старое название территории, расположенной по берегам Невы и к югу-западу от Ладожского озера, которая с 1228года являлась владением Великого Новгорода, с 1478года входила в состав Российского Государства. В1581-1590, 1609-1702гг. была оккупирована Швецией. Возвращена России в 1702-1703гг. В 1708г. стала частью Петербургской губернии.
…о Петре…- ради Петра.
2. Пушкин Александр Сергеевич (1799-XVIII37). “Город пышный, город бедный”.
Последние строки относятся к Анне Алексеевне Олениной, дочери А.Н. Оленина (1763-XVIII43) – писателя, археолога художника, президента Академии художеств, директора публичной библиотеки.
“Медный всадник” - поэтическое название памятника Петру 1, сооруженного в 1782году. Автор проекта – известный французский скульптор Этьен Фальконе (1716-1791). Голова Петра была выполнена ученицей Фальконе Мари-Анн Коло. Змею, символизирующую враждебные России и преобразовательной деятельности Петра силы, вылепил, по замыслу Фальконе, русский скульптор Ф.Г.Гордеев.
3. Н.А. Некрксов (XVIII21-XVIII77) “Дружеская переписка Москвы с Петербургом”.
…в гиперборейском… - в северном; от слова “гипербореи”, - по преданиям древних греков, народ, живший далеко на севере.
Там есть и добрая: вот, например, Жуковский… - среди петербургских писателей славянофилы выделяли в положительном смысле В.А. Жуковского.
Святого ничего - одна утилитарность! – обвинение в утилитарности было традиционным для высказываний славянофилов о Петербурге.
И против гласности стишонки сочиняет!.. – поэты демократического лагеря высмеивали веру либералов в то, что некоторые цензурные послабления, наступили после смерти Николая 1, в XVIII55г., могут привести к истинным демократическим свободам.
4. Теффи (Бучинская Надежда Александровна, XVIII76-1952) “Бедный Азра”.
Азра – страдающий от любви герой с таким именем есть в книге Стендаля “О любви” и в стихотворении Г.Гейне “Азр”.
Мост Аничков – мост через Фонтанку на Невском проспекте. В нынешнем виде мост существует с середины прошлого века. Название моста происходит от находившейся недалеко Аничковой слободы, построенной рабочим батальоном, которым руководил подполковник Аничков. Он же был и строителем первого (ещё деревянного) Аничкова моста.
Гороховая шуба – “гороховое пальто” - широко распространенная в те годы кличка полицейского агента.
5.Ахматова (Горенко) Анна Андреевна (XVIII89-1966) “Стихи о Петербурге”.
…под аркой на Галерной… - вначале Галерной (ныне Красной) улицы расположена арка, соединяющая здания бывших Сената и Синода. Сенат – с первой половины 19 века высший судебный орган в России, осуществлявший надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. В начале 20 века размешался в здании на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов), построенном в XVIII29-XVIII34гг. по проекту К.И.Росси (1775-XVIII49). Синод – высший орган по делам русской православной церкви.
6.Рейснер Лариса Михайловна (XVIII95-1926) “Эрмитаж”.
Анатолийские вазы – вазы, изготовлявшиеся в Анатолии, так древние греки называли Малую Азию.
Канова Антонио (1757-XVIII22) – итальянский скульптор, представитель классицизма.
Камея – драгоценный или полудрагоценный камень с выпуклым изображением.
Петербург в русской поэзии XVIII-начало XX века
Цели:
  • познакомить учащихся с темой Петербурга в русской поэзии;
  • показать, как менялся образ города в зависимости от “бега времени”.
Задачи: прививать учащимся эстетические вкусы, этические нормы, духовные ценности.
Оборудование:
  • выставка книг, выставка рисунков учащихся к стихотворениям,
  • портреты поэтов, компьютер,
  • музыкальное сопровождение.
Ход урока
Какой-то город, явный с первых строк,
Растет и отдаётся в каждом слове.

Борис Пастернак
1. Орг. Момент.
2. Сообщение темы, цели, задачи урока.
3. Изучение нового материала.
А). Словарно-лексическая работа.
Б). Слово учителя.
К теме Петербурга обращались десятки русских поэтов. Среди них были и гении, и поэты второго и даже третьего ряда. Н.П.Анцифиров отмечал, что литературные произведения, посвященные этому городу, обладают немалой степенью внутреннего единства. Они образуют как бы цепочку текстов, точнее – целую разветвленную сеть, в которой каждое звено подключено под общее смысловое напряжение. И на этом основании можно говорить об этих произведениях как о едином петербургском тексте.
В русской литературе, да и в сознании общества в целом, Петербург с момента своего возникновения стал восприниматься не только как конкретный город, не только как новая столица, но и как символ новой России, символ её будущего. Неизбежные сопоставления: Петербург и Москва, Петербург и остальная Россия, Петербург и Западная Европа, - к которым постоянно обращалось и бытовое, и художественное сознание, давали ценнейший опыт – умение посмотреть на Петербург, на русскую жизнь в целом с различных точек зрения.
В). Выступление учащихся.
