Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Историко-педагогический генезис категории Гражданское самосознание личности - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Историко-педагогический генезис категории Гражданское самосознание личности


Автор(ы): Шех Татьяна Владимировна, учитель иностранных языков


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В связи с глобальными переменами в социально-политической жизни России, происходит смена общественных ценностей, отсюда и новые требования, предъявляемые к личности. В настоящее время востребованы такие качества личности как инициативность, устойчивая гражданская позиция, умение адаптироваться в современных условиях, способность и готовность выполнять основные социально – ролевые функции и т.п.
Проблема формирования гражданского самосознания подрастающего поколения является одной из главных проблем на современном этапе развития человечества. На наш взгляд, в условиях многонациональной школы развитие личности - гражданина в таком контексте достаточно затруднено, но крайне необходимо. Гражданское самосознание должно способствовать объединению народов.
Это крайне значимо сегодня для России, особенно для тех её регионов, которые являются конфликтогенными. Знаниецентристская парадигма образования сменилась сегодня личностно-ориентированной.
Социализация личности невозможна без гражданского образования, ибо гражданская компетенция выходит в настоящее время среди основных компетенций на первый план. Вопросы гражданского образования и воспитания в отечественной педагогике имеют глубокие исторические корни.
Вопросы гражданственности волновали человечество всегда. Это объясняется тем, что проблемы гражданского образования и воспитания исследовали учёные всех времён.
Исследование процесса становления понятия “гражданственность” представляет большой интерес с точки зрения выяснения внутренних и внешних факторов логики его развития. Содержание этого понятия многогранно и многоаспектно и не является законченным. Оно включает в себя такие определения как “гражданское общество”, “гражданин”, “гражданство”. Наиболее подробно эти понятия разрабатывались в трудах Аристотеля (“Политика”), Платона (“Государство”), Н. Макиавелли (“Государь”), Ш.-Л. Монтескье (“О духе законов”), П. Вольтера (“Философские письма”), Ж.-Ж. Руссо (“Об общественном договоре”), и др.
Поскольку гражданское общество является необходимым компонентом демократического политического пространства и правового государства, рассмотрим историю его становления.
В Древней Греции Государство и гражданское общество рассматривались как союз свободных и равноправных граждан, объединённых полисом, в котором общество и государство предстают как единое целое. Каждый свободнорождённый гражданин ощущал себя частицей государства и принадлежал ему. Права гражданина совпадали с его обязанностями. Гражданство носило наследственный характер. Чужеземцы не могли получить гражданство, даже если они или их родители родились в конкретном полисе. Причём, женщины не обладали политическими правами и исключались из сферы политической жизни.
Ориентируясь на полис, Платон выводит необходимость идеального государства. Права человека определялись его статусом в обществе. Он разделял гражданские добродетели, в зависимости от социальной прослойки. А под справедливостью он понимал занятие каждого гражданина тем, что ему суждено: править, воевать, работать или подчиняться. Однако, в платоновской модели место человека занимает его общественная функция, нет семьи, частной собственности и т. п.
Государство по Аристотелю - это особая форма общежития граждан, включенных во власть. Гражданина, который участвует в управлении, реализует единство и взаимосвязь гражданских прав и обязанностей, он называет главным субъектом государства.
Эпикур выступал против концепции Платона о воспитании гражданина на основе классовых и религиозных интересов. Поэтому К. Маркс назвал Эпикура радикальным просветителем древности.
Проблема государства стала объектом внимания Николо Макиавелли, Жана Бодена, Томаса Мора, Томаса Гоббса, Джона Локка и др. Все они едины в выводе, что государство возникает в эпоху цивилизации, когда появляется формула “человек – в мировом сообществе”. Первые государства возникали спонтанно и по инициативе людей, пришедших к выводу о том, что общество прекратит своё существование без организующего центра.
Ядро понятия “гражданственность” закладывается в античные времена и включает в себя равенство перед законом, законопослушность, патриотизм. В это время воспитание направлено на формирование гражданина – воина, способного к выполнению политических функций.
Ф. Рабле, выразитель идей гуманизма эпохи возрождения, считал целью воспитания гуманизм как таковой, безотносительно к социальным классам и государствам. Вообще, в творчестве гуманистов эпохи возрождения (Данте, Петрарка, Л. Да Винчи, Э. Роттердармский, Н. Коперник, У. Шекспир и др.) подчёркивается острая критика феодального мировоззрения и порядков, когда основная масса трудящихся не пользовались гражданскими правами.
Я.А. Коменский в своём труде “Пампедия” обосновывает программу воспитания всего человечества. Он говорит о формировании у детей умений жить с другими в мире, уважать и любить другого человека, выполнять взаимные обязанности.
Идея развития гражданского общества получает развитие в работах Дж. Локка, Ж. Ж.-Руссо, Ш. Монтескьё и др. В работах мыслителей французского Просвещения гражданское общество рассматривается в позитивном плане. Жан Жак Руссо провозгласил, что ребёнок должен стать тем, что ему предписано судьбой. На данном историческом этапе воспитание человека в гражданском обществе трактуется как способ формирования человека как независимой личности. Гражданин считался активным участником политического общения и суверенной власти. Идеи Ж.-Ж. Руссо считались прогрессивными и перекликались с лозунгами французской буржуазной революции “Свобода! Равенство! Братство!” Официально понятие “гражданин” было введено в 1789 году французской “Декларацией прав человека и гражданина”. Гражданином в это время считался активный сторонник политической общности и государства, участвующий в создании законов. Закон считался выражением общей воли и единым для всех.
Во Франции особое звучание понятие “гражданственность” приобрело во время Великой Французской буржуазной революции 1789 года, когда подъём гражданских чувств охватил все слои общества. Люди приветствовали друг друга словами “Здравствуй, Гражданин”. Собственно, революцией было прервано параллельное существование общества и государства во Франции, ибо до неё государство имело религиозный характер. Само понятие гражданского общества было обосновано и произнесено во время революции. В это время было высказано предположение о противостоянии гражданского общества и государства в Европе.
Теория воспитания И. Г. Песталоцци предлагает решение парадокса Руссо, в рамках которого считалось невозможным формировать “естественного” человека.
На всех этапах развития отечественной педагогической мысли гражданское образование предполагало служение Отечеству.
В России, во времена Екатерины II ещё не было понятий, соответствующих словам “Человек” и “гражданин”. Их заменяло понятие “подданный, беспрекословно подчиняющийся власти”. Понимание гражданственности как своего рода подданства остаётся в России до конца 19 века. К тому времени сформировался идеал гражданина – свободной личности, патриота, готового с оружием защищать свою Родину. Ему присущи такие качества как мужественность, честь, личное достоинство, преданность общественному долгу.
В данный период истории возникают такие понятия как “патриотизм”, “любовь к Родине”.
Декабристы были первыми, кто попытался утвердить гражданские права человека. А. В. Беляев в своей докторской диссертации “Социально – педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодёжи” говорит: “Феномен декабризма – одно из первых свидетельств расхождения государства и гражданского общества в понимании целей воспитания, что повлекло соответственное расхождение в определении принципов, содержания, методов и форм обучения и воспитания. Декабристская педагогика – это одна из первых целенаправленных попыток соединить содержание воспитания с задачами современной жизни, превратить школу в средство политического воспитания”.
А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др. выдвинули в средине 19 века теорию о всеобщем социальном равенстве, на что и предлагали направить развитие человека школой. В.Г. Белинский предлагал вначале воспитать человека, а потом гражданина. А.Н. Радищев основной задачей воспитания считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего своё отечество.
Педагоги – демократы конца XIX века определяют самоуправление, науку, гласность основами гражданского общества.
В.Н. Сорока-Росинский считал гражданское воспитание нравственным долгом каждого человека, как воспитателя, так и воспитуемого. Воспитывать гражданское чувство он считал необходимым на многовековом опыте поколений, на инстинкте.
В конце XIX начале 20 века немецким учёным Г. Кершенштейнером была разработана теория трудовой школы и гражданского воспитания. Он разработал курс “Жизнь и обществоведение”.
Г. Кершенштейнер считал, что государство должно воспитывать не абстрактную личность, а полезного члена общества, испытывающего чувство любви и преданности своему государству.
Значительное развитие гражданское образование получило в конце XIX - начале XX вв. В этот период были разработаны различные философско-педагогические подходы к пониманию гражданского образования и вопросам его организации, что нашло отражение в трудах В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцель, С.И. Гессена, А.П. Нечаева, Н.И. Пирогова, С.Т.Шацкого, К.Д. Ушинского и др. Они отрицали классовый, партийный характер школы и воспитания, их связь с политикой.
Новая парадигма в гражданском образовании в России связана с именами Н.А. Бердяева, А.И. Герцена, И.А. Ильина, Г.П. Федотова и др. Своей задачей эта парадигма ставит формирование свободного, духовно развитого и социально активного человека.
Н.А. Бердяев говорит о недостатке самоуверенности у русского народа, о чуждости ему национальной гордости и национального достоинства.
В начале ХХ века, возникает потребность в образованных людях, так как только образованные люди являются оплотом для построения гражданского общества.
А.С. Макаренко считал воспитание гражданина основой для формирования целостной личности. Он говорил о необходимости воспитывать наиболее полноценного гражданина, достойного своей эпохи. В основе его концепции гражданского воспитания личности лежали гуманистические традиции русской школы. Учёные всего мира видят положительный пример гражданского воспитания в педагогическом наследии Макаренко. Его концепция гражданского воспитания рождалась в опытной работе с несовершеннолетними правонарушителями и беспризорниками. В своих трудах педагог показал как рождается новый тип гражданина-хозяина своей жизни и своей страны. Результатом его воспитания был гражданин мира, уверенный в том, что всё происходящее в мире, касается его личности.
В.А. Сухомлинский считал необходимым воспитывать в подростке “обострённое гражданское видение мира”.
В годы Великой Отечественной войны и последующие десятилетия вопросы гражданского образования и воспитания нашли отражение в трудах многих исс...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1560

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340