Петербург вошел в русскую литературу XVIII века на максимально мажорной ноте. Смысл творческой задачи авторами XVIII века виделся в том, чтобы найти оригинальные приёмы, образы сравнения для передачи понятного и близкого всем: удивления и восторга.
Чтение стихотворения.
Василий Тредиаковский “Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу”.
Сегодняшнему читателю, несомненно, бросится в глаза в стихах поэтов XVIII века, посвященных Петербургу, обилие исторических и мифологических параллелей, частые упоминания античных богов и героев. В этом сказалось стремление поэтов вписать своего “героя” в мировой культурно-исторический контекст, подчеркнуть неслучайный и в то же время чудесный характер его появления. Неслучайный, потому что в возникновении этого города проявилась высшая мудрость, как скажет об этом потом А.С.Пушкин, - “судьбою суждено”. Чудесный – потому что город возник на болоте, в гибельном месте и возник “вдруг”.
В оде Ломоносова Нева (река) дивится этому неожиданно возникшему на её берегах городу:
В стенах внезапно укреплена
И зданиями окружена,
Сомненная Нева рекла
“Или я ныне позабылась
И с оного пути склонилась,
Которым прежде я текла?”
Мотив чуда и чуда-строителя оказался в поэзии очень стойким. Он дожил до пушкинских времен, иронически прозвучал в обращении Евгения к Медному всаднику. В стихотворении В.Романовского “Петербург с Адмиралтейской башни, об этом говорится так:
О дивный град! О чудо света!
Тебя волшебник созидал…
Болотный кряж окаменел,
Воздвигся град, - и, в удивленье,
Свет чудо новое узрел.
В поэзии XVIII века было не принято вспоминать о тысячах человеческих жизней, которыми пришлось оплатить невское “чудо”: предполагалось, что у “чуда” цены не бывает. Но в народной памяти жила страшная правда о жертвах Петербурга, его обреченности, призрачности, о проклятии, тяготеющим над городом, многое определила в ъзарождении о формировании особого петербургского мифа, которому суждена была долгая жизнь в русской литературе, искусстве в целом. Особенно манящим и интригующим представлялось людям XVIII века будущее этого города. Заглядывание в завтра, конструирование этого “завтра” - было чертой культуры XVIII века.
В Петербурге работали архитекторы из многих стран Европы, но второй Венеции или второго Амстердама (к началу XIX века это стало очевидно) из него не получилось. Город обладал единством, но это единство какого-то необычного для Европы рода. Об этом удивительном качестве Петербурга писал Александр Бенуа: “…Петербург рос и развивался удивительно самобытно и с удивительной силой. Взгляните на старинные виды Петербурга. Ведь это не общеевропейский город и вовсе, с другой стороны, не русский, а какой-то совершенно особенный, безусловно, прекрасный и грандиозный”.
Чтение стихотворения. П.Вяземский “Петербург”
1810-1820 гг. Темы произведений этого десятилетия: героическая жизнь России (победа над Наполеоном) и высокодуховная атмосфера Петербурга осмыслена как - то будущее, которое готовил в своё время основатель города: “Здесь мыслил Петр об нас”. В поэзии образ Петербурга того времени запечатлен, как Петербург декабристов, город больших надежд, благородных стремлений, город Пушкина. В произведениях поэтов-декабристов Петербург представлен в новом, неожиданном ракурсе. У А.Бестужева-Марлинского Петербург показан как средоточие всевозможных нравственных пороков, привычное наименование “Северная Пальмира” сменилось на “роскошный Вавилон”
Чтение стихотворения. Кондратий Рылеев “Давно мне сердце говорило”.
Чтение стихотворения. А.С.Пушкин “Горд пышный, город бедный”.
В 1833 году в Болдина Пушкин написал поэму “Медный всадник”, одно из загадочных произведений русской литературы. Новаторский характер поэмы проявился в выборе героя, в построении темы Петербурга. Поэма названа “Медный всадник”, поэтому можно предположить, что главный герой – царь, основатель Петербурга. “Медный всадник” - это воссоздание средствами искусства процесса истории в его глубинном, трагическом содержании. Поэма Пушкина многое определила в дальнейшей судьбе русской литературы. Александр Блок писал: “Медный всадник” - все мы находимся в вибрациях его меди”.
Чтение отрывка из повести “Медный всадник”.
В поэме пунктирно намечена более чем вековая история Петербурга: замысел Петра (“здесь будет город заложен”), рост северной столицы, трагические события в день наводнения 1824 г. “Прошло сто лет”, - эта реплика адресована, прежде всего, Тредиаковскому, который писал: “Что ж бы тогда, как пройдёт уж сто лет?”
Чтение стих. А.С.Пушкин “Пир Петра Первого”.
Это стихотворение напечатал на первой странице первого номера своего журнала “Современник”. В стихотворении дан совсем иной , нежели в “Медном всаднике”, образ петербургской жизни. “В Петербурге-городке” - такое словосочетание вызывает представление о каком-то живом, уютном, почти семейном мире.
В 30-40-е годы 19 века тема Петербурга оказалась в центре споров западников и славянофилов. Поэтов различных общественных ориентаций об...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2363

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340